НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 октября 2011 г. по делу № 03-25/2011
Новгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Колокольцева Ю.А.,
при секретаре Ф.,
с участием представителя прокурора Нистратовой Н.В. и представителя Новгородской областной Думы Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Новгородской области о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 3 статьи 25
Областного закона Новгородской области от 03 ноября 2005 г. № 552-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Новгородской области",
установил:
Постановлением Новгородской областной Думы от 26 октября 2005 г. № 1213-III ОД принят Областной закон
Новгородской области от 03 ноября 2005 г. № 552-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Новгородской области" (далее - Областной закон от 03 ноября 2005 г. № 552-ОЗ), который подписан Губернатором области 03 ноября 2005 г. и опубликован 09 ноября 2005 г. в газете "Новгородские ведомости", № 67.
В последующем, в Областной закон
от 03 ноября 2005 г. № 552-ОЗ внесены изменения Областным законом
Новгородской области от 01 июня 2010 г. № 756-ОЗ, принятым постановлением Новгородской областной Думы от 26 мая 2010 г. № 1401-ОД, подписанным Губернатором области 01 июня 2010 г. и опубликованным 09 июня 2010 г. в газете "Новгородские ведомости", № 17.
Частью 3 статьи 25
"Гарантии для Уполномоченного" Областного закона от 03 ноября 2005 г. № 552-ОЗ предусмотрено, что Уполномоченному гарантируется выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в случае упразднения должности.
Расходы на выплату компенсации производятся из средств областного бюджета.
16 сентября 2011 г. прокурор Новгородской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать часть 3 статьи 25
Областного закона от 03 ноября 2005 г. № 552-ОЗ противоречащей закону и недействующей со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование заявления прокурор области ссылается на то, что областная Дума, устанавливая в нарушение трудового законодательства в Областном законе
право Уполномоченного по правам человека на получение единовременного денежного пособия в случае сокращения срока его полномочий, вышла за пределы своих полномочий в части установления гарантий лицу, замещающему государственную должность Новгородской области.
В судебном заседании представитель прокурора Нистратова Н.В. заявленные требования поддержала по указанным выше мотивам.
Представитель Новгородской областной Думы Г., не соглашаясь с заявлением, указала на то, что оспариваемая норма
Областного закона, устанавливающая гарантии Уполномоченному по правам человека в Новгородской области, принята областной Думой в пределах своих полномочий, и не противоречит федеральному законодательству.
Выслушав объяснения представителя прокурора и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "б"
, "к"
и "н" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданин, трудовое законодательство, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76
Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации).
Из преамбулы
Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ) усматривается, что полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются данным Федеральным законом
, иными федеральными законами, уставами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 26.1
Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3
Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 5
Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусмотрено, что в соответствии с Конституцией
(уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
В силу статьи 5 (часть 9)
Трудового кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права не должны противоречить настоящему Кодексу
и иным федеральным законам.
В соответствии со статьей 6
Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников (часть 1)
.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, как следует из части 2 статьи 6
Трудового кодекса Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исключительно по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
Установление прямых или косвенных преимуществ в сфере труда в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, исходя из статей 3
и 64
Трудового кодекса Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что вопросы трудового законодательства
, включая установление гарантий отдельным категориям работников (лицам, замещающим государственную должность субъекта России, в том числе Уполномоченного по правам человека в субъекте России), находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Какие-либо прямые или косвенные преимущества в сфере труда в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, устанавливаются исключительно федеральным законом. Поэтому законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие гарантии (преимущества) лицам, замещавшим государственные должности, в том числе Уполномоченному по правам человека в субъекте России, должны приниматься в соответствии с федеральным законом. При отсутствии такого федерального законодательства, органы государственной власти субъектов России не вправе самостоятельно устанавливать гарантии (преимущества) лицам, замещавшим государственные должности, в том числе Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, оспариваемая норма
Областного закона принята при отсутствии федерального законодательства, предоставляющего субъекту Российской Федерации право устанавливать гарантии в виде выплаты лицу, замещающему государственную должность субъекта Российской Федерации (уполномоченному по правам человека), единовременного денежного пособия в случае упразднения должности и прекращения в связи с этим исполнения профессиональных обязанностей.
При таких обстоятельствах установление областной Думой Уполномоченному по правам человека в Новгородской области, не предусмотренной федеральным законодательством указанной выше гарантии (преимущества), выходит за пределы ее полномочий.
Ссылка представителя областной Думы на то, что в данном случае не подлежат применению нормы Трудового кодекса
Российской Федерации, несостоятельна, поскольку деятельность граждан по замещению государственных должностей субъектов Российской Федерации непосредственно связана с реализацией их права на труд, поэтому данная сфера правоотношений связана и с трудовым законодательством.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает установленным, что оспариваемая норма
Областного закона принята с превышением полномочий областной Думы, предоставленных ей федеральным законодательством, и противоречит приведенным выше нормам действующего федерального законодательства.
Согласно части 2 статьи 253
ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела Областной закон
Новгородской области от 03 ноября 2005 г. № 552-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Новгородской области" в оспариваемой части противоречит действующему федеральному законодательству, заявление прокурора Новгородской области подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194
- 199
и 253
ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Новгородской области удовлетворить.
Признать часть 3 статьи 25
Областного закона Новгородской области от 03 ноября 2005 г. № 552-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Новгородской области" (в редакции Областного закона от 01 июня 2010 г. № 756-ОЗ) противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы, а прокурором принесения кассационного представления в Верховный Суд Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, а именно с 19 октября 2011 г.
Судья
Новгородского областного суда
Ю.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ
Мотивированное решение
составлено 18 октября 2011 г.