Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2011 г. по делу № А14-761/2011

(извлечение)

ООО "С" (заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (ответчик по делу, Управление Роспотребнадзора по Воронежской области) об отмене постановления от 11.01.2011 № 1 по делу об административном правонарушении.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 24 марта 2011 года объявлялся перерыв до 31 марта 2011 года.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Из материалов дела следует.
На основании обращения гражданки Е., должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 6.4 КоАП РФ, а также определение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы. В ходе проведения административного расследования проверяющими были установлены факты, свидетельствующие о нарушении требований п. 3 ст. 23 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1099 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 9.1, п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих". Согласно акта санитарно-эпидемиологического обследования подвального помещения жилого дома <...> от 02.12.2010, а также на основании экспертного заключения ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" № ОГ-40-1171 от 03.12.2010 условия проживания в жилом доме <...> (в части содержания подвального помещения) не соответствуют требованиям санитарного законодательства, а именно: при осуществлении функции управления и содержания жилого дома <...> (согласно протокола общего собрания собственников помещений по выбору способа управления б/н от 28.05.2008) обслуживающей организацией ООО "С" из-за несвоевременного устранения течи на внутридомовых сетях канализации, а также вследствие нарушения герметичности внутридомовых систем канализации жилого дома допущено затопление сточными водами подвального помещения 2 подъезда жилого дома <...>. В подвальном помещении жилого дома <...> не проводится своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка помещения (данные нарушения выявлялись систематически: протоколы об административном правонарушении № 4446 от 13.07.2010, № 4485 от 21.08.2009). Согласно информации по определению об истребовании сведений № 341-02/4-3 от 08.12.2010 МУП "В" сообщил проверяющим о то, что за период с 17.11.2010 по 02.12.2010 в аварийно-диспетчерскую службу МУП "В" от ООО "С" заявки на засор дворовой канализации поступали дважды (25.11.10 г., 02.12.2010 г.), причем при осмотре, проведенным специалистами АДС 02.12.2010 года было установлено, что засора нет, канализационная линия работает в нормальном режиме. Данные нарушения допущены в связи с отсутствием должного контроля со стороны юридического лица за соблюдением действующего законодательства.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области за указанные нарушения 23.12.2010 был составлен протокол об административном правонарушении № 007428 по ст. 6.4 КоАП РФ.
11.01.2011 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 1, в соответствии с которым ООО "С" привлечено к ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ в виде взыскания 10 000 рублей штрафа.
ООО "С", не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель со ссылкой на Письмо Минрегиона РФ № 26084-СК/14 от 14.10.2008, указывает на отсутствие вины ООО "С" в выявленных нарушениях, ввиду наличия задолженности населения по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ, является юридическое лицо, эксплуатирующее жилые и общественные помещения, и нарушившее при этом санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно пункту 16 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, далее - Правила) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилой дом <...> принят ООО "С" в управление. С собственниками жилых помещений в указанном доме ООО "С" заключены договоры управления многоквартирным домом.
В соответствии с указанными договорами Общество обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
Из содержания пункта 10 Правил содержания общего имущества следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в состоянии, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья граждан.
Статья 11 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержит общие требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также выполнять иные обязанности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В Российской Федерации применяются санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, зарегистрированы в Минюсте РФ 15.07.2010 за № 17833), а также 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих" (утверждены Постановлением главным государственным санитарным врача РФ от 09.06.2003 № 126, зарегистрированы в Минюсте 19.06.2003 за № 4756).
Согласно пункту 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых помещений требуется:
- своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания;
- проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
Пунктом 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 установлено, что при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
При этом необходимо своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания; проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация) (пункт 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"). Кроме того, в соответствии с п. 5.8.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" канализационные трубопроводы, стыковые соединения, ревизии, прочистки должны быть герметичны при давлении 0,1 МПа.
В соответствии с 3.3 СанПиН 3.5.21376-03 при эксплуатации в жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе: своевременный ремонт и герметизацию швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков; обеспечение уборки и дезинсекции в соответствии с санитарными правилами для объекта; устройство освещения в помещениях подвалов, технических подполий; уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон; устройство и поддержание в исправности цементной (асфальтовой) стяжки пола; поддержание в исправном состоянии отмосток и водостоков; своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка подвалов, технических подполий.
Вышеуказанные положения СанПиН должны соблюдаться ООО "С" при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным жилого дома <...>, как лицом, ответственным за содержание данного жилого дома.
Выявление в ходе проверки нарушения пунктов 9.1 и 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10, пункта 3.3 СанПиН 3.5.21376-03, пункта 3.3 СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации" подтверждено материалами дела и не опровергнуто заявителем.
В соответствии с пунктом 42 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (утверждены Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006), управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения Правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на основании которых оно основывает свои требования и возражения.
ООО "С" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", а также СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".
Довод заявителя о том, что ООО "С" не имело возможности для соблюдения вышеназванных Санитарных правил, так как все работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества производятся в объеме полученных от собственников денежных средств, не принимается судом в силу положений пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, материалами административного дела подтверждается, что Общество допустило нарушение требований санитарного законодательства при управлении многоквартирным домом и, соответственно, совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ.
При этом, судом отклоняются ссылки заявителя на то, что в марте 2011 года Обществом были предприняты меры по устранению выявленных нарушений, поскольку, данный факт не исключает состав административного правонарушения.
На основании изложенного, а также, учитывая, что Общество привлечено к административной ответственности в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ст. 6.4 КоАП РФ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО "С" к административной ответственности по указанной статьей, а также назначенного ООО "С" административного наказания.
Нарушений норм процессуального права Управлением при привлечении ООО "С" к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования - не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 2.1, 6.4 КоАП РФ, ст. ст. 207 - 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Отказать ООО "С" в удовлетворении требований об отмене постановления № 1 от 11.01.2011 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru