Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Владимирская область


ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2010 г. № 3-73/2010

Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Шайковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации города Владимира о признании недействующим со дня принятия Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 205-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению",

установил:

администрация города Владимира обратилась во Владимирский областной суд с вышеуказанным заявлением.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что Закон Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 205-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию, лекарственному обеспечению" противоречит Конституции Российской Федерации, Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, Федеральному закону от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по следующим основаниям.
Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку федеральными законами, в том числе, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья, Федеральным законом "О государственной социальной помощи", не предусматривается передача государственных полномочий по социальному обеспечению отдельных категорий граждан законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления, у Законодательного Собрания Владимирской области отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого Закона.
В судебном заседании представители администрации города Владимира Г. и С.Д., действующие по доверенностям, настаивали на удовлетворении заявленных требований, указывая, что любые полномочия органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе и собственные, могут быть переданы органам местного самоуправления, только в том случае, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Побудительным мотивом для обращения в суд явилась неполная передача в 2009 году органами государственной власти <...> финансовых средств, необходимых для осуществления администрацией города Владимира отдельных государственных полномочий, предусмотренных Законом Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 205-ОЗ.
Представители Законодательного Собрания и администрации Владимирской области, соответственно, Н. и К., действующие по доверенностям, просили отказать в удовлетворении заявления, поддержали позицию, изложенную в письменных возражениях, представленных в суд названными заинтересованными лицами. Полагали, что оказание мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению относится к собственным полномочиям субъектов Российской Федерации, а не к полномочиям Российской Федерации, переданным для исполнения субъектам Российской Федерации, поэтому эти полномочия в соответствии с подпунктом 21.1 пункта 2 и пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", могут быть переданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления, без какого-либо указания на предоставление такого права в федеральном законе.
Выслушав объяснения представителей администрации города Владимира, Законодательного Собрания и администрации Владимирской области, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, заслушав мнение прокурора Владимирской областной прокуратуры, полагавшего необходимым заявленные требования отклонить, суд не находит оснований для удовлетворения заявления администрации города Владимира.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184 (с последующими изменениями) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 184-ФЗ) деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений Устава (Основного закона) Владимирской области высшим законодательным (представительным) органом государственной власти на территории области является Законодательное Собрание Владимирской области.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года № 5487-1, регламентируют полномочия федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан (статья 5), полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 5.1), полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан (статья 6), полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан (статья 8).
При этом к полномочиям Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся лишь: осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения) и лицензирование отдельных видов деятельности.
Организация же оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан, является собственным полномочием субъекта Российской Федерации (пункт 9 части 1 статьи 6).
Анализ статей 4, 4.1, 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", определяющих круг полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также указывает на то, что оказание мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению, определенных областным законодательством, является собственным, а не переданным полномочием субъектов Российской Федерации. Так в статье 5 данного Федерального закона закреплено право субъектов Российской Федерации предоставлять социальную помощь отдельным категориям граждан за счет средств бюджета субъекта.
Исходя из положений подпункта 21.1 пункта 2, пункта 6 статьи 26.3 этого же Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан.
Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению не входит в перечень государственных полномочий субъектов Российской Федерации, передача которых органам местного самоуправления запрещена федеральным законодательством.
Анализ пунктов "ж", "з" части 1 статьи 1 Федерального закона № 184-ФЗ в совокупности с положениями статей 6, 65, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и содержанием пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует о том, что наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Судом установлено, что предусмотренные вышеуказанными нормами федерального законодательства полномочия Владимирской области, как субъекта Российской Федерации, по оказанию государственной социальной помощи реализованы путем принятия Закона Владимирской области от 2 октября 2007 года № 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области".
В главе 20 названного Закона определены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан при оказании медико-социальной помощи, в том числе, по зубопротезированию, и меры социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Губернатора Владимирской области от 21.01.2005 № 23 называется "О ведении регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении на территории Владимирской области", а не "О введении регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении на территории Владимирской области".

Во исполнение указанного Закона Губернатором Владимирской области 21 января 2005 года приняты постановления № 22 "О мерах социальной поддержки отдельных групп населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении" и № 23 "О введении регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении на территории Владимирской области".
28 декабря 2005 года Законодательным Собранием Владимирской области принят, и Губернатором Владимирской области в этот же день подписан Закон Владимирской области № 205-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению" (далее - Закон № 205-ОЗ).
Статьей 11 названного Закона предусмотрено, что он вступает в силу с 1 января 2006 года. Положения настоящего Закона, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом Владимирской области об областном бюджете Владимирской области на очередной финансовый год при условии, если Законом Владимирской области об областном бюджете Владимирской области предусмотрено предоставление субвенций органам местного самоуправления на осуществление переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий.
Указанный Закон Владимирской области официально опубликован в издании "Владимирские ведомости" № 421 - 424 30 декабря 2005 года и в настоящее время действует в редакции Закона Владимирской области № 8-ОЗ от 09 февраля 2009 года.
Предметом регулирования оспариваемого Закона являются отношения в сфере наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению, состоящими в: исполнении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, определенных областным законодательством, по зубопротезированию и лекарственному обеспечению; организации деятельности по зубопротезированию и лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан в порядке, определенном областным законодательством; осуществлении контроля за предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению (статья 1). В перечень муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями, включен и город Владимир (статья 2).
Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок (статья 3).
В соответствии со статьей 6 оспариваемого Закона средства на реализацию передаваемых полномочий ежегодно предусматриваются в составе областного фонда компенсаций в виде субвенций. Объем средств, предоставляемых бюджету муниципального образования на осуществление полномочий по исполнению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению рассчитывается по формуле, приведенной в этой же статье.
Кроме того, Законом № 205-ОЗ определены права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий (статья 4), права и обязанности органов государственной власти области при осуществлении отдельных государственных полномочий (статья 5), порядок отчетности органов местного самоуправления (статья 7), порядок осуществления органами государственной власти области контроля за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (статья 8), условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (статья 9), ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий (статья 10).
Средства необходимые для осуществления органами местного самоуправления указанных государственных полномочий, в бюджете Владимирской области с момента вступления в законную силу Закона № 205-ОЗ предусматривались, что не оспаривалось и представителями заявителя в судебном заседании. Предусмотрены они и Законом Владимирской области от 25 декабря 2009 года № 180-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта в части его формы (вида), процедуры принятия, правил введения его в действие, в том числе, правил его опубликования, не нарушен, что подтверждается исследованными судом письменными доказательствами и не ставилось под сомнение при рассмотрении данного дела ни одним из участвующих в деле лиц.
Согласно статье 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Данному положению оспариваемый заявителем Закон области не противоречит.
Таким образом, Закон № 205-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению" принят во исполнение норм федерального законодательства и в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, предоставленных ему федеральным законом при решении данного вопроса, отнесенного к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
При таких обстоятельствах доводы администрации города Владимира о несоответствии оспариваемого Закона пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, положениям статей 5, 5.1, 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статей 4, 4.1, 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" нельзя признать правильными, поскольку, ссылаясь на указанные нормы права, заявитель делает акцент на полномочиях, переданных Российской Федерацией для исполнения субъектам Российской Федерации и порядка наделения ими органов местного самоуправления. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, в оспариваемом Законе речь идет о наделении органов местного самоуправления собственными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению.
По этим же причинам не является основанием для удовлетворения заявленных требований и ссылка представителей заявителя на Федеральные законы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "О Всероссийской переписи населения", "Об актах гражданского состояния", а также на КоАП РФ.
Довод представителей администрации города Владимира о несоответствии и противоречии оспариваемого областного Закона - Конституции Российской Федерации также является несостоятельным, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 251 ГПК РФ проверка закона субъекта Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Утверждение представителей заявителя об имеющемся факте недостаточности перечисленных в 2009 году из областного бюджета денежных средств для реализации оспариваемого Закона органами местного самоуправления города Владимира, не может повлечь признание этого Закона несоответствующим федеральному законодательству, так как его проверка выходит за рамки, рассматриваемого областным судом в порядке нормоконтроля настоящего гражданского дела.
Юридическая экспертиза Закона Владимирской области № 205-ОЗ, проведенная Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области установила его соответствие федеральному законодательству.
Таким образом, Закон Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 205-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению" не противоречит федеральному законодательству, не нарушает компетенцию и прав органов местного самоуправления города Владимира, принят Законодательным Собранием Владимирской области в пределах компетенции с соблюдением законодательной процедуры, подписан уполномоченным лицом, опубликован в установленном порядке, не нарушает гражданских прав и свобод человека и гражданина.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, Владимирский областной суд

решил:

заявление администрации города Владимира о признании недействующим со дня принятия Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 205-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья
Владимирского областного суда
Д.А.ЗАВЬЯЛОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru