КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ОТЧЕТ
от 8 февраля 2012 года
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"ЛИЦЕЙ № 37" ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
На основании удостоверения на право проведения проверки от 10.01.2012, выданного заместителем председателя контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы Сызранцевой А.А., специалистами отдела Контрольно-счетной палаты консультантом Горбуновым В.В. (руководитель), консультантом Лобановой Г.А., консультантом Ломакиной О.В. с 10.01.2012 по 08.02.2012 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей № 37" Фрунзенского района г. Саратова.
Период проверки: 2010 - 2011 год.
Цель проверки: финансово-хозяйственная деятельность муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей № 37" Фрунзенского района г. Саратова.
Объект проверки: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 37" Фрунзенского района г. Саратова (далее МАОУ "Лицей № 37", Лицей, Учреждение).
Проверка проведена с ведома директора Учреждения Максимова А.В. и главного бухгалтера Самохиной Н.К.
При проверке использовались: бюджетная отчетность Учреждения, регистры бюджетного учета, первичные учетные документы, приказы, банковские документы, договоры и контракты, конкурсная документация, нормативные и правовые документы.
Лицами, ответственными за финансово-хозяйственную деятельность Лицея в проверяемом периоде, являлись:
Кузькин Н.П. - директор, с начала проверяемого периода по 31.12.2011, назначенный на должность 01.09.2004 приказом отдела образования администрации Фрунзенского района города Саратова от 31.08.2004 № 143-к и освобожденный от должности на основании распоряжения главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от 31.12.2011 № 547-лс, имевший право первой подписи;
Самохина Н.К. - главный бухгалтер, с 01.01.2011 по настоящее время, назначенная на должность приказом от 31.12.2010 № 144, имевшая право второй подписи.
В 2010 году бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности Лицея осуществляло муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Фрунзенского района города Саратова" (далее - Централизованная бухгалтерия) в рамках договора на бухгалтерское обслуживание учреждения без номера от 14.01.2008. В соответствии с договором право второй подписи при оформлении бухгалтерских документов (в том числе платежных) находилось в 2010 году у директора муниципального учреждения "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Фрунзенского района города Саратова" Козловой Н.С. и заместителя директора Стешиной З.В.
Обязанности директора на время его отсутствия были возложены:
- на заместителя директора по учебной работе Батушанскую О.М. с 04.07.2011 по 09.07.2011 приказом главы администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" от 01.07.2011 № 61-к;
- на заместителя директора по учебной работе Преображенскую Е.В. с 18.07.2011 по 23.07.2011 приказом главы администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" от 01.07.2011 № 61-к;
- заместителя директора по научно-методической работе Макарову М.Ф. с 15.09.2011 по 25.09.2011 приказом директора Лицея от 07.09.2011 и с 19.12.2011 приказом от 19.12.2011 № 142.
Приказами не было предусмотрено предоставление указанным сотрудникам права подписи при оформлении бухгалтерских документов. Должностные инструкции указанных сотрудников также не содержат соответствующих разрешений.
Лицеем по договору с ОАО "Сбербанк России" от 21.01.2011 № 7 безналичные расчеты осуществлялись с применением электронно-цифровой подписи. В соответствии с п. 2.3.2 договора Лицеем было подтверждено банку право использования электронно-цифровой подписи при распоряжении находящимися на счете денежными средствами только директором Кузькиным Н.П., имеющим право первой подписи, и главным бухгалтером Самохиной Н.К., имеющей право второй подписи. Замена электронно-цифровой подписи в банке в 2011 году не производилась.
Федеральным законом
РФ от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" установлено:
- (ст. 3)
владельцем сертификата ключа электронной цифровой подписи является физическое лицо, а не организация;
- (ст. 4)
электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Инструкцией Центробанка России от 14.09.2006 № 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (п. 7.5
и 7.6
) определено, что на финансовых документах право первой подписи принадлежит руководителю организации, а право второй подписи - главному бухгалтеру или лицам, ведущим бухгалтерский учет.
В письме
Центробанка России от 14.06.2007 № 31-1-6/1244 говорится, что право подписи на документах руководитель организации может передать и другим лицам на основании соответствующего приказа или доверенности, выданной в законодательно установленном порядке. При этом доверенность, должностная инструкция, а также приказ о назначении на должность будут надлежащими документами для подтверждения права первой или второй подписи только в том случае, если в них непосредственно указано, что данному лицу предоставлено право подписи (первой или второй).
В нарушение положений Федерального закона
от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной подписи" и Инструкции
Центробанка России от 14.09.2006 № 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" в периоды отсутствия директора, являющегося единственным владельцем права первой подписи и электронной цифровой подписи на финансовых документах, администрацией Лицея неправомочно использовался ключ электронной цифровой подписи для осуществления расходов по финансово-хозяйственной деятельности Учреждения.
В нарушение п. 1 ст. 12
Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной подписи" владелец сертификата ключа подписи, директор Лицея Кузькин Н.П., не исполнил обязательства по хранению в тайне закрытого ключа электронной цифровой подписи, следовательно, не обеспечил подлинность финансовых электронных документов на общую сумму 4412,9 тыс. рублей, в том числе:
- согласно выпискам из лицевого счета № 40703810756004000273:
898,4 тыс. рублей в период с 06.07.2011 по 09.07.2011;
26,0 тыс. рублей в периоде 18.07.2011 по 23.07.2011;
634,8 тыс. рублей в период с 15.09.2011 по 25.09.2011;
2717,2 тыс. рублей в период с 19.12.2011 по 31.12.2011;
- согласно выпискам из лицевого счета № 40703810456004000272:
0,7 тыс. рублей в период с 06.07.2011 по 09.07.2011;
0,7 тыс. рублей в периоде 15.09.2011 по 25.09.2011;
135,1 тыс. рублей в период с 19.12.2011 по 31.12.2011.
Кроме того, установленный факт указывает на отсутствие системного контроля со стороны руководителя за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 37" Фрунзенского района г. Саратова создано в соответствии с Федеральным законом
"Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 № 174-ФЗ, постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" "О создании муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей № 37" Фрунзенского района г. Саратова" от 13.12.2010 № 3066 путем изменения типа существующего муниципального общеобразовательного учреждения "Лицей № 37" Фрунзенского района г. Саратова и является его правопреемником по всем обязательствам.
Лицей является автономным общеобразовательным учреждением и осуществляет образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также по программам дополнительного образования.
Функции и полномочия учредителя Лицея осуществляются администрацией муниципального образования "Город Саратов" в лице:
- администрации Фрунзенского района МО "Город Саратов" в части формирования задания Учредителя, финансового обеспечения его выполнения и контроля за целевым использованием бюджетных средств;
- комитета по управлению имуществом города Саратова в части осуществления полномочий собственника муниципального имущества по управлению и распоряжению имуществом Лицея и контролю за его эффективным использованием.
МАОУ "Лицей № 37" поставлено на учет в Инспекции Федеральной Налоговой службы (далее ИФНС) по Фрунзенскому району г. Саратова 28.01.2000 с присвоением ИНН 6455026927, КПП 645501001.
1. В нарушение положений Федерального закона
от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной подписи" и Инструкции
Центробанка России от 14.09.2006 № 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" в периоды отсутствия директора, являющегося единственным владельцем права первой подписи и электронной цифровой подписи на финансовых документах, администрацией Лицея неправомочно использовался ключ электронной цифровой подписи для осуществления расходов по финансово-хозяйственной деятельности Учреждения.
Следовательно, владельцем сертификата ключа подписи, директором Лицея Кузькиным Н.П., не исполнены обязательства по хранению в тайне закрытого ключа электронной цифровой подписи и не обеспечена подлинность финансовых электронных документов в 2011 году на общую сумму 4412,9 тыс. рублей.
2. В нарушение ст. 32
Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 руководством Лицея в проверяемом периоде не в полной мере обеспечены безопасные условия обучения учащихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
3. В проверяемом периоде оказание финансовой помощи на функционирование и развитие Лицея осуществлялось СР ОБФ "Рацея". В ходе проверки не представлены документы, обосновывающие право расположения СР ОБФ "Рацея" в помещении Лицея, а так же копии Устава или другого учредительного документа Фонда, протоколы заседаний или отчеты с указанием порядка распределения денежных средств, полученных в виде благотворительных взносов на нужды Лицея.
4. Установлены факты, подтверждающие наличие неучтенных доходов Лицея при осуществлении приема наличных денежных средств, в виде благотворительных взносов от родителей учащихся.
5. В нарушение п. 5
и п. 7 ст. 19
Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изменениями) руководство Лицея не обеспечило открытый доступ:
- к ежегодным отчетам и сведениям о размерах и структуре доходов благотворительной организации;
- к сведениям о размерах имущества благотворительной организации переданного Лицею, ее расходов осуществленных на финансовую помощь Учреждению.
Таким образом, отсутствие в Лицее документов, подтверждающих финансовое взаимодействие с Фондом, а I также указанные нарушения действующего законодательства способствовали созданию условий для проявления коррупции руководством Лицея.
6. При отсутствии задолженности Лицея по налогу на прибыль по состоянию на 01.01.2011 (согласно данных бюджетной отчетности) Централизованная бухгалтерия в 2011 году произвела перечисления по данному налогу, завысив его сумму на 2,8 тыс. рублей.
7. В нарушение Федерального закона
от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 2
Инструкции № 183н и п. 11
Инструкции № 157н в 2011 году в Лицее отсутствовали учетная политика для целей бухгалтерского учета, Главная книга, Журналы операций и иные регистры бухгалтерского учета.
8. В нарушение Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете":
- (ст. 8)
в декабре 2010 года Учреждением не было своевременно отражено поступление молока на сумму 26,9 тыс. рублей и его списание на сумму 49,9 тыс. рублей;
- (ст. 12)
не обеспечена достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Лицея, так как в 2011 году перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не проведена инвентаризация имущества и обязательств.
9. В ходе проверки установлены излишки бытовой и компьютерной техники в количестве 92 единицы, в том числе 58 системных блоков и мониторов, 5 телевизоров, 3 сплит-системы, 25 единиц прочей оргтехники, а также объект недвижимого имущества (строение), не числящийся на балансе и используемый Учреждением под склад.
В помещении склада, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, выявлены материальные ценности, принадлежащие директору Лицея Кузькину Н.П., что указывает на превышение им своих полномочий в части использования служебных помещений, являющихся муниципальным имуществом, в личных целях.
10. В нарушение п. 11
Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом МФ России от 13.11.2008 № 128н пакет форм бухгалтерской отчетности Лицея за 2010 год к проверке не представлен.
В нарушение п. 6
Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом МФ РФ от 25.03.2011 № 33н отчетность за 2011 год сдана учредителю не 19.01.2012, а 03.02.2012, то есть спустя полмесяца после утвержденных сроков.
11. В нарушение Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" руководством Лицея без проведения конкурсных процедур предоставлено в безвозмездное пользование помещение пищеблока индивидуальному предпринимателю Вайнштейн В.П. для организации питания учащихся (договор от 01.09.2011 б/н). В тот же день (01.09.2011) руководство Лицея с аналогичной целью (организации питания учащихся) это же помещение пищеблока сдало в аренду Саратовской городской благотворительной общественной организации "ЛУЧИК". При этом, (01.09.2011) между СГБОО "ЛУЧИК" и ИП Вайнштейн В.П. был оформлен договор субаренды данного помещения. Разрешение собственника (комитета по управлению имуществом г. Саратова) на передачу в субаренду муниципального имущества отсутствует.
Таким образом, изложенная схема заключения руководством Лицея договоров создает условия для проявления коррупции и ограничивает конкуренцию между предприятиями, оказывающими услуги в сфере общественного питания.
Финансовые расчеты за обеспечение питанием учащихся через бухгалтерию Лицея не осуществлялись. Договоры или соглашения между родителями (законными попечителями) или представителями родительских комитетов и ИП Вайнштейн В.П. не заключались.
12. Установлено превышение полномочий руководителя учреждения в части подключения к своим сетям субабонентов и взимании с них платы за коммунальные услуги при отсутствии письменных разрешений (согласований) на право подключения к электро-, газо-, водо- и теплосетям.
Таким образом, расходы произведенные на оплату коммунальных услуг сторонних организаций с последующим возмещением в общей сумме 306,0 тыс. рублей являются необоснованным кредитованием данных организаций за счет субсидий, предоставленных Лицею.
Кроме того, по ООО "УК Регион-питание" в 2010 году сумма недополученного возмещения составила 3,1 тыс. рублей, в 2011 году договор на возмещение коммунальных услуг заключен не был, в результате чего потери Лицея составили не менее 11,0 тыс. рублей.
13. В нарушение Трудового кодекса
РФ:
- (ст. 57)
установлены факты заключения руководством Лицея трудовых договоров и принятия работников на должности, не предусмотренные штатными расписаниями на 2010 и на 2011 год;
- (ст. 66)
в 7 трудовых книжках (или 8 % от общего количества) отсутствуют записи о приеме на работу в МАОУ "Лицей № 37", в 18-ти трудовых книжках (или 20,7 % от общего количества) отсутствуют записи о переводе на другую постоянную работу, в 86 трудовых книжках (или 98,8 % от общего количества) из 87 отсутствует запись о переименовании МОУ "Лицей № 37" в МАОУ "Лицей № 37";
- (ст. 67)
работодателем (директором Кузькиным Н.П.) не были заключены трудовые договоры с двумя сотрудникам Лицея, не оформлены дополнительные соглашения от 01.10.2011 об изменении условий оплаты труда с 14-ю сотрудниками прочего обслуживающего персонала Лицея;
- (ст. 284
и 285
) установлены факты принятия руководством Лицея работников на должности по совместительству сверх половины месячной нормы рабочего времени.
При проверке установлены нарушения, имеющие стоимостную оценку:
Необоснованные расходы Учреждения на общую сумму 4159,0 тыс. рублей (2010 год - 1466,0 тыс. рублей, 2011 год - 2639,0 тыс. рублей), в том числе:
- необоснованные расходы подотчетных лиц за 2011 год на сумму 1,9 тыс. рублей;
- необоснованные расходы в рамках заключенных договоров за 2011 год на сумму 11,1 тыс. рублей;
- необоснованные расходы на оплату труда на сумму 2279,4 тыс. рублей (2010 год - 649,7 тыс. рублей, 2011 год - 1630,0 тыс. рублей);
- необоснованные расходы на ремонтно-строительные работы на сумму 1660,3 тыс. рублей (2010 год - 610,3 тыс. рублей, 2011 год - 1050,0 тыс. рублей);
- необоснованные расходы на молоко в 2010 году на сумму 206,0 тыс. рублей.
Необоснованное отвлечение средств муниципального бюджета в 2011 году составило 85,4 тыс. рублей.
Нарушение кассовых операций в 2010 году на общую сумму 27,2 тыс. рублей.
Необоснованное списание в 2010 году материальных ценностей на общую сумму 151,9 тыс. рублей.
Искажение бухгалтерской отчетности в сумме 5798,3 тыс. рублей (2010 год - 3736,4 тыс. рублей, 2011 год - 2061,9 тыс. рублей).
Принятые меры:
1. Главе муниципального образования "Город Саратов" Грищенко О.В. направлены материалы проверки.
2. Главе администрации муниципального образования "Город Саратов" Прокопенко А.Л. направлены материалы проверки и письмо о принятии мер по устранению выявленных нарушений.
Председатель
контрольно-счетной палаты
А.В.ИВАНОВ