НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 2011 г. по делу № 7-950/2011
28 декабря 2011 года судья Нижегородского областного суда Самарцева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Г.С.Н. на решение судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17.11.2011 года, которым постановление № <...> руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта К.В.В. от 11.07.2011 года о привлечении старшего государственного таможенного инспектора отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Г.С.Н. к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.19
КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей - оставлено без изменения,
установил:
Постановлением № <...> руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта К.В.В. от 11.07.2011 года должностное лицо - старший государственный таможенный инспектор отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Г.С.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.19
КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17.11.2011 года постановление № <...> руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта К.В.В. от 11.07.2011 года о привлечении старшего государственного таможенного инспектора отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Г.С.Н. к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.19
КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей - оставлено без изменения.
В жалобе Г.С.Н., поданной в Нижегородский областной суд, просит отменить решение судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17.11.2011 года, как вынесенное незаконно и необоснованно, с нарушением норм КоАП
РФ, производство по делу прекратить.
Жалоба Г.С.Н. рассматривается с его участием. Г.С.Н. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1
КоАП РФ, положения ст. 51
Конституции РФ. Права ясны, понятны. Отводов и ходатайств не заявлено.
Жалоба Г.С.Н. рассматривается с участием представителя Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта - К.Е.А. (по доверенности).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы Г.С.Н., заслушав лиц, участвующих по делу, суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.19
КоАП РФ, нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении № <...>, составленном в отношении Г.С.Н., усматривается, что на основании распоряжения от 30.05.2011 года № 04/05-14/204 заместителя руководителя ПМТУ Росстандарта К.О.Е., приказа Росстандарта от 21.12.2010 года № 457, ТЗ № 8-2011, в период с 07.06.2011 года по 27.06.2011 года проведена проверка в отношении Нижегородской таможни.
В ходе проверки установлено, что Нижегородская таможня в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при проведении банковских, налоговых и таможенных операций применяет неповеренные средства измерений в количестве 13 единиц (системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные "Янтарь 2СН" № 156-07, 9402-09 - 2 ед. <...>, № 9418-09 - 1 ед. <...>, № 9130-05, 0092-06 - 2 ед. <...>, "Янтарь 2П" № 060-04, 061-04, 065-04 - 4 ед., "Янтарь 1А" № 293, 294, 179-99, 197-99 - 4 ед. <...>, что является нарушением ч. 1 ст. 9
, ч. 1 ст. 13
Федерального закона от 26.06.2008 года № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
В соответствии с приказом И.о. начальника Нижегородской таможни И.П.К. от 13.05.2011 года Г.С.Н. назначен осуществлять метрологическое обеспечение технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТС ТКДРМ), других средств ТКДРМ, принадлежащих и эксплуатируемых в Нижегородской таможне (дозиметров, радиометроспектрометров, других ТС ТКДРМ). Организовывать метрологическое обеспечение в таможне, вести учет средств измерений, согласовывать графики поверок в организациях, обобщать сведения и представлять в ПТУ.
В соответствии с ч. 1 ст. 9
Федерального закона от 26.06.2008 года № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона
, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В соответствии с ч. 1 ст. 12
Федерального закона от 26.06.2008 года № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
В соответствии с ч. 1 ст. 13
Федерального закона от 26.06.2008 года № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
В отношении Г.С.Н. государственным инспектором ПМТУ Росстандарта П.И.В. 04.07.2011 года составлен протокол об административном правонарушении № <...> за нарушение Федерального закона
от 26.06.2008 года № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Постановлением № <...> руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта К.В.В. от 11.07.2011 года должностное лицо - старший государственный таможенный инспектор отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Г.С.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.19
КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Проверяя обоснованность привлечения Г.С.Н. к административной ответственности судья Советского районного суда г. Нижнего Новгорода исходил из следующих норм.
В соответствии с положениями ст. 26.2
КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, ... устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП
РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11
КоАП РФ, судья..., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в отношении Г.С.Н., судья Советского районного суда г. Нижнего Новгорода исследовал представленные доказательства: материал об административном правонарушении <...> (л.д. 27 - 42), объяснения лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Г.С.Н. и другие, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к выводу о наличии в действиях Г.С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.19
КоАП РФ.
Однако с таким выводом судьи Советского районного суда, суд, пересматривающий дело согласиться не может по следующим мотивам.
Из материалов дела усматривается, что, Нижегородская таможня применяла в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при проведении банковских, налоговых и таможенных операций неповеренные средства измерений в количестве 13 единиц: системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные "Янтарь", что является нарушением ст. 9
, ст. 13
Федерального закона от 20.06.2008 года № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Одной из целей действия настоящего Федерального закона является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
В соответствии с п. 1 ст. 9
и п. 1 ст. 13
Федерального закона от 20.06.2008 года № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Г.С.Н., являясь должностным лицом, ответственным осуществлять метрологическое обеспечение технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТС ТКДРМ), других средств ТКДРМ, принадлежащих и эксплуатируемых в Нижегородской таможне (дозиметров, радиометроспектрометров, других ТС ТКДРМ), в своей работе обязан был руководствоваться как законодательством РФ, а так приказами, распоряжениями, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также выполнять приказы и распоряжения руководителя Федеральной таможенной службы.
Системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные "Янтарь" внесены в Государственный реестр средств измерений под № 16756 с установленным межповерочным интервалом в 1 год.
Система "Янтарь" утверждена как средство измерения и внесена в Госреестр средств измерений, Федеральная таможенная служба приняла решение о переводе системы "Янтарь" в категорию индикаторов, несмотря на то, что законом не предусмотрены индикаторы. В Федеральном законе
"Об обеспечении единства измерений" понятие "индикаторы" отсутствует.
В соответствии с п. 3 ст. 9
Федерального закона от 20.06.2008 года № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Таким органом является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Между тем, компетенцией Г.С.Н. не является решение вопроса об отнесении системы "Янтарь" к средствам измерения.
Решение данного вопроса отнесено к полномочиям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и ФТС России.
В соответствии со ст. 2.4
. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вопрос о надлежащем или ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей Г.С.Н. судьей Советского районного суда не исследовался, поскольку в мотивировочной части отсутствуют какие-либо суждения по данному вопросу.
Между тем из материалов дела усматривается, что в должности старшего государственного таможенного инспектора отделения таможенного контроля Г.С.Н. находился на момент проверки 21 день.
Являясь должностным лицом, ответственным за метрологическое обеспечение в соответствии с Приказом Нижегородской таможни от 13.05.2011 года № 88-ах "О назначении ответственных лиц за метрологическое обеспечение в Нижегородской таможне", Г.С.Н. в своей деятельности обязан руководствоваться положениями Федерального закона
"О государственной гражданской службе", иными федеральными законами, а также распоряжениями Правительства РФ и правовыми актами Федеральной таможенной службы России.
Согласно письму ФТС России от 5.03.2011 года № 09-84/9898 "О порядке проведения технического обслуживания и ремонта АКДРМ на базе системы "Янтарь" в 2011 году, послегарантийный и гарантийный ремонт, техническое обслуживание Янтарей в 2011 году осуществляется в рамках контракта между ФТС России и ЗАО <...> от 10.02.2011 года № 32, что предусматривает выделение бюджетных денежных средств, которых на 2011 год Нижегородской таможне не выделено.
Согласно п. 6.3 приложения № 14 приказа ФТС России от 04.07.2007 года № 814 "Об утверждении руководства по метрологическому обеспечению таможенных органов" средств измерений в сфере безопасности обороны и безопасности Российской Федерации могут не подвергаться периодической поверке если их применяют при наблюдении за наличием и изменением параметров объекта измерений или выработки сигналов, воздействующих на объект, без оценки их значений с нормативной точностью.
Таким образом, выполнение Г.С.Н. указаний вышестоящих органов, а именно приказов ФТС России, что возложено на него контрактом и должностными обязанностями, законодательством о государственной службе, нельзя признать неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.
В связи с тем, что ФТС России определено, что системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарные таможенные "Янтарь", не отнесены к средствам измерения, а принято решение о переводе системы "Янтарь" в категорию индикаторов то возлагать ответственность на должностное лицо, выполняющее приказы ФТС России, является неправомерным.
При таких обстоятельствах у суда имеются неустранимые сомнения в установлении вины Г.С.Н.
В соответствии со ст. 1.5
КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно п. 13
постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5
КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5
КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 2.4
КоАП РФ Г.С.Н. не подлежит административной ответственности по ч. 3 ст. 19.19
КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7
и 30.9
КоАП РФ, суд, пересматривающий дело по жалобе,
решил:
Постановление № <...> руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта К.В.В. от 11.07.2011 года о привлечении старшего государственного таможенного инспектора отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Г.С.Н. к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.19
КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей и решение судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17.11.2011 года - отменить.
Производство по делу в отношении Г.С.Н. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Копию настоящего решения выслать в адрес Г.С.Н., ПМТУ Росстандарта в течение трех дней со дня вынесения настоящего решения.
Судья областного суда
В.В.САМАРЦЕВА