Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2012 г. № 33-75

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования - Гребневское сельское поселение Старожиловского муниципального района Рязанской области на решение Старожиловского районного суда Рязанской области от 25 ноября 2011 года, которым постановлено:
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Гребневское сельское поселение Старожиловского района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в органах государственной регистрации в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости - гидротехнического сооружения, расположенного на каскаде из 2-х прудов на ручье без названия д. <...>.
Обязать администрацию муниципального образования - Гребневское сельское поселение Старожиловского муниципального района Рязанской области в срок до 1 февраля 2012 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости - гидротехнического сооружения, расположенного на каскаде из 2-х прудов на ручье без названия д. <...>.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Волчковой Л.В., объяснения старшего помощника Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Артюшанской И.В., представителя Приокского Управления Ростехнадзора Б.А.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО - Гребневское сельское поселение Старожиловского муниципального района Рязанской области. В обоснование требований указал, что при осуществлении прокурорского надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, расположенных на территории Рязанского района, установлено, что на каскаде из 2-х прудов на ручье без названия в д. <...> расположено гидротехническое сооружение - земляная насыпная плотина с проезжей частью с асфальтобетонным покрытием, которая не является муниципальной собственностью и на балансе какой-либо организации не состоит. Согласно ст. 8, 9 ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений" в связи с повышенной опасностью гидротехнических сооружений, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, гидротехнические сооружения обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию. В силу действующего законодательства к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Проверкой установлено, что гидротехническое сооружение на каскаде из 2-х прудов на ручье без названия д. <...> является бесхозяйным имуществом и подлежит постановке на учет в органах государственной регистрации органом местного самоуправления администрацией муниципального образования - Гребневское сельское поселение Старожиловского муниципального района Рязанской области в соответствии с Положением "О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утвержденным Постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003 г. В целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с аварией указанного гидротехнического сооружения и во исполнение своей обязанности, предусмотренной законом, администрация муниципального образования - Гребневское сельское поселение Старожиловского муниципального района Рязанской области обязана осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права гидротехнического сооружения на каскаде из 2-х прудов на ручье без названия д. <...>.
Районный суд удовлетворил заявленные требования, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования - Гребневское сельское поселение Старожиловского района Рязанской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории муниципального образования - Гребневское сельское поселение Старожиловского муниципального района Рязанской области на каскаде из 2-х прудов на ручье без названия в д. <...> имеется гидротехническое сооружение - земляная насыпная плотина с проезжей частью с асфальтобетонным покрытием.
Согласно сообщениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области № 01/350/2011-809 от 12.08.2011 г. и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" № 1918 от 18.08.2011 г. на указанное гидротехническое сооружение право собственности не зарегистрировано.
По сообщению отдела имущественных, земельных отношений, градостроительства и муниципального заказа администрации муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области № 236 от 25.11.2011 г. земляная насыпная плотина в д. <...> Старожиловского района Рязанской области в реестре муниципальной собственности муниципального образования - Старожиловский муниципальный район не значится.
Учитывая, что у гидротехнического сооружения на каскаде из 2-х прудов на ручье без названия в д. <...> Старожиловского района нет собственника, суд пришел к правильному выводу о том, что указанное сооружение является бесхозяйной недвижимостью, которая при наступлении определенных обстоятельств может представлять опасность для жизни и здоровья людей.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года установлено, что к вопросам, как сельского поселения, так и муниципального района относится предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (п. 8 ч. 1 ст. 14 и п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона).
Пунктами 9, 24, 26 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования Гребневского сельского поселения Старожиловского муниципального района Рязанской области к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и, следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Поскольку рассматриваемый объект ГТС расположен в границах муниципального образования - Гребневское сельское поселение Старожиловского муниципального района Рязанской области, бездействие администрации по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения, расположенного на каскаде из 2-х прудов на ручье без названия в д. <...> Гребневского сельского поселения Старожиловского муниципального района Рязанской области, на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие собственника гидротехнического сооружения с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества, поэтому правомерно возложил обязанность на администрацию муниципального образования - Гребневское сельское поселение Старожиловского муниципального района Рязанской области по постановке указанного объекта ГТС на учет.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, сделаны на основе представленных сторонами доказательств, при правильном применении норм материального права, в связи с чем оснований для отмены постановленного решения не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что гидротехническое сооружение на каскаде из 2-х прудов на ручье без названия в д. <...> Старожиловского района находится под автомобильной дорогой и, следовательно, является ее неотъемлемой частью, основана на ошибочном толковании норм материального закона. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности..." автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, и расположенные на них или под ними, конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Искусственные дорожные сооружения, это сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Поскольку земляная плотина, водосброс и водоспуск спроектированы и построены с целью создания водохранилища и не относятся к дорожным сооружениям, данные сооружения не могут входить в состав автомобильной дороги и являться одним из ее конструктивных элементов.
Доводы кассационной жалобы судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку по существу они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67, 198 ГПК РФ. Изложенные в жалобе доводы не опровергают обоснованность выводов суда, поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Старожиловского районного суда Рязанской области от 25 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования - Гребневское сельское поселение Старожиловского муниципального района Рязанской области - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru