Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2011 г. по делу № А33-17787/2010

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 апреля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Альтергот М.А., рассмотрев в судебном заседании при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента градостроительства Администрации г. Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска дело по иску Управления архитектуры Администрации г. Красноярска (г. Красноярск)
к индивидуальному предпринимателю Кузнецову Виктору Михайловичу (г. Красноярск, ОГРНИП 310246803400051, ИНН 246603247176)
об обязании произвести снос самовольно размещенного сооружения,
при участии в судебном заседании:
от истца: Бахмацкой Е.В. - представителя по доверенности от 08.04.2010 № 6498,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Токмаковым Г.А.,

установил:

управление архитектуры Администрации г. Красноярска обратилось в арбитражный суд с иском об обязании индивидуального предпринимателя Кузнецова Виктора Михайловича произвести снос самовольно размещенного сооружения - автостоянки на земельном участке, расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Астраханская, 16, за счет средств ответчика.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 24.01.2011 возбуждено производство по делу.
Ответчик в судебное заседание не явился. Определение арбитражного суда о времени и месте судебного заседания, направленное ответчику, возвращено отделением связи с отметкой "истек срок хранения". В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующего в деле, считаются надлежащим образом извещенными, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заседание не явились, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие представителей третьих лиц.
Истец поддержал заявленные требования, пояснив, что основанием для обращения в суд явилось пользование ответчиком земельным участком путем размещения сооружения - автостоянки на земельном участке, расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, Астраханская, 16 в отсутствие правовых оснований. До настоящего времени земельный участок ответчиком не освобожден, что подтверждается актом осмотра от 04.04.2011.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Заявлением от 26.06.2010 предприниматель Кузнецов В.М. обратился к заместителю главы города руководителю департамента градостроительства с просьбой представить земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Астраханская, рядом с домом № 16 для размещения временной автостоянки.
В ответ управление архитектуры администрации города Красноярска сообщило Кузнецову В.М., что земельный участок расположен в непосредственной близости к территории общеобразовательного учреждения, на газоне, в охранной зоне инженерных коммуникаций. Учитывая, что временная автостоянка размещена без разрешительных документов, в нарушении прав и законных интересов жителей дома № 16 по ул. Астраханская, на газоне, вдоль территории общеобразовательного учреждения, установка конструкций и оборудования временного сооружения предполагается в охранной зоне инженерных коммуникаций, согласование вопроса не представляется возможным (письмо от 26.08.2010 № 17531).
В ходе проверки проведенной прокуратурой Ленинского района города Красноярска установлено, что на земельном участке в районе дома 16 по ул. Астраханская, предпринимателем Кузнецовым В.М. размещена платная автостоянка, распоряжение администрации города на размещение данной автостоянки указанным лицом не получено, правоустанавливающие документы на земельный участок не оформлены. По факту отсутствия распоряжения на размещение временно автостоянки прокуратурой района предпринимателю Кузнецову В.М. вынесено представление об устранении выявленных нарушений (письмо от 21.07.2010 № 441ж-2010).
Протоколом № 17 от 02.08.2010 "Об административных правонарушениях" заместителя председателя административной комиссии Ленинского района в г. Красноярске подтверждается, что Кузнецов Виктор Михайлович совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.3 (ч. 1) Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях". Протокол подписан Кузнецовым Виктором Михайловичем.
Согласно акту о выявлении самовольного временного сооружения от 04.04.2011 (с приложением фотокопий) в составе комиссии: представителей администрации Ленинского района в городе Красноярске, управления архитектуры администрации города Красноярска, на территории Ленинского района г. Красноярска на земельном участке по адресу: Астраханская, 16, размещена автостоянка, принадлежащая индивидуальному предпринимателю Кузнецову Виктору Михайловичу, без соответствующих разрешений, а именно: распоряжения Администрации Ленинского района г. Красноярска "О разрешении размещения временного сооружения", договора аренды земельного участка.
Ссылаясь на то, что ответчик до настоящего времени не освободил земельный участок от размещенного на нем временного сооружения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом
В соответствии с частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляют органы местного самоуправления.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (часть 1 статьи 72 Земельного кодекса РФ).
Согласно статье 47 Устава города Красноярска органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и т.д.
В силу пунктов 1, 4.3, 4.5 и 7 Постановления администрации г. Красноярска от 04.04.2003 № 124 "О муниципальном контроле за использованием земель на территории г. Красноярска" специально уполномоченными органами, осуществляющими муниципальный контроль, являются департамент недвижимости администрации города, комитет по архитектуре и градостроительству администрации города, администрации районов в городе, на них возложены обязанности по осуществлению муниципального контроля за соблюдением на территории соответствующего района: порядка, исключающего занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
Частью 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признании судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 1.15 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города Красноярска органы, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, выявляют факты размещения временных сооружений с нарушением требований настоящего Положения, факты размещения временных сооружений, срок размещения которых истек (далее - факты размещения временных сооружений с нарушениями), осуществляют обследование места размещения временного сооружения с составлением акта обследования, принимают меры по выявлению владельца временного сооружения и уведомляют его о необходимости демонтажа временного сооружения, размещенного с нарушением. В случае если за выявленные нарушения действующим законодательством предусматривается административная ответственность, орган, выявивший нарушение, направляет материалы о выявленном нарушении в органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Администрация района в городе, на территории которого расположено временное сооружение, управление архитектуры администрации города, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города при получении соответствующих материалов вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о демонтаже временного сооружения.
Таким образом, Управление архитектуры администрации города требовать демонтажа временного сооружение в случае, если докажет, что указанное сооружение размещается на земельном участке без разрешения, полученного в установленном порядке.
Правоотношения по использованию земли на праве аренды возникают на основании сложного юридического состава, включающего издание собственником земли соответствующего распоряжения и заключение договора аренды.
В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что на вышеуказанном земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. Астраханская, 16 размещена автостоянка. По состоянию на дату рассмотрения настоящего дела разрешение на размещение временного сооружения, полученное ответчиком в установленном порядке, у индивидуального предпринимателя Кузнецова Виктора Михайловича отсутствует, договор аренды земельного участка, расположенного по указанному адресу для размещения автостоянки, с ответчиком не заключался (акт о выявлении самовольного временного сооружения от 04.04.2011, подписанный Кузнецовым В.М., протокол № 17 от 02.08.2010 "Об административных правонарушениях" заместителя председателя административной комиссии Ленинского района в г. Красноярске Оценовым Д.М.) Следовательно, автостоянка находится на указанном земельном участке без установленных правовых оснований.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Учитывая изложенные обстоятельства, истцом доказано, что сооружение - автостоянка находится на земельном участке, расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, Астраханская, 16, без установленных правовых оснований. Ответчиком доводы истца документально не опровергнуты.
При указанных обстоятельствах, требования об обязании ответчика произвести снос временного сооружения - сооружения - автостоянки, расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Астраханская, 16, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям. Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, с ответчика следует взыскать в доход федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 65, 110, 156, 167 - 170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Исковые требования удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Кузнецова Виктора Михайловича (ОГРНИП 310246803400051, ИНН 246603247176) демонтировать сооружение - автостоянку, находящуюся на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Астраханская, 16, за счет собственных средств в двух недельный срок с момента вступления судебного акта в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Кузнецова Виктора Михайловича (ОГРНИП 310246803400051, ИНН 246603247176) в доход федерального бюджета 4 000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
М.А.АЛЬТЕРГОТ




Источник публикации
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.04.2011 по делу № А33-17787/2010
<Исковые требования об обязании произвести снос самовольно размещенного сооружения - автостоянки на земельном участке за счет ответчика удовлетворены, поскольку доказано, что данное сооружение находится на земельном участке без установленных правовых оснований>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru