Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2011 г. по делу № А82-13036/2010-18

Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2011 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Сорокиной С.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лайдинен М.Э.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Спасские палаты" (ИНН 7604085715, ОГРН 1067604029030)
к Департаменту культуры Ярославской области
о признании незаконными действий Департамента культуры Ярославской области по отказу в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Культурный слой города Ярославля XI - XVII вв. в пределах земельного участка жилого дома по ул. Нахимсона, д. 23/55", выраженных в решении Департамента культуры Ярославской области "Об отказе в выдаче разрешения" от 13.10.2010 № 4420, и устранить допущенные нарушения прав путем обязания Департамента культуры Ярославской области выдать разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Культурный слой города Ярославля XI - XVII вв. в пределах земельного участка жилого дома по ул. Нахимсона, д. 23/55",
при участии
от заявителя - Рудинская О.В. - представитель по доверенности от 24.01.2011, Абель М.С. - представитель по доверенности от 28.03.2011,
от ответчика - Субботина Е.Н. - представитель по доверенности № 17 от 11.01.2011,

установил:

Закрытое акционерное общество "Спасские палаты" (далее - заявитель, ЗАО "Спасские палаты", Общество) обратилось в суд с заявлением к Департаменту культуры Ярославской области (далее - ответчик, Департамент культуры) о признании незаконными действий Департамента культуры по отказу в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Культурный слой города Ярославля XI - XVII вв. в пределах земельного участка жилого дома по ул. Нахимсона, д. 23/55", выраженных в решении Департамента культуры "Об отказе в выдаче разрешения" от 13.10.2010 № 4420, и устранить допущенные нарушения прав путем обязания Департамента культуры выдать разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Культурный слой города Ярославля XI - XVII вв. в пределах земельного участка жилого дома по ул. Нахимсона, д. 23/55".
Заявитель в судебном заседании поддержал свою правовую позицию в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила следующее. Работы по археологическому обследованию выполнены без разрешения Департамента культуры, без контроля Департамента за производством работ, в нарушение требований ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также противоречат выданному заданию на производство работ по сохранению объекта археологического наследия (пункты 12, 17 задания) и заключенному между ЗАО "Спасские палаты" и ООО "Фирма "Архей+" договору от 24.08.2010 № 4/10, в соответствии с которым археологические исследования предполагались на площади 4 кв. м. Заданием на проведение работ по сохранению предусмотрено снятие балласта под наблюдением археолога, а далее - проведение археологических раскопок на площади 755 кв. м. В соответствии с кратким отчетом об археологическом исследовании все работы производились в сентябре - октябре 2010. При этом заявление о выдаче разрешения на проведение работ ЗАО "Спасские палаты" представило в департамент только 08.10.2010. Кроме того, в соответствии со служебной запиской главного специалиста Департамента культуры от 04.10.2010 земляные и строительные работы велись на указанном земельном участке уже по состоянию на 04.10.2010.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
ЗАО "Спасские палаты" является собственником здания по адресу: г. Ярославль, ул. Нахимсона, д. 23/55, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 76:23:030715:21, общей площадью 1723 кв. м, с разрешенным использованием "для эксплуатации жилого дома".
В соответствии с решением Малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 29.04.1993 № 99, паспорту памятника археологии указанный земельный участок находится в границах памятника археологии - Культурный слой города Ярославля XI - XVII вв.
24.06.2009 ЗАО "Спасские палаты" заключило с Департаментом культуры охранное свидетельство на земельный участок с кадастровым номером 76:23:030715:21.
С целью проведения работ по реконструкции принадлежащего Обществу на праве собственности жилого дома последнее обратилось 08.10.2010 в Департамент культуры с заявлением о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Культурный слой города Ярославля XI - XVII вв. в пределах земельного участка жилого дома по ул. Нахимсона, д. 23/55".
Письмом № 4420 от 13.10.2010 ответчик отказал в выдаче разрешения со ссылкой на пункт 2.3 Административного регламента исполнения государственной функции по выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия", утвержденного приказом Департамента культуры Ярославской области от 29.10.2008 № 201.
Полагая, что данный отказ не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив собранные по делу доказательства, суд полагает, что заявление Общества подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:
- в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 настоящего Федерального закона;
- в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия.
Физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство проведением работ по сохранению данного объекта, технический и авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ.
После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия физические и юридические лица, осуществлявшие научное руководство проведением указанных работ, сдают в трехмесячный срок со дня выполнения указанных работ в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.
Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, проведение работ в отношении объекта культурного наследия должно осуществляется в установленном законом порядке, предполагающем получение соответствующего разрешения и задания, а также утверждение проектной документации уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что Общество, являясь собственником здания, расположенного на земельном участке, относящемся к объектам культурного наследия, получило в Департаменте культуры соответствующее задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 01.09.2010 № 516.
Для получения разрешения на производство работ по сохранению объекта культурного наследия Общество направило в Департамент культуры заявление с приложением открытого листа (разрешение на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия), согласно которому Праздникову В.В. разрешено проведение археологических работ на участке реконструкции жилого дома по адресу: г. Ярославль, ул. Нахимсона, 23/55, а также копию договора № 4/10 от 24.08.2010.
Отказывая в выдаче соответствующего разрешения ответчик ссылается на то, что имеет место наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной, неполной или искаженной информации.
Процедура выдачи разрешения отражена в Административном регламенте исполнения государственной функции по выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия", утвержденном приказом Департамента культуры Ярославской области от 29.10.2008 № 201.
Согласно пункту 1.6.3 данного Административного регламента для получения разрешения заявитель представляет следующие документы:
- заявление по форме согласно приложению 6 к Регламенту;
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя, или копия учредительных документов заявителя - юридического лица;
- копия документа, подтверждающего возникновение права собственности (пользования) объектом культурного наследия;
- копия охранного обязательства на объект культурного наследия;
- копия задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного департаментом (не требуется при подаче заявления о выдаче разрешения на проведение противоаварийных работ);
- копия титульного листа проектной документации на проведение работ по сохранению со штампом, подтверждающим ее согласование, или копия письма департамента о согласовании проектной документации;
- копия разрешения (открытого листа), выданного в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для проведения работ по сохранению на объекте археологического наследия);
- копия лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия и копия приложения к лицензии "Виды выполняемых работ", выданной организации-исполнителю;
- копия договора подряда, копия договора на осуществление авторского (технического) надзора, научно-методического руководства;
- акт технического состояния объекта культурного наследия, составленный не ранее чем за три месяца до обращения за разрешением (при подаче заявления о выдаче разрешения на проведение противоаварийных работ).
В силу положений пункта 2.3 основанием для отказа в выдаче разрешения является наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной, неполной или искаженной информации.
Ответчик полагает, что представленный Обществом договор подряда содержит сведения о проведении археологических работ в отношении только части земельного участка - 4 кв. м, что следует из представленной Обществом в Департамент культуры сметы, в то время как в задании указана площадь археологических исследований - 755 кв. м.
Оценив доводы сторон и имеющиеся в материалах дела доказательства по спорному вопросу суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1.1 договора № 4/10, представленного Обществом к заявлению о выдаче разрешения, заказчик (ЗАО "Спасские ворота") поручает, а исполнитель (ООО "Фирма "Архей+") принимает на себя проведение следующих работ: археологическое обследование участка реконструкции д. 23/55 по ул. Нахимсона.
Объем выполняемых работ первоначально был согласован сторонами в смете-калькуляции - приложении № 1 к договору. Из указанной сметы следует, что стоимость археологического исследования определена на основании Сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (СЦНПР-91), утвержденного Приказом Минкультуры СССР от 05.11.1990 № 321.
В частности, цены на архитектурно-археологические исследования в зоне охраны памятников истории и культуры регулируются разделом 6.
При этом в силу пункта 4 Общих положений о порядке применения цен данного Сборника в большинстве случаев весь объем научно-проектной документации может быть выявлен полностью лишь в процессе осуществления изыскательских и реставрационных работ. Стоимость научно-проектных работ, выявленных в процессе реставрации памятника и не учтенных первоначальной сметой, определяется по акту на выявленные объемы работ и расценивается дополнительно по соответствующим таблицам разделов Сборника.
Из содержания сметы-калькуляции в сопоставлении ее с ценами Сборника следует, что сторонами определен не весь объем выполняемых работ. В частности, стоимость составления отчета указана как 530 руб., в то время как согласно таблице 6-3 раздела 6 СЦНПР-91 530 руб. - это стоимость одной страницы. Указанное стало возможным ввиду того, что при заключении договора стороны не могли определить количество страниц отчета.
Аналогичная ситуация сложилась и при определении стоимости археологического исследования. Согласно таблице 6-2 главы 2. Археологических исследований измерителем указанных в таблице сведений является 1 квадрат размером 2 x 2 м. Следовательно, площадь исследования, указанная в пункте 1 сметы-калькуляции, составила 16 кв. м.
Указанная площадь действительно не соответствует площади исследования, указанной в задании, но изложенное возможно с учетом специфики выполняемой исполнителем работы, а порядок уточнения объема работ регулируется, как указано выше, пунктом 4. Общих положений о порядке применения цен СЦНПР-91.
Для устранения возможных сомнений Департамента культуры в адрес последнего Обществом 15.10.2010 было направлено заявление, согласно которому приложение № 1 к договору № 4/10 от 24.08.2010 было расторгнуто сторонами договора и не является таковым. По условиям пункта 1.1 договора археологическое обследование производится на всем участке реконструкции по адресу: г. Ярославль, ул. Нахимсона, д. 23/55.
Вместе с тем, на данное заявление Департамент культуры никак не отреагировал.
В судебное заседание заявителем было представлено дополнительное соглашение от 30.08.2010 к договору № 4/10 от 24.08.2010, согласно которому стороны договорились признать недействительным приложение № 1 к договору.
С учетом изложенного, суд считает, что представленные Обществом к заявлению о выдаче разрешения документы не содержали неполной, недостоверной или искаженной информации.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали предусмотренные Административным регламентом основания для отказа в выдаче разрешения.
Доводы Департамента культуры о том, что Обществом осуществлены работы не в полном объеме, предусмотренном заданием, не принимаются судом во внимание как не имеющие правового значения для существа настоящего спора, предметом которого является оспаривание отказа ответчика в выдаче разрешения.
Суд также принимает во внимание, что в настоящее время у заявителя нет возможности повторно обратиться в Департамент культуры с заявлением о предоставлении разрешения, так как археологическое исследование по заданию Общества выполнено, по результатам работ составлен отчет, в то время как на дату подачи соответствующего заявления о выдаче разрешения работы по договору № 4/10 еще не были выполнены и у Департамента культуры имелась реальная возможность осуществлять контроль за проведением этих работ в случае своевременной выдачи разрешения на производство работ по сохранению объекта культурного наследия.
В сложившейся ситуации отсутствие разрешения Департамента культуры препятствует Обществу в проведении реконструкции объекта капитального строительства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконными действия Департамента культуры Ярославской области по отказу в выдаче Закрытому акционерному обществу "Спасские палаты" разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Культурный слой города Ярославля XI - XVII вв. в пределах земельного участка жилого дома по ул. Нахимсона, д. 23/55" в г. Ярославле, выраженные в письме Департамента культуры Ярославской области "Об отказе в выдаче разрешения" от 13.10.2010 № 4420.
Обязать Департамент культуры Ярославской области выдать Закрытому акционерному обществу "Спасские палаты" разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Культурный слой города Ярославля XI - XVII вв. в пределах земельного участка жилого дома по ул. Нахимсона, д. 23/55" в г. Ярославле.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок со дня его принятия.

Судья
СОРОКИНА С.Р.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 08.12.2011 по делу № А82-13036/2010-18 данное решение и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.08.2011 по данному делу оставлены без изменения.

Решение Арбитражного суда ЯО от 07.06.2011 по делу № А82-13036/2010-18
<Суд правомерно удовлетворил требование о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, поскольку документы, представленные заявителем, содержат полную и достоверную информацию>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru