Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 сентября 2011 г. по делу № 3-207/11

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Сухаревой С.И.
с участием прокурора Долженко А.А.
при секретаре А.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О.Н. о признании недействующим постановления правительства Санкт-Петербурга от 03 октября 2006 года № 1198 "О продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства",

установил:

3 октября 2006 года правительством Санкт-Петербурга принято постановление № 1198 "О продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства". 26 августа 2008 года постановлением правительства Санкт-Петербурга № 1078 и 23 декабря 2010 года постановлением правительства Санкт-Петербурга № 1779 в вышеназванное постановление внесены изменения.
Оспариваемое постановление опубликовано 30 октября 2006 года в "Петербургском Дневнике", № 42, и 27 ноября 2006 года в "Вестнике Администрации Санкт-Петербурга", № 11.
Указанным постановлением утверждено Положение о порядке подготовки документации, необходимой для проведения аукционов по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства, которым определен порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и открытого акционерного общества "Фонд имущества Санкт-Петербурга" при подготовке документации, необходимой для проведения аукционов по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства. А также установлено, что решения о продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных на территории Санкт-Петербурга, для индивидуального жилищного строительства на аукционе принимаются администрациями Выборгского, Колпинского, Красногвардейского, Красносельского, Курортного, Петродворцового, Приморского, Пушкинского районов Санкт-Петербурга в отношении земельных участков, расположенных в границах соответствующих районов Санкт-Петербурга.
О.Н. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании недействующим постановления правительства Санкт-Петербурга от 03 октября 2006 года № 1198 "О продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства", ссылаясь на то, что оспариваемое постановление противоречит нормам Земельного Кодекса Российской Федерации, главе 3 Закона Российской Федерации № 135-ФЗ "О защите конкуренции" от 26 июня 2006 года, поскольку предоставляет ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" исключительное монопольное право распоряжаться всеми земельными участками в Санкт-Петербурге, что в свою очередь нарушило право заявителя на приобретение земельного участка. (л.д. 12).
В судебном заседании представитель заявителя О.В., действующий на основании полной доверенности, поддержал заявленные требования, пояснив, что пункты 2.2.4, 3.1 и 3.2.2 оспариваемого постановления противоречат статьям 15, 16 Закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", и ФЗ-94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". (л.д. 12,100).
Представитель правительства Санкт-Петербурга не явился в судебное заседание, в письменном отзыве против удовлетворения заявления возражал, (л.д. 89-90).
Представитель ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" Ч.Е., действующая на основании полной доверенности от 30 декабря 2010 года № 1042328, явилась в судебное заседание, против удовлетворения заявления возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 27-28).
Выслушав стороны, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Долженко А.А., полагавшей, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29, п. 4 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга "О правительстве Санкт-Петербурга" правительство Санкт-Петербурга управляет и распоряжается собственностью Санкт-Петербурга в соответствии с законами Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьей 8 Закона Санкт-Петербурга "О правительстве Санкт-Петербурга" правительство Санкт-Петербурга распределяет полномочия между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и вправе передавать иным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий.
На основании указанных положений правительство Санкт-Петербурга постановлениями от 23 декабря 2003 года № 128 и от 26 августа 2008 года № 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга", а также оспариваемым постановлением уполномочило администрации районов Санкт-Петербурга на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, правительство Санкт-Петербурга при принятии оспариваемого постановления действовало в пределах своих полномочий.
Утверждение заявителя о том, что ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" оспариваемым постановлением предоставлено исключительное монопольное право распоряжаться всеми земельными участками в Санкт-Петербурге не соответствует действительности.
Так, пунктом 2.1 оспариваемого постановления прямо предусмотрено, что полномочиями по принятию решений о продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства, то есть полномочиями по распоряжению земельными участками, наделены администрации соответствующих районов Санкт-Петербурга, на территории юрисдикции которых расположены земельные участки.
Таким образом, ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" не наделено правом распоряжаться всеми земельными участками в Санкт-Петербурге.
Согласно пункту 2.2.4 постановления ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" на основании договоров, заключенных с администрациями районов, осуществляет только подготовку документации, необходимой для проведения торгов по продаже земельных участков и выполняет функции организатора соответствующих торгов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ в качестве организатора аукциона по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Оспариваемое постановление предусматривает заключение договоров о подготовке документации, необходимой для проведения аукционов по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства, и выполнении функций организатора аукциона по продаже земельных участков уполномоченными органами - районными администрациями - со специализированной организацией ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга".
Таким образом, привлечение исполнительным органом государственной власти специализированной организации в качестве организатора торгов по продаже земельных участков прямо предусмотрено федеральным законодательством и не противоречит положениям Федерального закона "О защите конкуренции", в том числе статьям 15 и 16 названного закона.
Из материалов дела усматривается, что правительство Санкт-Петербурга в соответствии с Регламентом правительства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года № 100, проект оспариваемого постановления согласовало с Управлением федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д. 83-88).
Ссылка заявителя на противоречие п. 3.1 постановления статье 16 главы 3 ФЗ "О защите конкуренции" и ФЗ № 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" суд находит ошибочной.
Пунктом 3.1 постановления правительство Санкт-Петербурга поручило Комитету по управлению городским имуществом утвердить примерную форму договора купли-продажи земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, предусматривающего обязательство покупателя земельного участка помимо уплаты цены приобретаемого земельного участка возместить Фонду имущества сумму затрат на подготовку документации, а также на организацию и проведение аукциона, включая вознаграждение в установленных размерах, если иное не установлено федеральным законодательством.
Федеральным законодательством иное не установлено. Таким образом, правительство Санкт-Петербурга вправе было определить порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и открытого акционерного общества "Фонд имущества Санкт-Петербурга" при подготовке документации, необходимой для проведения аукционов по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства с определением возмещения покупателем Фонду имущества суммы затрат на подготовку документации и организацию и проведение аукциона.
Согласно статье 1 ФЗ от 21 июля 2005 года (в редакции от 11 июля 2011 года) № 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" данный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В оспариваемом постановлении не предусмотрено, что правительство Санкт-Петербурга заказывает и оплачивает услуги ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга". Таким образом, положения ФЗ № 94 в данном случае не применимы.
Довод заявителя о том, что пункт 3.2.2 постановления противоречит статьям 15 и 16 ФЗ "О защите конкуренции" суд находит несостоятельными по вышеприведенным основаниям. Оспариваемое постановление принято с учетом согласия ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" на совершение действий, связанных с организацией аукционов по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства и подготовкой документации, необходимой для проведения таких аукционов (преамбула постановления). Фонд имущества осуществляет действия, указанные в пункте 3.2.2 постановления, только в случае заключения с ним соответствующего договора администрацией района.
Доводы заявителя о незаконности действий по реализации земельных участков, произведенных на основании оспариваемого постановления, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с положениями статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", предметом рассмотрения по делам об оспаривании нормативных правовых актов является содержание этих актов, а не действия государственных органов и иных лиц по их последующей реализации.
Таким образом, если заявитель считает, что действия либо решения государственных органов или иных лиц нарушили ее права и законные интересы, она не лишена возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением об оспаривании действий и решений данных лиц.
Вместе с тем, доказательств нарушения прав и свобод заявителя при реализации оспариваемого постановления заявителем не представлено.
С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемое постановление не противоречит федеральному законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя, принято правительством Санкт-Петербурга в соответствии с его компетенцией, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований О.Н.
Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований О.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья
С.И.Сухарева





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru