Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2012 г. по делу № А39-4405/2011

Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Евдокимовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Б.Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление № 8", г. Саранск, к государственной жилищной инспекции Республики Мордовия, г. Саранск, о признании незаконным и отмене постановления № 235 от 26.10.2011 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии
от заявителя: Б.Н.И. - представителя, доверенность от 25.01.2012,
от ответчика: Ф.В.А. - консультанта-юриста, доверенность № 1 от 24.01.2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление № 8" (далее - ООО "Домоуправление № 8", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственной жилищной инспекции Республики Мордовия (далее - инспекция, Госжилинспекция РМ, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления № 235 от 26.10.2011 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявитель считает, что инспекция допустила нарушение порядка привлечения к административной ответственности, поскольку в нарушение статьи 17 Федерального закона № 294 от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в ходе проверки от 30.09.2011 консультантом Госжилинспекции РМ не выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Ответчик в заседании требования заявителя не признал, сославшись на правомерность вынесения оспариваемого постановления.
Как видно из представленных в дело материалов, 30.09.2011 консультантом отдела Госжилинспекции Республики Мордовия П.А.Г. на основании приказа начальника Госжилинспекции РМ № 648 от 16.09.2011 была проведена проверка соблюдения правил и норм технической эксплуатации ООО "Домоуправление № 8" в отношении обслуживаемых многоквартирных жилых домов по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Н.Эркая, дома 22, 24, 26, 12, 10, 20, по ул. Войнова, дом 30, а также их подготовки к новому отопительному сезону.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в "Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, пункт 5.93 отсутствует, имеется в виду пункт 5.9.3.

В результате проведенной проверки были выявлены нарушения пунктов 4.2.1.7, 4.2.1.8, 4.1.15, 4.1.9, 4.1.7, 5.3.2, 4.8.11, 4.4.1, 4.2.4.2, 5.93, 4.2.4.1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила). В частности выявлено:
- нарушение герметизации межпанельных швов в жилых домах № 12, 20, 22, 24, 26 по ул. Н.Эркая, в жилом доме 30 по ул. Войнова г. Саранска;
- разрушение парапетных сливов в жилых домах № 10, 24 по ул. Н.Эркая г. Саранска;
- подтопление технического подполья в жилых домах № 20, 22 по ул. Н.Эркая г. Саранска;
- разрушение изоляционного слоя на трубопроводах горячего водоснабжения и отопления в техническом подполье в жилых домах № 10, 12, 20, 22, 24, 26 по ул. Н. Эркая, в жилом доме № 30 по ул. Войнова г. Саранска;
- разрушение отмосток (провалы, растет трава) в жилых домах № 10, 12, 20, 22, 24, 26 по ул. Н.Эркая, в жилом доме № 30 по ул. Войнова г. Саранска;
- розлив горячего водоснабжения в техническом подполье находится в неудовлетворительном состоянии (установлены хомуты) в жилых домах № 24, 26 по ул. Н.Эркая г. Саранска;
- тамбурные двери не уплотнены в жилых домах № 10, 12, 22, 24, 26 по ул. Н.Эркая, в жилом доме № 30 по ул. Войнова г. Саранска;
- разрушение плиточного покрытия полов в жилых домах № 22, 24 по ул. Н.Эркая г. Саранска;
- протечка кровли над входной группой в жилых домах № 12, 26 по ул. Н.Эркая г. Саранска;
- сломан загрузочный клапан мусоропровода в жилых домах № 10, 26 по ул. Н.Эркая, в жилом доме № 30 по ул. Войнова г. Саранска;
- бытовой мусор на хозлоджии в жилом доме № 10 по ул. Н.Эркая г. Саранска.
Результаты проверки отражены в акте проверки № 670 от 30.09.2011.
Усмотрев в действиях ООО "Домоуправление № 8" состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 04.10.2011 № 183п, на основании которого начальник Инспекции вынес постановление от 26.10.2011 № 235 о привлечении нарушителя к ответственности в виде штрафа в сумме 50000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из смысла данной статьи следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (п. 1.8), техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий предполагают проведение технического обслуживания (содержания), включая диспетчерское и аварийное; осмотров; подготовки к сезонной эксплуатации; текущего ремонта; капитального ремонта.
ООО Управляющей компанией "Домоуправление № 8" заключены следующие договоры управления многоквартирными домами (типовые):
- договор № 5/УК от 01.09.2009 с товариществом собственников жилья "ул. Н.Эркая, 24, 24 к. 1, 24 к. 2";
- договор № 16 от 28.04.2009 с собственниками помещения многоквартирного дома по адресу г. Саранск, ул. Н.Эркая, д. 12;


- договор № 3/УК от 01.06.2009 с товариществом собственников жилья "ул. Н.Эркая, д. 10";
- договор № 20 от 24.04.2009 с собственниками многоквартирного дома по адресу г. Саранск, ул. Н.Эркая, д. 20;
- договор № 21 от 24.04.2009 с собственниками многоквартирного дома по адресу г. Саранск, ул. Н.Эркая, д. 21;
- договор № 2 от 21.04.2009 с собственниками многоквартирного дома по адресу г. Саранск, ул. Воинова, д. 30;
- договор № 23 от 24.04.2009 с собственниками многоквартирного дома по адресу г. Саранск, ул. Н.Эркая, д. 26.
В силу пунктов 2.1 вышеуказанных договоров ООО "Домоуправление № 8" обязуется оказать собственнику следующие услуги:
- обеспечить выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома;
- обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме;
- вести учет расчетов с собственниками за жилищно-коммунальные услуги с отражением бухгалтерских операций по начислению, оплате и учету задолженности на своем балансе, учитывая их как целевые платежи собственника;
- вести учет расчетов с поставщиками коммунальных услуг;
- осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
"Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, определены требования и порядок технического обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В частности:
Пункт 4.2.1.7 - стыки панелей должны отвечать трем требованиям:
водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности;
воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30 - 50%;
теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов.
Регламентируемое раскрытие стыков от температурных деформаций:
вертикальных 2 - 3 мм;
горизонтальных 0,6 - 0,7 мм.
В стыках закрытого типа гидроизоляция достигается герметиком; воздухозащита - уплотняющими материалами с обязательным обжатием 30 - 50%; теплоизоляция - теплопакетами или устройством "вутов", ширина которых должна быть не менее 300 мм.
Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме).
Пункт 4.2.1.8 - все выступающие части фасадов: пояски, выступы, парапеты, оконные и балконные отливы должны иметь металлические покрытия из оцинкованной кровельной стали или керамических плиток с заделкой кромок в стены (откосы) или в облицовочный слой. Защитные покрытия должны иметь уклон не менее 3% и вынос от стены не менее 50 мм.
Пункт 4.1.15 - не допускается:
подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования;
захламлять и загрязнять подвальные помещения;
устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта;
рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения;
подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см;
использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
Пункт 4.1.9 - следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации.
Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
Пункт 4.1.7 - просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Пункт 5.3.2 - инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны:
изучить систему в натуре и по чертежам;
обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.
Инженерно-технические работники обязаны проинструктировать жителей обслуживаемых домов о необходимости своевременного сообщения об утечках и шумах в водопроводной арматуре, об экономном расходовании горячей воды и осуществлять контроль за выполнением этих требований.
Пункт 4.8.11 - тамбурный отсек должен иметь утепленные стены, потолки, дверные полотна; исключается его сквозное продувание, но обязательно обеспечивается возможность внесения мебели, носилок и т.д.
Пункт 4.4.1 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку;
устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов;
восстановление защитно-отделочных покрытий;
периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
Пункт 4.2.4.2 - при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Пункт 5.9.3 - загрузочный клапан мусоропровода должен удовлетворять таким требованиям:
а) размеры ковша клапана должны исключать возможность выбрасывания в мусоропровод предметов, габариты которых больше внутреннего диаметра ствола;
б) ковш должен быть съемным, легко открываться и закрываться и иметь в крайних положениях плотный притвор с упругими прокладками, обеспечивающими дымо- и воздухонепроницаемость загрузочного клапана;
в) ковш должен иметь блокировку в закрытом положении;
г) в любом положении ковш не должен перекрывать внутреннее сечение ствола мусоропровода;
д) при открытом ковше его загрузочное отверстие фиксируется в положении, близком к горизонтальному;
е) загрузочные клапан и ковш должны обеспечивать свободное перемещение ТБО в ствол мусоропровода;
ж) внутренняя поверхность ковша должна быть гладкой и иметь стойкое антикоррозионное покрытие.
Пункт 4.2.4.1 - работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения. Необходимо регулярно разъяснять нанимателям, арендаторам и собственникам жилых помещений и ответственным за коммунальную квартиру правила содержания балконов, эркеров и лоджий.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в "Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, пункт 5.93 отсутствует, имеется в виду пункт 5.9.3.

Факт нарушения ООО "Домоуправление № 8" пунктов 4.2.1.7, 4.2.1.8, 4.1.15, 4.1.9, 4.1.7, 5.3.2, 4.8.11, 4.4.1, 4.2.4.2, 5.93, 4.2.4.1 Правил № 170, подтверждается письменными обращениями жильцов жилых домов № 12, 22, 20, 24, 26, по ул. Эркая, а также жилого дома № 30 по ул. Воинова в Дирекцию коммунального хозяйства и благоустройства, письмом председателя домового комитета С.М.Д. дома № 20 по ул. Н.Эркая в Государственную жилищную инспекцию РМ с просьбой провести проверку, актом проверки № 670 от 30.09.2011, протоколом об административном правонарушении от 04.10.2011 № 183п, постановлением № 235 от 26.10.2011.
Ссылка заявителя, что административным органом не выдавалось предписания по устранению нарушений, указанных в оспариваемом постановлении, не может являться основанием освобождения общества от ответственности за совершенное правонарушение, поскольку на ООО "Домоуправление № 8" возложена обязанность по соблюдению требований жилищного законодательства.
Неисполнение предписания уполномоченного органа государственной власти образует событие административного правонарушения по правилам главы 19 КоАП РФ, статьи которой регулируют вопросы, связанные с административной ответственностью против порядка управления.
В силу пункта 2.6.10 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях; актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Таким образом, имеющиеся дефекты должны были быть устранены при подготовке дома к эксплуатации в зимний период.
В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае, общество при той заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для строгого соблюдения требований законодательства, должно и могло осознавать противоправный характер своих действий и предвидеть возможность наступления последствий, однако не приняло всех зависящих от него мер по исполнению им обязанности по надлежащему выполнению "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" и "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Нарушений процессуальных требований в ходе производства по административному делу судом не установлено.
Протокол об административном правонарушении от 04.10.2011 № 183п составлен с участием и.о. директора общества К.А.В. (приказ о возложении обязанностей директора от 03.10.2011), им подписан, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении в заседании не выявлено.
Определение от 04.10.2011 о назначении дела к административному рассмотрению на 19.10.2011 на 14 час. 15 мин. и определение от 19.10.2011 о продлении срока рассмотрения дела на 26.10.2011 на 14 час. 15 мин. направлено ООО "Домоуправление № 8" заказными письмами, получены им 14.10.2011 и 24.10.2011 соответственно.
Дело рассмотрено с участием и.о. главного инженера общества К.А.В., действующего на основании доверенности от 18.10.2011
В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 настоящего Кодекса от имени органов государственной жилищной инспекции вправе руководители государственных жилищных инспекций, их заместители.
Таким образом, начальник Государственной жилищной инспекции по Республике Мордовия был правомочен выносить постановление по делу об административном правонарушении.
Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.
Из оспоренного обществом постановления административного органа видно, что административная ответственность юридическому лицу назначена максимальная санкция статьи 7.22 КоАП РФ с учетом отягчающего вину обстоятельства - совершение повторного однородного правонарушения в течение года, что подтверждается постановлениями инспекции от 22.12.2010 и от 26.01.2011.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия от 26.10.2011 № 235 обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление № 8" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.
В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
Н.А.ЕВДОКИМОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.02.2012 по делу № А39-4405/2011
<Невыдача предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки соблюдения правил и норм технической эксплуатации многоквартирных жилых домов, управляющей компании не является основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку на общество возложена обязанность по соблюдению требований жилищного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru