Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2011 г. по делу № А14-2834/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 31 мая 2011 г.
Открытое акционерное общество "У" (далее - заявитель, Общество, ОАО "У") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - ответчик, административный орган, Управление Роспотребнадзора по Воронежской области) от 01.03.2011 г. № 1335 по делу об административном правонарушении.
Исходя из содержания заявления ОАО "У", учитывая положения статей 207, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает, что фактически заявитель просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области от 01.03.2011 г. № 1335 по делу об административном правонарушении.
Заявитель в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Административный орган отзыв не представил, возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на правомерность оспариваемого постановления.
Как следует из материалов дела, 25.01.2011 г. на основании обращения гражданки Ф. (вх.№ 4473 от 30.12.2010 г.), в соответствии с распоряжением от 12.01.2011 г. № 36 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе указанной проверки административным органом было установлено, что Обществом нарушены требования пунктов 49, 72 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307.
А именно, акт технического обследования квартиры № 4 <...>, проведенного на основании обращения собственника названной квартиры Ф. в ОАО "У", вх. № 640 от 17.12.2010 г., составлен и подписан исполнителем 24.12.2010 г., то есть позднее 12 часов с момента обращения потребителя. Последнему данный акт вручен 27.12.2010 г. Кроме того, извещение о приеме и последующем удовлетворении либо отказе в удовлетворении жалобы (заявления, требования, претензии) не было направлено Обществом потребителю в течение двух рабочих дней с даты получения жалобы.
Результаты указанной проверки отражены в акте от 25.01.2011 г. № 36.
По итогам проверки Управлением, в присутствии представителя ОАО "У" по доверенности, составлен протокол № 009062 от 18.02.2011 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
01.03.2011 г. Управление, рассмотрев материалы проверки, вынесло постановление № 1335 по делу об административном правонарушении. Рассмотрение административного дела производилось в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества.
Данным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 200 руб.
Полагая, что указанное постановление противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на отсутствие в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Кроме того, ссылается на нарушение административным органом установленных КоАП РФ сроков для составления протокола по делу об административном правонарушении.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Управление ссылается на нарушение Обществом Постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г. в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам).
Исполнителем в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно подпункту "и" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа.
На основании пункта 72 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае причинения исполнителем или третьими лицами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель (или его представитель) и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами.
Такой акт, согласно пункту 73 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, составляется в двух экземплярах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 17.12.2010 г. в ОАО "У" поступила претензия Ф. (вход. № 640), в которой последняя указала на залитие принадлежащей ей квартиры № 4 <...>, просила для установления причин залития провести комиссионное обследование.
24.12.2010 г. на основании указанного заявления уполномоченным представителем ОАО "У" составлен и подписан акт технического обследования жилого дома <...>. В тот же день, 24.12.2010 г., собственник квартиры № 4 Ф. ознакомлена с указанным актом. 27.12.2010 г. акт обследования от 24.12.2010 г. был выдан на руки Ф.
Таким образом, заявителем нарушены требования пункта 72, а также подпункта "и" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Данное обстоятельство Обществом по существу не оспаривается.
Вместе с тем, суд считает, что данное нарушение не образует состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ. При этом, суд исходит из следующего.
Как указано выше, частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объектом правонарушения, предусмотренного в указанной норме, являются интересы и права потребителя. Объективную сторону составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Статья 495 ГК РФ определяет, что продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента) и т.д.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Подпунктом "п" пункта 49 вышеупомянутых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрена обязанность исполнителей, то есть лиц, предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, предоставлять потребителю сведения о своей государственной регистрации, данные сведения указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов. Также названным пунктом установлена обязанность предоставлять потребителям информацию о наименовании, месте нахождения (адресе его постоянно действующего исполнительного органа), режиме работы, фамилии, имени и отчестве руководителя, адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, размерах тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизитах нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы, порядке и форме оплаты коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре), наименовании, адресах и телефонах федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Таким образом, именно непредставление управляющей компанией потребителям коммунальных услуг указанной выше информации нарушает права последних на получение необходимой и достоверной информации об услугах, что и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
В спорных акте проверки от 25.01.2011 г. № 36 и протоколе об административном правонарушении № 009062 от 18.02.2011 г., а также в оспариваемом постановлении № 1335 от 01.03.2011 г. отсутствуют сведения о нарушенных интересах и правах потребителя в сфере получения информации о предоставляемых услугах, об исполнителе и о режиме его работы.
Из имеющихся материалов административного дела также не следует, в чем конкретно выразилось уклонение Общества от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанности по представлению потребителю необходимой и достоверной информации о предоставляемых услугах, об исполнителе и о режиме их работы.
Кроме того, как указывает заявитель и не оспаривает административный орган, необходимая информация размещена на всех обслуживаемых ОАО "У" жилых домах (в том числе на доме <...>) в общедоступном месте, а также в помещении, где расположена управляющая компания.
Нарушение Обществом сроков составления и подписания акта технического обследования, по мнению суда, нельзя отнести к неисполнению (ненадлежащему исполнению) обязанности по представлению вышеназванной информации.
Таким образом, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Доказательств обратного Управление Роспотребнадзора по Воронежской области в ходе рассмотрения дела, в нарушение требований части 4 статьи 210 АПК РФ, не представило суду.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, у административного органа отсутствовали законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Довод заявителя о нарушении административным органом срока составления протокола по делу об административном правонарушении, установленного статьей 28.5 КоАП РФ принят судом во внимание. Вместе с тем, суд отмечает, что данное нарушение не относится к существенным нарушениям, наличие которых само по себе является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, заявленные требования следует удовлетворить, постановление Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 01.03.2011 г. № 1335, вынесенное в отношении ОАО "У", следует признать незаконным и отменить полностью.
Арбитражный суд считает необходимым отметить, что нарушение Обществом требований подпункта "и" пункта 49 и пункта 72 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам следовало квалифицировать по статье 14.15 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 4.1, частью 1 статьи 14.8, статьями 24.5, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 65, 71, 49, 167 - 170, 176, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области по делу об административном правонарушении от 01.03.2011 г. № 1335, вынесенное в отношении открытого акционерного общества "У" (ОГРН <...>).
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.05.2011 по делу № А14-2834/2011
Так как в оспариваемом постановлении Управления Роспотребнадзора по ВО отсутствовали сведения о нарушенных интересах и правах потребителя в сфере получения информации о предоставляемых услугах, об исполнителе и о режиме его работы, суд признал незаконным и отменил постановление административного органа, вынесенного в отношении управляющей организации.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru