Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2011 г. ГС № 1166-IV

о РЕКОМЕНДАЦИЯХ "КРУГЛОГО СТОЛА" НА ТЕМУ
"О МЕХАНИЗМАХ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ
ВИДОВ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить рекомендации "круглого стола" на тему "О механизмах финансового обеспечения и поддержки развития видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" (прилагаются).
2. Направить настоящее постановление Председателю Правительства Республики Саха (Якутия).
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия".
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
В.БАСЫГЫСОВ





Приложение
к постановлению
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 10 ноября 2011 г. ГС № 1166-IV

РЕКОМЕНДАЦИИ
"КРУГЛОГО СТОЛА" НА ТЕМУ "О МЕХАНИЗМАХ ФИНАНСОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ТРАДИЦИОННОЙ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

    г. Якутск                                              9 июня 2011 года

Заслушав и обсудив доклад заместителя министра сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) Б.А. Николаева, информацию начальника отдела налогообложения юридических лиц Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) Е.И. Рейнбуш, информацию генерального директора Фонда развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) Т.Г. Коломыциной, выступления народных депутатов Республики Саха (Якутия), участники "круглого стола" отмечают следующее.
В рамках реализации мероприятий Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), направленных на создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (далее - малочисленные народы), принимается ряд мер по формированию финансовых инструментов, направленных на поддержку развития видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Основным видом традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов является северное домашнее оленеводство.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) продолжается целенаправленная государственная финансовая поддержка развития северного домашнего оленеводства. Общий объем средств, направленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку развития северного домашнего оленеводства, за последние четыре года составил 1 318 872 тыс. рублей. Средства, предоставленные из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в форме субсидий, ежегодно направлялись на финансирование расходов, связанных с выплатой компенсации оленеводам и чумработникам, обеспечением прироста поголовья оленей, проведением двухразовой корализации, обустройством кочевого жилья, регулированием численности волков, ведением племенного дела, компенсацией части затрат на топливо и горюче-смазочные материалы. Реализация постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2002 года № 536 "Об оплате труда и материальном стимулировании работников, занятых в оленеводстве" сыграла определяющую роль в сохранении отрасли.
Благодаря принятым мерам за последние годы в динамике численности поголовья оленей стабильно сохраняется тенденция его прироста. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2011 года во всех категориях хозяйств имелось 200,8 тыс. голов оленей, что больше аналогичного показателя 2002 года на 50,3 процента.
Вместе с тем в результате постоянного роста цен на материально-технические ресурсы, повышения тарифов на транспортные и иные услуги затраты на содержание одного оленя в 2010 году в организованных формах хозяйствования выросли по сравнению с 2009 годом на 12,5 процента и составили 2 825 рублей.
Объемы реализованной продукции отрасли не соответствуют уровню товарности производства в рыночных условиях. На конец 2010 года сумма выручки от реализации продукции составила 78 148 тыс. рублей и не покрыла расходы, связанные с ведением северного домашнего оленеводства.
При наличии прироста поголовья оленей производственные показатели оленеводства последних трех лет отражают снижение делового выхода тугутов. Наряду с этим в обороте оленеводческих стад отмечается значительный рост непроизводительных отходов.
В настоящее время остается актуальной проблема обеспечения отрасли молодыми кадрами. Возрастная структура работников оленеводства: до 33 лет - 35 процентов, от 33 до 55 лет - 47 процентов, старше 55 лет - 17 процентов. Слаборазвитая производственная инфраструктура, низкая заработная плата, отсутствие социальных гарантий, бытового и медицинского обслуживания на местах кочевий резко снизили престиж отрасли.
Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 года З № 179-1 "О северном домашнем оленеводстве" исполняется не в полном объеме. Не возмещаются расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и коммунального хозяйства в сельских населенных пунктах и местах производственной деятельности. Возмещение расходов, связанных с освобождением авиапредприятий от налога на добавленную стоимость при оказании услуг оленеводческим хозяйствам, за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) не предусматривается. Транспортные расходы на перевозку товаров от пунктов централизованной доставки грузов к местам производственной деятельности оленеводов возмещаются за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) не в полном объеме. Отсутствие залога у оленеводческих хозяйств не позволяет страховым компаниям заключать договоры страхования поголовья домашних оленей. Хозяйствующим субъектам не возмещаются затраты на выработку электроэнергии.
Рыболовство является одним из основных занятий и главным источником дохода для жителей отдельных северных улусов. В настоящее время рыбохозяйственный комплекс республики практически исчерпал свои внутренние резервы экономического роста и объемы материально-технических ресурсов.
Рыбная отрасль лишилась не только материально-технического и научного обеспечения, но и государственного регулирования. На сегодня рыбохозяйственный комплекс представляет собой раздробленную систему, состоящую из мелких рыбодобывающих хозяйств и общин. Проблемы по переработке, хранению и сбыту рыбы решены не в полном объеме.
Сокращаются объемы вылова рыбы, устаревшее оборудование не позволяет сохранить выловленное, доставка с удаленных участков возможна только в зимнее время и в ограниченных объемах, не ведется воспроизводство рыбных запасов, отсутствуют товарное выращивание и аквакультура.
Действующая система государственной поддержки ориентирована в большей степени на промышленный вылов рыбы. В рыболовецких хозяйствах, представивших отчетность за 2010 год, выручка составила 100 642 тыс. рублей при затратах основного производства на сумму 126 990 тыс. рублей. Данный показатель с учетом сформировавшегося на рынке уровня цен на рыбу и рыбную продукцию отражает несостоятельность мер государственного регулирования ценовой политики в отрасли. Нерентабельность отрасли в целом обуславливает нехватку оборотных средств на обновление и модернизацию производственных мощностей, низкую заработную плату и сокращение объемов вылова рыбы. По данным годовых отчетов предприятий за 2010 год среднемесячная заработная плата рыбака составила 6 356 рублей или 63,7 процента от уровня прожиточного минимума, утвержденного на соответствующий год.
В отрасли не развито кредитование. Поскольку ни одно рыболовецкое хозяйство не имеет возможности пользоваться кредитными ресурсами по ряду известных причин, остаются низкими капитализация и уровень технической модернизации. Одновременно с этим имеются серьезные административные барьеры, выраженные в неоптимизированной системе отраслевой государственной структуры.
Охотничий промысел в Республике Саха (Якутия) является сферой производства продовольственного и промышленного сырья, источником рекреации значительной части населения в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера. Для малочисленных народов охотничий промысел составляет основу традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.
Государственная поддержка охотничьего промысла осуществляется в виде предоставления субсидий на добытую пушнину. В период с 2008 по 2010 год общий объем средств, направленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку охотничьего промысла, составил 183 987 тыс. рублей, в том числе в 2008 году - 47 705 тыс. рублей, в 2009 году - 67 685 тыс. рублей, в 2010 году - 68 597 тыс. рублей. Вместе с тем за 2010 год сумма выручки от реализации пушнины не покрыла расходы, связанные с организацией ее добычи.
Ввиду сезонности охотничьего промысла охотники не являются штатными работниками охотничьих хозяйств, за исключением кадровых охотников - членов кочевых родовых общин малочисленных народов. В связи с тем, что кадровые охотники не имеют официального статуса, им не предоставляются государственные социальные гарантии.
В Республике Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2011 года имеется семь звероводческих хозяйств, в которых содержатся 2 970 голов основного стада серебристо-черных лисиц и 415 голов основного стада голубого песца. В хозяйствах производственной деятельностью занято 112 человек.
В период с 2008 по 2010 год общий объем средств, направленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку звероводческих хозяйств, составил 84 186 тыс. рублей, в том числе в 2008 году - 25 360 тыс. рублей, в 2009 году - 30 065 тыс. рублей, в 2010 году - 28 761 тыс. рублей.
За 2010 год выручка от реализации пушнины составила 14 055 тыс. рублей при полной себестоимости реализованной продукции по отрасли в целом на сумму 48 604 тыс. рублей. Факторами, влияющими на убыточность отрасли звероводства, являются нарушение технологии выращивания поголовья, высокая себестоимость кормов, значительный износ материально-технической базы, низкое качество реализуемой пушнины, обуславливающее ее неконкурентоспособность на рынке.
Изложенное свидетельствует о несовершенстве и низкой степени эффективности механизмов финансового обеспечения и поддержки развития видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
В целях создания условий для устойчивого развития малочисленных народов, видов их традиционной хозяйственной деятельности участники "круглого стола" рекомендуют:
1. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (В.Н. Басыгысов):
1) разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер государственной поддержки развития видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
2) рассмотреть вопрос о создании единой системы законодательства, регламентирующего устойчивое развитие территорий компактного проживания малочисленных народов.
2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Г.И. Данчикова):
1) разработать и внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект закона Республики Саха (Якутия) о внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 года 3 № 179-1 "О северном домашнем оленеводстве" в части формирования комплекса правовых, экономических, социальных и природоохранных основ развития северного домашнего оленеводства в современных условиях;
2) во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 2 февраля 2004 года 114-З № 245-III "О кочевом жилье для работников традиционных отраслей Севера Республики Саха (Якутия)" предусмотреть в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2012 год средства на обеспечение кочевым жильем работников традиционных отраслей Севера;
3) разработать дополнительные меры по повышению эффективности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направляемых на поддержку развития видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов в арктических и северных улусах Республики Саха (Якутия);
4) принять меры по совершенствованию структуры управления рыбной отраслью;
5) рассмотреть следующие вопросы:
о мерах государственной поддержки цехов первичной переработки рыбоприемных пунктов на местах вылова рыбы;
о возможности создания отдельной структуры органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющей полномочия в сфере развития видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru