технические характеристики энергообъектов, а также, при неоднородности энергообъекта, отдельных установок (агрегатов) в его составе: производительность (мощность), состав выпускаемой продукции, технические параметры, энергетическая эффективность (КПД и др.), показатели надежности, срока службы, маневренности, воздействия на окружающую среду;
технико-экономические показатели энергообъекта и отрасли в целом: производительность труда и число занятых, себестоимость продукции, цена продукции (тарифы), прибыль и рентабельность, капитало- и материалоемкость, дебиторская и кредиторская задолженность;
динамика и значимые события жизненного цикла энергообъекта;
организационно-правовой статус и основные характеристики системы хозяйственного управления энергообъектом (предприятием, энергокомпанией) и сектора в целом (в пределах края).
При этом принципиально важно, что развитие систем теплоснабжения отслеживается и анализируется не только по краю в целом, но и по каждому городу, промузлу, поселению.
К этому же объекту следует отнести (или выделить в отдельный объект) характеристику функционирования системы газоснабжения Алтайского края и рынка газа. Сюда включается ежегодная информация по следующим разделам:
баланс газа, с выделением в расходной части всех крупных и средних потребителей (а также групп мелких потребителей). Вопрос о включении в этот баланс искусственного газа может быть решен дополнительно. В расходной части баланса выделяются также виды потребления: энергетическое - на производство тепловой энергии, электроэнергии, на использование технологическими установками в промышленности и сельском хозяйстве, на приготовление пищи и другие бытовые нужды; в качестве моторного топлива; в качестве сырья для промышленности;
схема магистральных и распределительных газовых сетей на начало и конец года, с учетом компрессорных станций и терминальных устройств;
режимы потребления газа в годовом и суточном разрезах - в рамках системы газоснабжения края в целом и основных узлов системы, а, возможно, и отдельных крупных потребителей;
режимы функционирования сети газопроводов - потокораспределение, давление и другие параметры;
модернизация, реконструкция, капитальный ремонт отдельных элементов системы газоснабжения (содержание, объем, сроки, затраты, оценка эффективности);
технико-экономические показатели эксплуатации системы газоснабжения Алтайского края;
система цен (оптовых, розничных) на природный газ и тарифов на отдельные услуги по газоснабжению (в том числе изменение цен и тарифов в течение года);
отказы и аварии в системе газоснабжения;
состояние системы контрактов на поставку газа, случаи нарушения контрактов, в т.ч. недопоставки или ограничения поставок, задолженность потребителей.
7. Топливно-энергетический баланс, электробаланс, баланс тепла, балансы КПТ. Балансы выделяются отчетные, перспективные и по годам реализации Стратегии.
8. Перечень и краткая характеристика фактов существенного нарушения нормального энергоснабжения потребителей на территории Алтайского края (дефицит, недопоставка, ограничение, отключение, лимитирование потребителей, снижение температуры воздуха в отапливаемых зданиях ниже допустимой) по каждому энергоносителю, по городам и районам края, по годам реализации Стратегии. Наряду с нарушениями энергоснабжения необходимо отслеживать их последствия, оценивать наносимый ими экономический, социальный и экологический ущерб, учитывать соответствующие причинно-следственные связи и действия по предотвращению указанных нарушений и ослаблению их негативных последствий.
9. Научно-технический прогресс и инновационный процесс в энергетике Алтайского края. Основные составляющие этого объекта мониторинга: состав и содержание выполняемых НИОКР для ТЭК края; характеристика организаций-исполнителей НИОКР; масштабы и конкретные мероприятия по техническому перевооружению отраслей, предприятий ТЭК; последствия выполнения мероприятий и их эффективность.
10. Энергосберегающие программы и проекты в Алтайском крае. Информация должна включать: основные положения программ и проектов; перечень мероприятий, объемы и сроки их реализации, состав исполнителей; сведения о ходе реализации этих проектов и программ; энергосберегающую эффективность газификации (ожидаемую и фактически достигнутую).
11. Правовая база развития и функционирования ТЭК Алтайского края. Сюда входят, прежде всего, законы и другие нормативные правовые акты Алтайского края, регламентирующие правовые отношения в сфере энергообеспечения, сооружения и реконструкции энергетических объектов, включая правовые основы государственного регулирования в этих сферах на региональном уровне. Кроме того, к данному объекту мониторинга следует отнести: проекты указанных актов и результаты их обсуждения, экспертизы и утверждения; сведения о структуре систем государственного регулирования и корпоративного управления в энергетическом секторе экономики; сведения о деятельности этих систем, существенные с позиций реализации разрабатываемых энергетических проектов и с позиций функционирования систем газоснабжения и газификации на территории Алтайского края.
Второй важной составляющей этого объекта мониторинга являются принятые нормативные правовые акты органов местного самоуправления всех муниципальных образований Алтайского края - акты, имеющие отношение (прямое и косвенное) к функционированию систем энергоснабжения на соответствующей территории, их проекты и материалы обсуждения.
Третьей составляющей являются документы и сведения федерального уровня, аналогичные тем, которые указаны выше для регионального уровня.
13.3. Структура, организация и функционирование
системы мониторинга
Вся работа по проведению мониторинга, обслуживанию системы мониторинга должна выполняться координационным Советом по реализации Стратегии, в котором для этого необходимо создать специальное подразделение мониторинга, являющееся оператором системы мониторинга Стратегии.
Описанные выше объекты мониторинга и наблюдаемые (отражаемые) сведения представляют собой содержательную основу БД системы мониторинга. Наряду с БД эта система включает подсистемы: А. Сбора (получение) сведений; Б. Верификация, оценка, анализ первичных данных и их ввод в БД; В. Хранение и защита информации, поддержка в актуальном состоянии БД; Г. Обобщение, углубленный анализ данных и подготовка документов; Д. Обеспечение других видов информационно-справочного обслуживания организаций, специалистов, руководителей разного уровня; Е. Информационная поддержка работ по разработке и реализации конкретных инвестиционных, инновационных проектов и НИОКР в рамках Стратегии, а также по корректировке Стратегии и разработке новых (в т.ч. пролонгированных) ее версий; Ж. Обмен данными (документами) с другими мониторинговыми системами.
Подсистема А "Сбор сведений". Источниками сведений, подлежащих наблюдению, являются: а) различные организации, работающие в сфере ТЭК; б) органы государственной статистики; в) результаты аудитов, обследований, в том числе выполняемых специально в рамках мониторинга Стратегии.
К первой из этих групп относятся:
энергетические организации (компании, предприятия) всех секторов ТЭК Алтайского края разных организационно-правовых форм, а также неэнергетические организации, имеющие в своем распоряжении энергетические объекты (котельные, ТЭЦ и др.) или сооружающие их;
предприятия (организации) - потребители энергоресурсов;
региональные подразделения Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору и других федеральных надзорных служб;
проектные, изыскательские, научно-исследовательские организации энергетического профиля или организации, выполняющие работы по реализации различных энергетических программ;
Администрация Алтайского края, ее структурные подразделения, другие региональные службы;
администрации районов, городов, других поселений, их отдельные подразделения;
региональные, городские, районные, межрайонные, межрегиональные агентства, центры, фонды энергосбережения, а также экологические, инновационные и другие организации.
Органы государственной статистики собирают, обобщают, преобразуют определенную часть первичной информации от других источников (в том числе перечисленных выше) в соответствии с утвержденными формами государственного статистического наблюдения. Затем они должны передавать часть этих сведений, которая соответствует рассмотренным выше объектам системы мониторинга Стратегии, оператору системы.
Оператор также организует получение материалов различных аудитов и их исследований и непосредственно проводит дополнительные исследования, необходимые для сопровождения Стратегии.
Координационному Совету после его создания нужно тщательно проработать и составить регламент сбора (получения) сведений от рассмотренных источников информации, предварительно согласовав его с соответствующими организациями.
Подсистема Б "Верификация и оценка". Верификация касается только количественных сведений - разного рода показателей. Она включает проверку данных на соответствие их оценкам рассматриваемого показателя в других источниках, на соответствие складывающейся тенденции (тренду), на непротиворечивость с другими элементами системы. Далее верификация предполагает, что при серьезных сомнениях в достоверности полученных данных выполняется диагностика ошибок (действительных или предполагаемых) и либо их устранение, либо обоснование отклонения оценки показателя от ожидаемой. (Подобная же верификация выполняется в подсистеме "Г" применительно к обобщенным показателям и данным в документах системы мониторинга). Предварительный анализ первичных данных и других сведений выполняется оператором системы мониторинга, при необходимости - с привлечением специалистов. В рамках такого анализа во многом выполняется и верификация данных, вводимых в БД.
Подсистема В "Поддержка БД". Защита данных от несанкционированного доступа и от порчи (искажения) хранящейся информации выполняется по известным технологиям, рассмотрение которых в данной работе нецелесообразно. Поддержка БД в рабочем состоянии заключается в своевременном обновлении показателей и текстов документов, пополнении новыми данными, полученными, как правило, по итогам очередного года, и новыми документами - по мере их поступления. При этом имеющиеся сведения также сохраняются, пополняя, во-первых, динамические ряды данных, во-вторых, историю реализации Стратегии и историю энергетики края в целом.
Подсистема Г "Анализ". Обобщение поступивших и накопленных сведений выполняется в основном оператором системы мониторинга. Углубленный анализ ситуации и хода выполнения Стратегии, а также подготовка документов, в том числе ежегодного доклада о ходе реализации Стратегии, выполняются координационным Советом.
Подсистема Д "Информационно-справочное обслуживание". Подсистема осуществляет обслуживание организаций, их подразделений и отдельных руководителей и специалистов, причастных к разработке, корректировке, финансированию и реализации Стратегии, а также других региональных энергетических программ, программ социально-экономического развития Алтайского края, подобных межрегиональных и федеральных программ. Предусматривается обслуживание в диалоговом режиме справок, режиме консультаций, в форме выдачи справок, а также в форме подготовки специальных докладов или обзоров (по инициативе оператора СМ). Порядок обслуживания определяется соответствующим регламентом, подлежащим разработке.
Подсистема Е "Информационная поддержка". Подсистема обеспечивает: выдачу в автоматическом или полуавтоматическом режиме количественных показателей для выполнения расчетов по разработке и реализации инвестиционных и инновационных проектов, а также по выполнению исследований в рамках Стратегии; по разработке (корректировке) Стратегии; получение, хранение и выдачу (в т.ч. соисполнителям) промежуточных результатов; получение, хранение и передачу выходных данных - результатов разработки проектов, НИОКР, разделов Стратегии. Порядок выполнения этих функций определяется указанным выше регламентом.
Подсистема Ж "Обмен". Предполагается обмен сведениями (количественными показателями и оценками, таблицами, документами) с системами мониторинга других программ и стратегий развития (на краевом, межрегиональном и федеральном уровнях). Указанный обмен должен выполняться на основе двухсторонних соглашений между Администрацией Алтайского края и владельцами перечисленных систем мониторинга.
Наряду с содержательной компонентой мониторинга Стратегии необходима разработка технологической компоненты мониторинга, то есть системы взаимосвязанных информационных технологий, обеспечивающих программно-аппаратную реализацию или, иначе, системно-инструментальную поддержку мониторинга.