Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2011 г. по делу № 3-76/2011

Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
при секретаре Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Саратовской области о признании недействующим постановления Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Саратовской области",

установил:

прокурор Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Саратовской области".

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Саратовской области утверждены пунктом 1 постановления Правительства Саратовской области от 19.01.2011 № 40-П, а не пунктом 2.

В обоснование заявленных требований, указывает, что пунктом 2 оспариваемого постановления утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Саратовской области (далее - Требования), при утверждении которых Правительством области не были соблюдены требования законодательства к процедуре издания нормативных актов данного вида. Утвержденные Требования регламентируют хозяйственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения в результате техногенного воздействия человека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе" проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, являются объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня.
Полагает, что анализ постановления Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П свидетельствует о том, что утвержденные им Требования содержат нормы технического и правового характера (технические требования к обустройству и проведению производственных процессов, к оснащению производственного оборудования и т.д.), а также инструктивно-методического характера (рекомендуемые и разрешаемые мероприятия), что предполагает необходимость проведения по ним государственной экологической экспертизы, поскольку их реализация может повлечь за собой негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с противоречием пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", прокурор полагает, что Требования, утвержденные постановлением Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П, подлежат признанию недействующими полностью.
В судебном заседании представитель прокурора Саратовской области по доверенности А. просил удовлетворить заявление прокурора по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель Правительства Саратовской области А. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, дав подробные объяснения в обоснование изложенной в них позиции.
Заслушав объяснения участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Постановление Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П опубликовано в официальном издании Саратовской области - "Собрании законодательства Саратовской области" № 2, январь 2011 года (выход в свет 22 января 2011 года).
Суд не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора, поскольку в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно статье 2 того же Федерального закона законодательство об экологической экспертизе основывается, в том числе, и на соответствующих положениях Федерального закона "Об охране окружающей среды".
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Понятие негативного воздействия на окружающую среду дано в статье 1 указанного Федерального закона и определяется как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В пункте 1 статьи 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определены объекты охраны окружающей среды: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд и другие.
Правительством Саратовской области 19 января 2011 года принято Постановление № 40-П "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Саратовской области".
Оспариваемым постановлением предусмотрены дополнительные меры по охране животного мира при проведении различного рода работ, имеющие своей целью недопущение (предотвращение) негативных изменений качества окружающей среды, выражающееся в гибели объектов животного мира.
При этом содержащиеся в Постановлении положения не предусматривают регламентацию проведения производственных процессов при осуществлении деятельности, а только содержат ограничения и требование о принятии дополнительных мер безопасности для недопущения гибели животного мира при производстве работ.
Следовательно, реализация положений оспариваемого постановления не может привести к негативным изменениям качества окружающей среды.
В статье 20 Федерального закона "О животном мире" содержится требование о проведении экологической экспертизы хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания в качестве обязательной меры охраны животного мира. Вместе с тем, в абзаце 2 указанной статьи приводится исчерпывающий перечень объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе.
Нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в данный перечень не включены.
В статье 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" определен исчерпывающий перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизы регионального уровня. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи объектами экологической экспертизы являются проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды.
Постановление Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П не относится к категории названных документов и вследствие этого не входит в перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О животном мире" требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 того же Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление такого полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, как организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира.
Из пункта 1 оспариваемых Требований следует, что они распространяются на правоотношения, связанные с предотвращением гибели животного мира, обитающего в условиях естественной свободы, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Таким образом, указанные Требования утверждены Правительством области в пределах своей компетенции.
Доводы прокурора основаны на неправильном толковании материального закона и не могут служить основанием для признания недействующим постановления Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П, в связи с чем в удовлетворении заявления следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Саратовской области о признании недействующим постановления Правительства Саратовской области от 19 января 2011 года № 40-П "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Саратовской области" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru