Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2012 г. по делу № 7-44/12

27 января 2012 года судья Нижегородского областного суда Кручинин М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и.о. директора <...> предприятия г. Арзамас И.С.В. на постановление судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 22 декабря 2011 года о признании <...> предприятия виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 500000 рублей,

установил:

Законным представителем - и.о. директора <...> предприятия г. Арзамас (далее - <...>) И.С.В. подана жалоба на указанное выше на постановление судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области. В жалобе И.С.В. просит постановление отменить, так как оно является незаконным и необоснованным, производство по делу прекратить. Указал в жалобе, что в действиях <...> отсутствуют признаки состава административного правонарушения. Договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и выполнению работ по ремонту объектов теплосетевого хозяйства от 01.09.2011 года, заключенный между <...> и ООО <...>, а также дополнительное соглашение № <...> к Договору подтверждают наличие у <...> необходимого количества работников, отвечающих всем требованиям законодательства в области промышленной безопасности. Действующее законодательство в области промышленной безопасности не ограничивает право эксплуатирующей организации привлекать для обслуживания взрывопожароопасных производственных объектов сторонние организации и их специалистов. Контроль за процессом эксплуатации оборудования и специалистами ООО <...> руководитель <...> может осуществлять на основании заключенного Договора и выданной доверенности от 01.09.2011 года № <...>. Проводить подготовку специалистов и аттестацию работников ООО <...> <...> не полномочно, поэтому неисполнение данной обязанности не может быть указано в качестве нарушения законодательства о промышленной безопасности. Также в жалобе указано, что судьей Арзамасского районного суда Нижегородской области не дана надлежащая оценка доказательствам, представленным <...>.
В Нижегородский областной суд в судебное заседание явились защитники <...> г. Арзамас Д.Т.В., С.А.П., К.О.В., которым разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Права понятны, отводов не заявлено. Заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копий двух приказов руководителя <...> от 01 сентября 2011 года № <...> и № <...>, копии приказа руководителя ООО <...> от 01 сентября 2011 года. Ходатайство удовлетворено.
В судебное заседание не явился законный представитель <...> И.С.В., был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Судом, пересматривающим постановление по жалобе, принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие с участием защитников юридического лица.
В судебное заседание также явились представители Волжско-Окского управления Ростехнадзора К.С.А. и Д.В.А.
При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде защитники <...> доводы жалобы поддержали, просили постановление отменить по основаниям, указанным в жалобе. Пояснили, что обслуживание и ремонт опасного оборудования, остающегося в ведении и эксплуатации <...>, работниками сторонней организации - ООО <...> соответствует концепции, разработанной Правительством Нижегородской области. Работники ООО <...>, осуществляющие ремонт и обслуживание опасного оборудования, прошли аттестацию. Директор <...> в силу статьи 8 Трудового кодекса РФ, на основании доверенности и приказов имеет возможность контролировать процесс обслуживания и ремонта взрывопожароопасного оборудования. Доказательства правомерности действий <...> были представлены в Арзамасский городской суд.
Представители Волжско-Окского управления Ростехнадзора К.С.А. и Д.В.А. доводы жалобы не поддержали, просили постановление оставить без изменения. Представитель К.С.А. указал, что условиями выдачи <...> лицензии на эксплуатацию опасного оборудования явилось наличие квалифицированного штатного персонала у самой эксплуатирующей организации, возможность у администрации предприятия осуществлять контроль за обслуживанием и ремонтом оборудования. Сейчас <...> такой контроль обеспечить не может, штат <...> состоит из трех работников. Требования, содержащиеся в Положении об организации и осуществлении производственного контроля, согласованном с надзорным органом, в настоящий момент выполняться не могут, так как специалисты выведены из штата организации. Данная организация фактически выходит из-под контроля Волжско-Окского управления Ростехнадзора, что может привести к негативным последствиям. Применение договора аутстаффинга, приводящего к выведению из штата организации всех специалистов и привлечению специалистов сторонней организации, на опасных, поднадзорных органам Ростехнадзора объектах недопустимо, приводит к нарушению положений статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Просил в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, суд, рассматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
<...> привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ, согласно которой ответственность предусмотрена за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что <...> является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, перечень которых приведен в судебном постановлении. На деятельность <...> распространяются положения Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Данное обстоятельство <...> не оспаривается.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 14 ноября 2011 года, составленному в отношении <...>, данной организации органом надзора вменяется грубое нарушение лицензионных требований и условий лицензии.
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (действовавшим на момент проведения проверки), так и в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подлежала и подлежит лицензированию.
<...> имеет лицензию от 21.11.2008 года № <...> (КС) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением 0,07 мегапикселей или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия) (л.д. 24).
Согласно статье 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (действовавшего на момент проведения проверки) лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Аналогичное определение данному понятию дано в статье 3 и статье 8 действующего в настоящее время Федерального закона 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт "а" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 599.

На основании пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 599, лицензионными требованиями и условиями при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в том числе являются соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (подпункт "а" Положения).
В соответствии с пунктом 6 Положения эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "ж" пункта 5 Положения.
На основании статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе:
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.
Таким образом, нарушение перечисленных выше положений статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" является грубым нарушением лицензионных требований, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.
Согласно представленной <...> справке штатная численность <...> составляет 3 человека: директор, главный бухгалтер, инженер по техническому надзору (л.д. 5). Эксплуатация опасных производственных объектов осуществляется работниками ООО <...> (далее - ООО <...>) на основании Договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и выполнению работ по ремонту объектов теплосетевого хозяйства от 01 сентября 2011 года, заключенного между <...> и ООО <...>, и Дополнительному соглашению № <...> к Договору на оказание услуг по техническому обслуживанию и выполнению работ по ремонту объектов теплосетевого хозяйства 01 сентября 2011 года, заключенному между указанными юридическими лицами (л.д. 73 - 134).
Условиями указанных выше Договора и Дополнительного соглашения предусмотрено, что предметом договора является возмездное оказание услуг: по текущему техническому обслуживанию и ремонту систем и сооружений теплосетевого хозяйства (имущества), включая закупку исполнителем от собственного имени и за свой счет, в пределах согласованной сметы затрат, оборудования, материалов, инструментов, приспособлений, оснастки (и т.д.), необходимых для технического обслуживания и ремонта имущества (п. 1.1.1 Договора); по предоставлению Заказчику (<...>) работников Исполнителя (ООО <...>) для осуществления хозяйственной деятельности Заказчика (п. 1.1.2 Договора).
Пунктом 1.7 Договора предусмотрено, что предоставление работника Заказчику не изменяет и не прекращает трудовые правоотношения между работником и Исполнителем. Исполнитель в качестве работодателя самостоятельно выполняет все обязанности и реализует права, вытекающие из трудовых правоотношений с работником. Пунктом 1.8 установлено, что предоставление работника Заказчику не ведет к установлению трудовых или гражданско-правовых отношений между работником и Заказчиком.
Пунктом 7.7 Договора предусмотрено, что Заказчик обеспечивает производственный контроль за безопасной эксплуатацией опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также несет ответственность за обеспечение промышленной безопасности эксплуатации имущества вне зависимости от того, штатными или внештатными работниками осуществляются функции по его эксплуатации (л.д. 81 - 82).
Оценив положения заключенного договора, а также положения приведенных нормативных правовых актов, в том числе статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", суд пересматривающий дело по жалобе полагает, что судья Арзамасского городского суда Нижегородской области пришел к правильному выводу о том, что <...> допущено грубое нарушение условий лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Наличие в штате <...> трех лиц (директор, главный бухгалтер, инженер по техническому надзору) не соответствует требованию статьи 9 приведенного выше Федерального закона, предусматривающей необходимость укомплектования штата работников опасного производственного объекта установленным требованиям; осуществлению функций по допуску к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим требованиям; обеспечению проведения подготовки и аттестации работников; организации и осуществления производственного контроля.
При этом суд исходит из следующего.
Сама по себе выдача организации лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов предполагает наличие в организации работников, обладающих определенными трудовыми навыками, что должно быть подтверждено соответствующими документами (дипломы, копии, аттестаты) (п.п. "е" п. 7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 г. № 599).
Согласно Положению об организации и осуществлении производственного контроля <...> за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов газового надзора, котлонадзора и грузоподъемных кранов, утвержденному директором <...> 25.05.2004 г. и согласованного с органами Госгортехнадзора РФ 15.06.2004 г. (принято в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263) производственный контроль за соблюдением требований ПБ при эксплуатации ОПО в организации должны осуществлять директор предприятия, главный инженер, начальники ТЭР, главный механик, старший мастер, мастер - ответственный за ИС и БЭК, БЭГХ, мастер, мастер ХВО, мастер КИП и А, мастер по электрооборудованию, инженер по производственному контролю за обеспечением ПБ, начальник службы КИП и А и электрохозяйства.
Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 г. № 88, также предусмотрена обязанность администрации организации, эксплуатирующей паровые и водогрейные котлы, обеспечить укомплектованность штата работников, допуск к работе специально обученных лиц, назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов, обеспечивать подготовку и аттестацию работников, организовать и проводить производственный контроль (п. 9.1.1).
Таким образом, соблюдение лицензионных требований, как считает суд, предполагает наличие у администрации организации в отношении работников, осуществляющих обслуживание и ремонт опасных производственных объектов, организационно-распорядительных и властно-подчиненных функций.
Из Договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и выполнению работ по ремонту объектов теплосетевого хозяйства от 01 сентября 2011 года, заключенного между <...> и ООО <...> (с учетом Дополнительного соглашения № <...>), следует, что работники ООО <...>, осуществляющие обслуживание и ремонт объектов теплосетевого хозяйства, находящегося в эксплуатации <...>, в трудовых либо иных правоотношениях, основанных на принципах руководства и подчинения, не находятся.
Таким образом, выводы, содержащиеся в постановлении судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области, основаны на нормах закона.
Доводы жалобы не могут повлечь отмену постановления.
То, что ранее работники ООО <...>, обслуживающие объекты теплосетевого хозяйства, находящегося в эксплуатации <...>, состояли в трудовых отношениях с <...>, не влечет за собой признание того, что <...> соблюдаются лицензионные требования, по указанным выше основаниям.
Письмо заместителя руководителя Ростехнадзора от 07.01.2011 года № <...>, на которое имеется ссылка в жалобе, нормативным правовым актом не является, разъяснение дано в отношении иной организации.
Довод о том, что и.о. директора <...> И.С.А. от ООО <...> выдана доверенность на осуществление оперативного руководства персоналом ООО <...>, исполняющим трудовые функции на объектах ООО <...>, а также приняты приказы о передаче полномочий, не может быть принят судом во внимание, так как на основании данной доверенности и представленных приказов переданные полномочия могут осуществляться от имени и в интересах ООО <...>.
Обязанность организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности следует из приведенных выше правовых норм, в том числе статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Нарушений процессуальных положений, содержащихся в КоАП РФ, при рассмотрении дела судьей Арзамасского городского суда Нижегородской области не допущено.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере в пределах санкции части 3 статьи 9.1 КоАП РФ с учетом положений статей 3.12, 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 22 декабря 2011 года о признании <...> предприятия виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу и.о. директора <...> предприятия г. Арзамас И.С.В. оставить без удовлетворения.

Судья областного суда
М.А.КРУЧИНИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru