Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

ОТЧЕТ
от 13 декабря 2011 года

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ
САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2003 Г. № 41-305
"О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД САРАТОВ" КОМИТЕТОМ ПО ЭКОНОМИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД САРАТОВ"

В соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты на 2-е полугодие 2011 года и на основании удостоверения на право проведения проверки от 07.11.2011, выданного председателем контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы Ивановым А.В., специалистами отдела контрольно-счетной палаты: консультантом Лобановой Г.А. (руководитель), консультантом Горбуновым В.В. с 01.12.2011 по 13.12.2011 проведена проверка исполнения решения Саратовской городской Думы от 30.12.2003 № 41-395 "О порядке создания и деятельности муниципальных унитарных и муниципальных казенных предприятий муниципального образования "Город Саратов".
Период проверки: 2003 - 2011 годы.
Объект проверки: комитет по экономике администрации муниципального образования "Город Саратов".
Проверка проведена с ведома председателя комитета по экономике администрации муниципального образования "Город Саратов" Ножечкиной Е.В.
При проверке использовались: нормативные и правовые документы, материалы заседаний комиссии по контролю за деятельностью муниципальных унитарных предприятий, бухгалтерская отчетность муниципальных унитарных предприятий, программы финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и отчеты по их исполнению, иные материалы.
Комитет по экономике администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет) является функциональным структурным подразделением администрации города, основной целью которого является координация разработки и реализации политики администрации муниципального образования "Город Саратов", направленной на обеспечение устойчивого социально-экономического развития города.
Основные задачи и полномочия Комитета определяются Положением, утверждаемым постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Положение о комитете). Действующая редакция Положения утверждена постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.09.2011 № 1921.
1. К полномочиям Комитета в отношении подведомственных муниципальных унитарных предприятий пунктом 2.5. решения Саратовской городской Думы от 30.12.2003 № 41-395 "О порядке создания и деятельности муниципальных унитарных и муниципальных казенных предприятий муниципального образования "Город Саратов" (далее Решение № 41-395) и Положением отнесено:
- осуществление контроля за финансово-экономическим состоянием и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;
- подготовка предложений по оптимизации деятельности муниципальных унитарных предприятий;
- утверждение бухгалтерской отчетности отчетов муниципальных унитарных предприятий.
В проверяемом периоде в подведомственной принадлежности Комитета в соответствии с постановлениями мэра города Саратова от 26.01.2005 № 26 "О ведомственной принадлежности муниципальных унитарных предприятий", постановлением главы администрации г. Саратова от 27.02.2008 № 200 "О подведомственной принадлежности муниципальных унитарных предприятий" и постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 25.11.2010 № 2869 "О подведомственной подчиненности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений" находились:
- МУП "Недоимка" с 26.01.2005 по 09.08.2011;
- МУП "Городской центр размещения рекламы" с 26.01.2005 по настоящее время;
- МУП "Информационный центр" с 26.01.2005 по 15.05.2008 (реорганизован путем присоединения к МУП "Городской центр размещения рекламы";
- МУП "Единый расчетно-кассовый центр г. Саратова" с 26.01.2005 (с 26.01.2005 по 26.02.2008 - совместно с комитетом по ЖКХ) по настоящее время.
Согласно предоставленной в ходе проверки информации, контроль за подведомственными муниципальными унитарными предприятиями Комитетом осуществляется в форме анализа результатов их финансово-хозяйственной деятельности на основании:
- данных ежеквартальных отчетов об исполнении программы, предоставляемых самими муниципальными предприятиями в соответствии с Порядком разработки и утверждения программ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, утвержденным постановлением главы администрации города Саратова от 19.03.2008 № 266 (далее - Порядок);
- данных предоставляемых предприятиями копий бухгалтерской отчетности.
Результаты анализа оформляются в виде информации о деятельности каждого предприятия для рассмотрения на комиссии по контролю за деятельностью МУПов.
К проверке была предоставлена ежеквартальная информация о финансово-хозяйственной деятельности двух подведомственных ему предприятий:
МУП "Городской центр размещения рекламы" и МУП "Единый расчетный кассовый центр г. Саратова" за 2009 - 2011 годы. Информация подписана руководителем Комитета. При этом по МУП "Единый расчетный кассовый центр г. Саратова" информация предоставлена не в полном объеме: за 2010 год, за первый квартал 2011 года информация отсутствует в связи с прекращением предприятием финансово-хозяйственной деятельности с 4 квартала 2010 года.
Анализ в отношении прочих муниципальных унитарных предприятий при выполнении полномочий по п. 2.7.2 Решения № 41-395 проводится Комитетом с иной периодичностью (по итогам года и в случае получения убытков).
Необходимо отметить, что Комитет не указывает в перечне подведомственных ему муниципальных унитарных предприятий МУП "Недоимка" в связи с тем, что оно не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.
В рамках проверки исполнения Решения № 41-395 в комитете по управлению имуществом города Саратова установлено, что к моменту передачи МУП "Недоимка" в ведомственную подчиненность Комитета постановлением мэра города Саратова от 26.01.2005 № 26 "О ведомственной принадлежности муниципальных унитарных предприятий" оно уже не осуществляло свою деятельность.
Кроме того, в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом города от 12.11.2003 № 711-р из имущественного комплекса предприятия, были выведены и по отдельности приватизированы два объекта недвижимости, которые составляли единственное муниципальное имущество, переданное Предприятию по договору хозяйственного ведения. В результате уставный фонд МУП "Недоимка", начиная с 12.11.2003 не мог считаться сформированным, и Предприятие потеряло свою правоспособность.
В 2003 и 2004 годах налоговые органы направляли пакет документов по МУП "Недоимка" в Территориальное отделение Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству для признания предприятия банкротом.
Судебное решение принято не было. Только в 2011 году Инспекция Федеральной налоговой службы (ИФНС) России по Фрунзенскому району г. Саратова предоставило выписку из ЕГРЮЛ от 02.08.2011 № 377 (исх. № 04-29/08358 от 04.08.2011), согласно которой сведения о состоянии юридического лица исключены 16.03.2011 из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Из реестра муниципальных унитарных предприятий МУП "Недоимка" исключено на основании распоряжения комитета по управлению имуществом города Саратова от 09.08.2011 № 810-р.
Так как МУП "Недоимка" не вело хозяйственную деятельность в 2005 - 2011 годах, Комитет не осуществлял в отношении него полномочия, предусмотренные п. 2.5 Решения № 41-395.
В подтверждение выполнения полномочий по подготовке предложений по оптимизации деятельности подведомственных муниципальных унитарных предприятий Комитетом предоставлены:
- заключение на проект решения Саратовской городской Думы "О реорганизации муниципального унитарного предприятия "Городской центр размещения рекламы" от 24.11.2008 № 03-02-04/2287 в котором предлагается обоснование по реорганизации МУП "Городской центр размещения рекламы" в муниципальное учреждение;
- заключения с предложениями вариантов по ликвидации, приватизации, перепрофилированию МУП "Единый расчетно-кассовый центр г. Саратова" или созданию открытого акционерного общества с использованием имущества и информационной базы указанного муниципального предприятия.
Целесообразность выбора того или иного варианта оптимизации деятельности конкретного предприятия в заключениях не конкретизируется.
В нарушение п. 2.5.3 Решения № 41-395 Комитет в проверяемом периоде не утверждал бухгалтерскую отчетность.
2. Полномочия Комитета в отношении муниципальных унитарных предприятий определяются пунктом 2.7 Решения № 41-395.
Полномочия по согласованию объема и направления использования средств, привлекаемых муниципальным унитарным предприятием, сделок, совершаемых муниципальным унитарным предприятием и связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий и иными обременениями, уступкой требований, переводом долга осуществляются Комитетом в рамках согласования совершения муниципальным унитарным предприятием крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия.
Процедура согласования регламентируется постановлениями администрации муниципального образования "Город Саратов". Действующая редакция постановления утверждена 01.06.2009 за № 297.
В ходе проверки Комитетом предоставлена информация:
- о количестве сделок, прошедших и не прошедших согласование в 2008, 2009, 2010 годах;
- о содержании каждой из сделок, прошедших и не прошедших согласование в 2008, 2009, 2010 годах:
- об основных направлениях расходования муниципальными унитарными предприятиями денежных средств, в части прошедших согласование сделок.
Согласно указанной информации за три года:
- количество пакетов документов, предоставленных муниципальными унитарными предприятиями на согласование, выросло в 4,0 раза (в 2008 году 97 пакетов, в 2010 году - 384 пакета);
- доля согласованных сделок увеличилась с 0,65 в 2008 году до 0,77 в 2010 году;
- доля пакетов документов, направленных на доработку с учетом сделанных замечаний, сократилась с 0,26 в 2008 году до 0,13 в 2010 году.
Все это свидетельствует об улучшении качества предоставляемых в Комитет на согласование документов, при условии неизменности требований, предъявляемых к их качеству.
Комитетом в части осуществления полномочий по согласованию приема на работу, заключению, изменению и прекращению трудового договора с главным бухгалтером муниципального унитарного предприятия предоставлена информация, не подтвержденная выборочным рассмотрением предоставленных в ходе проверки материалов.
В информации, в частности, говорится:
- о предоставлении в Комитет при приеме на работу главного бухгалтера проекта трудового договора, копии трудовой книжки, копии диплома, копии паспорта, резюме:
- проведения председателем Комитета собеседования с главным бухгалтером;
- согласования или несогласования главного бухгалтера по итогам собеседования.
При рассмотрении в ходе проверки 10 из 35 пакетов документов по приему на работу, заключению, изменению и прекращению трудового договора с главным бухгалтером муниципального унитарного предприятия за период 2005 - 2011 годы, находящихся по состоянию на 09.11.2011 в Комитете было установлено.
Все предоставленные согласования относятся к приему главных бухгалтеров на работу. Документы, подтверждающие согласование Комитетом увольнения главных бухгалтеров унитарных предприятий, пересмотра трудовых договоров с ними к проверке не предоставлены.
В 5-ти из 10-ти пакетов документов отсутствовали копии диплома. В нарушение требований Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 на работу у 3-х из 10-ти главных бухгалтеров стаж руководящей работы составляет менее 5-ти лет.
Восемь из десяти заявлений о приеме на работу согласованы уже после заключения с главным бухгалтером трудового договора, а копия одной трудовой книжки выдана уже с нового места работы (МУСПП "Ритуал") с записью о приеме на работу на данное предприятие.
Необходимо отметить, что согласование главных бухгалтеров унитарных предприятий может носить только формальный характер, так как, по мнению комитета правового обеспечения (исх. № 1047/06-03 от 19.03.2008) предоставленного Комитетом в ходе проверки:
- согласование носит скорее уведомительный характер, поскольку решение Думы не допускает возможности в его отказе;
- принятие решения о приеме на работу осуществляет работодатель и данное право работодателя не может быть ограничено муниципальными правовыми актами.
Утверждение программ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий на очередной финансовый год производится Комитетом на заседаниях комиссии по контролю за деятельностью МУПов.
В ходе проверки были рассмотрены протоколы заседания комиссии за 2010 - 2011 годы и заключения Комитета на проекты программ.
Во всех заключениях отсутствует дата его составления в связи с чем, не подтверждается исполнение Комитетом п. 3 Порядка - осуществление экспертизы проектов программ финансово-хозяйственной деятельности и подготовка заключений на них в срок до 1 ноября текущего года.
В ходе проверки также установлено, что утверждение программ на 2011 год по 7 предприятиям было осуществлено в феврале 2011 года, в том числе:
- 03.02.2011 - МУП "Дорстрой", МУП "Городские дороги плюс", МУП "ХРСПУ Кировского района", МУП "Ландшафтное строительство и благоустройство", МУП "САР-СПАС";
- 17.02.2011 - МУПП "Водоканал" и МУП "СпецАТХ". Перенос срока рассмотрения и принятия программ обусловлен обращениями структурных подразделений администрации муниципального образования "Город Саратов" осуществляющих ведомственное руководство данными предприятиями.
В ходе проверки полномочий по утверждению показателей экономической эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия и контролю за их выполнением установлено.
Показатели экономической эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий отражаются в разделе IV программы финансово-хозяйственной деятельности предприятия - "Показатели деятельности предприятия" и включают в себя два подраздела:
- показатели эффективности деятельности и финансовой устойчивости - рентабельность продаж, рентабельность по общему финансовому результату, производительность, фондоотдача, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, сумма чистых активов;
- дополнительные показатели деятельности предприятия: расшифровка расходов (себестоимость) без учета муниципального заказа и расшифровка расходов (себестоимость) за счет средств муниципального заказа или целевого финансирования.
Таким образом, в ходе проверки не подтверждено выполнение комитетом по экономике муниципального образования "Город Саратов" решения Саратовской городской Думы от 30.12.2003 № 41-395 "О порядке создания и деятельности муниципальных унитарных и муниципальных казенных предприятий муниципального образования "Город Саратов" в полном объеме:
- Комитет не указывает в перечне подведомственных ему муниципальных унитарных предприятий МУП "Недоимка", переданное в его ведомственную подчиненность постановлением мэра города Саратова от 26.01.2005 № 26 "О ведомственной принадлежности муниципальных унитарных предприятий" и исключенное из реестра муниципальных унитарных предприятий только в 2011 году;
- в нарушение п. 2.5.3 Решения № 41-395 Комитет в проверяемом периоде не утверждал бухгалтерскую отчетность;
- согласование главных бухгалтеров унитарных предприятий носит со стороны Комитета формальный характер.
Принятые меры:
1. Главе муниципального образования "Город Саратов" Грищенко О.В. направлены материалы проверки.
2. Главе администрации муниципального образования "Город Саратов" Прокопенко А.Л. направлены материалы проверки и письмо о принятии мер по устранению выявленных нарушений.

Председатель
контрольно-счетной палаты
А.В.ИВАНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru