Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


АССОЦИАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 13 января 2012 года

Вопрос 1. С 1 января 2012 года изменен порядок обжалования судебных решений в гражданском процессе

С 1 января 2012 года изменен порядок обжалования судебных решений в гражданском процессе. Главное нововведение - это создание полноценной апелляционной инстанции в гражданском судопроизводстве.
Теперь решения всех судов первой инстанции (а не только мировых судей, как это было до настоящего времени), не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в вышестоящих судах, т.е. решения мировых судей - в районных судах, решения районных судов - в областном суде. Теперь созданы апелляционные инстанции в судах общей юрисдикции всех уровней.
Также нововведения существенно реформируют кассационный порядок обжалования судебных актов и их пересмотр в порядке надзора. Вместо 3-х судебных инстанций в гражданском судопроизводстве теперь их стало 4.
Рассматриваться дело в апелляционной инстанции будет по правилам производства в суде первой инстанции с учетом некоторых особенностей, предусмотренных для апелляционного производства. Главное нововведение - это то, что теперь при пересмотре решений судов в апелляционной инстанции будет недопустима и невозможна передача дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Из полномочий суда второй инстанции теперь исключена возможность возвращения дела.
Раньше суд второй инстанции мог проверить правильность вынесенного вердикта в основном по имеющимся в деле документам. То есть в суд не вызывали свидетелей и экспертов, дело не пересматривали по новой, а просто проверяли правильность рассмотрения документов в суде первой инстанции. И если находили ошибку, возвращали дело на новое рассмотрение в тот же суд.
До настоящего времени это было одно из самых распространенных действий. Если вышестоящая инстанция не согласна с вынесенным решением, то его отменяли и дело возвращали в суд первой инстанции. Теперь же в случае отмены судебного решения суд второй инстанции должен сам рассмотреть дело по существу и вынести новое решение.
В результате принятия этих нововведений гражданский процесс все более совершенствуется, что позволит более эффективно решать задачи судопроизводства и повысит уровень защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при рассмотрении судебных дел.

Вопрос 2. Цели и причины изменений в Гражданском процессе

Основная цель реформы гражданского судопроизводства состоит в унификации правил пересмотра судебных актов с той системой, которая сложилась в арбитражном судопроизводстве, а также в необходимости осовременить и усовершенствовать пересмотр судебных актов в гражданском процессе в связи с тем, что Россия становится частью мирового, а более всего - европейского правового пространства.
В действующей до настоящего времени редакции Гражданского процессуального кодекса существовали два вида проверки судебных решений, принятых судами первой инстанции и не вступивших в законную силу: для решений мировых судей предусматривалось апелляционное производство, а для решений федеральных судов общей юрисдикции - кассационное производство. Поскольку Гражданский процессуальный кодекс не содержит различий в порядке рассмотрения гражданских дел мировыми судьями и федеральными судами в первой инстанции, поэтому не являлись оправданными и различия в порядке пересмотра этих судебных решений во второй инстанции.
Необходимость нововведений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации вызвана также тем, что исторически под кассационным производством понималось производство по проверке вступивших в законную силу судебных постановлений. Кассационное производство в большинстве европейских стран, а также в российском арбитражном процессе принципиально отличается по своему содержанию от производства в суде кассационной инстанции в судах общей юрисдикции Российской Федерации. Эти различия в наименовании, содержании одного и того же института процессуального права затрудняют процесс унификации процессуальных норм как на внутреннем, так и на внешнем правовом уровне.
Поэтому нововведения приняты, чтобы проверку законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных постановлений производить по общим правилам для мировых судей и федеральных судов общей юрисдикции.
Единый порядок обжалования не вступивших в законную силу судебных постановлений позволит в полной мере обеспечить единство судебной практики по делам, подсудным мировым судьям и федеральным судам общей юрисдикции, обеспечить право на равный суд и справедливое судебное разбирательство.

Вопрос 3. Новые сроки и особенности апелляционного обжалования

Важное нововведение в Гражданском процессуальном кодексе с 1 января - значительное увеличение срока на обжалование решения суда первой инстанции. Теперь апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Ранее этот срок составлял 10 дней. Это сделано в целях защиты прав лиц, участвующих в деле. Таким образом, у инициатора жалобы будет достаточно времени для определения своей позиции по принятому решению.
Увеличен также срок для подачи частной жалобы на определения судов первой инстанции, теперь он составляет 15 дней вместо 10-ти.
Требования к содержанию апелляционной жалобы остались почти такими же, как и раньше. При этом в апелляционной жалобе не могут указываться новые требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, поскольку новые требования не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции. Если обжалуется только часть судебного решения, то суд проверяет законность и обоснованность решения только в этой части, но может и проверить его в полном объеме, если это соответствует интересам законности. Суд должен проверить обжалуемое решение на наличие нарушений норм процессуального права, вне зависимости от доводов инициаторов апелляционного обжалования.
Сохраняется специфика апелляционного производства, в частности: неприменение в суде апелляционной инстанции правил об изменении предмета и основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска и другие.
Новыми являются и другие положения кодекса, направленные прежде всего на усиление процессуальных гарантий прав участников гражданского процесса. К ним относятся, например, обязательное ведение протокола судебного заседания в суде второй инстанции.
Во вновь созданной апелляционной инстанции гражданские дела будут рассматриваться судами коллегиально, за исключением споров по обжалованию решений мировых судей.

Вопрос 4. Новое кассационное производство

В новой кассационной инстанции, созданной с 1 января 2012 года, будут рассматриваться жалобы и представления на судебные постановления, вступившие в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Срок для подачи кассационной жалобы - 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу.
Основная цель кассационной инстанции заключается в проверке вступивших в законную силу судебных постановлений исключительно по вопросам права. Это означает, что суд кассационной инстанции проверяет только правильность применения закона при предыдущем рассмотрении дела.
При этом суд кассационной инстанции не вправе делать переоценку доказательств, рассмотренных судом первой инстанции, предрешать вопросы об их достоверности или недостоверности, преимуществе одних доказательств перед другими.
В качестве оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав. При этом указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Полномочиями суда кассационной инстанции с 1 января наделены президиумы областных судов, а также верховных судов республик, краевых судов, судов автономных округов и судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Важно иметь в виду, что условием для обращения в суд кассационной инстанции является исчерпание иных установленных Гражданским процессуальным кодексом способов обжалования данного судебного постановления до дня вступления его в законную силу. То есть сначала нужно обжаловать решение в апелляционном порядке, а только после этого обращаться в кассационную инстанцию.
В отличие от апелляционного производства суд кассационной инстанции вправе отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.

Вопрос 5. Новое надзорное производство

В новой редакции Гражданского процессуального кодекса, действующей с 1 января, надзорное производство сохраняется в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений. Согласно нововведению полномочия по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора сохранилось исключительно за Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
В кодексе предусматривается исчерпывающий перечень судебных постановлений, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, и общие основания для их пересмотра.
Например, решения районных судов могут быть объектом надзора только после кассационного обжалования в президиум областного суда, а затем в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ, т.е. после прохождения этих двух кассационных инстанций.
Необходимо обратить внимание, что уменьшен срок для подачи надзорной жалобы, который теперь составляет три месяца, вместо существующего до настоящего времени шестимесячного срока. Вместе с тем в течение одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу пропущенный срок может быть восстановлен. Но это допускается в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи надзорной жалобы, например, тяжелая болезнь.
Согласно нововведениям в надзорной инстанции решение суда подлежит отмене или изменению, если Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что судебное решение нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации и нормами международного права,
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Вопрос 6. С 1 января пассажирские автобусы и маршрутки должны быть оборудованы ГЛОНАСС.

С 1 января 2012 года Правительство России обязало компании, осуществляющие пассажирские перевозки, устанавливать на транспортных средствах систему ГЛОНАСС - теперь ее наличие - это обязательное условие для выдачи лицензии.
Новое правило касается автомобильного транспорта, который оборудован для перевозок более 8 человек, то есть все пассажирские автобусы и маршрутки. Исключение составляет автотранспорт, который используется компаниями или индивидуальными предпринимателями для обеспечения собственных нужд.
Теперь чтобы получить лицензию, претендент должен иметь автомобиль, который в дополнение к ранее закрепленным требованиям оснащен в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
С 1 июля 2012 года использование транспорта без системы ГЛОНАСС будет запрещено и будет считаться грубым нарушением лицензионных требований.
Предполагается, что оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS поможет сделать перевозки более безопасными, а также отслеживать маршруты, по которым передвигается транспорт - в частности, для борьбы с отставанием от расписания.
Министерством транспорта РФ разработан порядок оснащения транспортных средств системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Соблюдение правил установки и функционирования оборудования будет контролироваться автоматизированным центром контроля и надзора Ространснадзора.
В качестве аргументов в пользу установки данного оборудования в проекте приказа Министерства транспорта были названы цели "повышения эффективности управления движением транспортных средств, защиты жизни и здоровья граждан, предотвращение причинения вреда имуществу граждан и организаций".

Вопрос 7. Ответственность за отсутствие ГЛОНАСС.

Обязательная установка аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС на автобусах и маршрутках предусмотрена с 1 января, а административная ответственность за ее отсутствие будет применяться с 1 июля 2012 года, так как это будет считаться грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Министерство транспорта РФ опубликовало проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях, который предусматривает штраф при использовании транспортных средств, не оборудованных системой ГЛОНАСС.
В проекте предусматривается, что перевозка пассажиров на транспортном средстве, не оборудованном аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 2,5 тыс. руб., на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, - 5 тыс. руб., на юридических лиц - до 50 тыс. рублей.
Для реализации принятых изменений планируется принятие еще одного нормативного акта - Порядка оснащения транспортных средств системой ГЛОНАСС. Необходимость разработки этого документа предусмотрена Законом о навигационной деятельности. На сегодняшний день его проект разработан Минтрансом России и опубликован на официальном сайте.
Указанный порядок предусматривает процедуру установки и тестирования системы ГЛОНАСС на транспортных средствах. Также предполагается обязательная выдача владельцам транспортных средств документа об оснащении системой ГЛОНАСС и включение информации об этом в базу данных Ространснадзора.
Из положений документа следует, что расходы по установке аппаратуры будет нести владелец транспортного средства. После установки и тестирования оборудования спутниковой навигации оно будет опломбировано для того, чтобы исключить несанкционированный доступ. Если транспортное средство перейдет к новому владельцу либо оборудование будет установлено на другое транспортное средство, необходимо будет уведомить Ространснадзор и получить новый документ, подтверждающий оснащение транспортного средства системой ГЛОНАСС.

Начальник юридического отдела
Общественного движения
"Ассоциация потребителей
Пензенской области"
Ю.С.ВАСИЛЬЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru