АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2011 г. по делу № А39-1619/2011
Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 июля 2011 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания У.Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа Саранск, г. Саранск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, г. Саранск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Саранский расчетный центр", г. Саранск
о признании недействительным решения Комиссии по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства от 15.03.2011 № 63 и предписания от 15.03.2011 № 22, вынесенных при рассмотрении дела № 64,
при участии в заседании:
от заявителя: Ю.Р.К., начальника юридического управления, доверенность № 34-д от 01.04.2011,
от ответчика: Д.А.В., старшего государственного инспектора отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках, доверенность № 1 от 11.01.2011,
от ООО "СРЦ": Т.М.Г., юрисконсульта, доверенность № 0861/10 от 06.12.2010,
установил:
Администрация городского округа Саранск (далее по тексту - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление, УФАС по РМ, ответчик) о признании недействительными решения Комиссии по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства от 15.03.2011 № 63 и предписания от 15.03.2011 № 22, вынесенных при рассмотрении дела № 64.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в отзыве заявленные требования отклонило, указав, что оспариваемые решение и предписание вынесены в полном соответствии с Федеральным законом
от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "Саранский расчетный центр" (далее по тексту - Общество, ООО "СРЦ") в отзыве указало, что является специализированной организацией, оказывающей управляющим организациям города Саранска на основании заключенных с ними возмездных договоров, услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати и доставке потребителям платежных документов. При этом Общество осуществляет прием, обработку и учет информации о субсидиях на оплату ЖКУ, предоставляемой уполномоченными лицами при печати платежных документов. К одному из таких уполномоченных лиц относится
Муниципальное учреждение "Центр социальных выплат и информирования населения", которому ООО "СРЦ" представляет необходимую информацию для дальнейшего определения размера компенсации о сумме произведенного перерасчета размера платы за горячее водоснабжение в разрезе лицевых счетов.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163
Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 11.07.2011 до 18.07.2011.
При рассмотрении дела установлено, что в рамках осуществления контроля соблюдения антимонопольного законодательства Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия на основании письма прокурора Ленинского района г. Саранска № 7-3-1-11 от 10.02.2011 провело проверку соблюдения Администрацией г.о. Саранск антимонопольного законодательства.
Заместителем руководителя Управления 24.02.2011 издан приказ № 12-од о возбуждении дела № 64 по признакам нарушения Администрацией г.о. Саранск части 1 статьи 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и создании Комиссии по рассмотрению дела № 64 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе проведения проверки Управлением установлено, что пункты 9
, 10
Порядка установления меры социальной поддержки собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах городского округа Саранск на оплату коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение, (утв. постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 01.11.2010 № 2952) являются нарушением части 1 статьи 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства вынесено решение от 15.03.2011 № 63 по признакам нарушения антимонопольного законодательства, пунктом 1 резолютивной части которого пункты 9
, 10
Порядка установления меры социальной поддержки собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах городского округа Саранск на оплату коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение, (утв. постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 01.11.2010 № 2952) признаны нарушением части 1 статьи 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Пунктом 2 резолютивной части названного решения Комиссия решила выдать Администрации г.о. Саранск предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
15 марта 2011 года Администрации г.о. Саранск Комиссией выдано предписание № 22 о прекращении нарушения части 1 статьи 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем отмены или приведения в соответствие с действующим законодательством пунктов 9
, 10
Порядка установления меры социальной поддержки собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах городского округа Саранск на оплату коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение (утв. постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 01.11.2010 № 2952).
Не согласившись с указанным решением и предписанием Администрация городского округа Саранск обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В пунктах 7
и 8 статьи 4
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" даны следующие понятия конкуренции и дискриминационных условий:
конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с частью 1 статьи 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного Главой 5 настоящего Федерального закона.
Постановлением Главы Администрации г.о. Саранск от 01.11.2010 № 2952 утвержден Порядок
установления дополнительной меры социальной поддержки собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах городского округа Саранск на оплату коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение (далее по тексту - Порядок).
Порядок регулирует отношения по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах городского округа Саранск в виде компенсации за счет средств бюджета городского округа Саранск на оплату коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение за период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года (пункт 1)
.
В пункте 2
Порядка указано, что он распространяет свое действие на получателей компенсационных выплат на оплату коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение, проживающих в многоквартирных домах городского округа Саранск, в которых отсутствует централизованная система подачи тепловой энергии на отопление и приготовление горячей воды.
Пунктом 3
Порядка предусмотрено, что компенсация предоставляется в случае если фактический размер платы за приготовление тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для собственников (нанимателей) жилых помещений в многоквартирном доме превышает размер платы за данные коммунальные услуги, начисленной собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных на муниципальном уровне, и тарифа в размере 942,82 руб./Гкал в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия от 25 декабря 2009 года № 61 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей энергоснабжающих организаций на 2010 год" (с изменениями от 6 апреля, 4 мая и 3 августа 2010 года).
Согласно пункту 4
Порядка размер платы за фактическое потребление тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение представляет собой документально подтвержденные затраты в пределах требований норм действующего законодательства на производство тепловой энергии автономными теплоисточниками для нужд собственников (нанимателей) жилых помещений в многоквартирных домах, определяемых пунктом 2 настоящего Порядка.
Документальным подтверждением фактических затрат являются счета-фактуры на оплату топлива (газ, электроэнергию и воду), используемого для производства тепловой энергии.
Пунктом 9
Порядка предусмотрено, что сведения, полученные по основаниям, указанным в пункте 4
настоящего Порядка, обрабатываются управляющей организацией и предоставляются в ООО "Саранский расчетный центр".
Сведения, предоставляемые в ООО "Саранский расчетный центр", должны отражать расчет фактических затрат на выработку тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в расчете на 1 квадратный метр жилого помещения в многоквартирном доме и общую площадь i-го жилого помещения многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 10
Порядка размер компенсации исчисляется уполномоченной организацией после получения из ООО "Саранский расчетный центр" следующей информации:
а) количество лицевых счетов получателей, проживающих в данном доме;
б) сведения о собственнике жилого помещения, содержащие информацию:
о регистрации собственника жилого помещения по месту жительства;
об отсутствии (наличии) задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;
о наличии договора, подтверждающего выбор одного из способов управления многоквартирным домом;
о наличии (отсутствии) заключенного договора социального найма для нанимателя жилого помещения;
сведения о площади жилого помещения;
в) информации ГУ "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" о гражданах, которые являются получателями субсидий и льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с указанием:
лицевого счета, ФИО и адреса собственника (нанимателя) жилого помещения;
размеров региональных стандартов стоимости
жилищно-коммунальных услуг и нормативной площади
жилого помещения;
размера назначенной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
даты начала и окончания назначенной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
размера назначенной льготы;
г) реестра уполномоченного банка с указанием банковских счетов получателей.
ООО "Саранский расчетный центр" является коммерческой организацией и согласно письму Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия от 10.06.2011 № 1098 вправе заниматься следующими видами деятельности по кодам ОКВЭД: 72.30 - обработка данных (основной); 72.2 - разработка программного обеспечения; 72.6 - прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; 74.1 - деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием; 72.20 - разработка программного обеспечения и консультирование в этой области.
ООО "СРЦ" к отзыву приложена копия договора № 011/09-УК от 30.09.2009, заключенного с ООО Управляющая компания "Домоуправление № 17" на оказание услуг по начислению и учету денежных средств, выплаченных населением за жилищно-коммунальные услуги. Представитель третьего лица Т.М.Г. пояснила, что все аналогичные договоры на оказание услуг, заключаемые с другими управляющими компаниями, являются типовыми и идентичны по содержанию представленному договору; отдельная плата с управляющих компаний за работу, выполняемую ООО "СРЦ" в соответствии с Порядком не взимается.
Вместе с тем, стоимость оказанных услуг по договорам, заключенным с управляющими компаниями, установлена ООО "СРЦ" в твердом размере за каждый обработанный лицевой счет, а ежемесячная сумма вознаграждения определяется как произведение (умножение) между общим количеством лицевых счетов и стоимостью услуги за обработку одного лицевого счета (пункт 5.1 договора).
В соответствии с представленными Администрацией г.о. Саранск документами Управлением установлено, что на территории городского округа Саранск действуют 39 управляющих организаций, а ООО "СРЦ" заключило договоры на оказание услуг по начислению и учету денежных средств, оплаченных населением за жилищно-коммунальные услуги, с 30 управляющими организациями. Таким образом, у граждан, проживающих в многоквартирных домах, управление которыми осуществляют 9 управляющих организаций (ООО <...>) отсутствует возможность получения мер социальной поддержки.
По мнению Управления в данном случае возможно также ущемление интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на других товарных рынках (товарных рынках на которых осуществляет деятельность ООО "СРЦ"): разработка программного обеспечения и консультирование в этой области (код ОКВЭД 72.2) - на территории Республики Мордовия осуществляют деятельность 227 юридических лиц, обработка данных (код ОКВЭД 72.30) - 133 юридических лиц, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (код ОКВЭД 72.4) - 205 юридических лиц.
В рассматриваемой ситуации установление положений о том, что только ООО "СРЦ" может обрабатывать информацию и предоставлять ее уполномоченной организации, может повлечь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, что является нарушением части 1 статьи 15
Федерального закона "О защите конкуренции".
Указанные выводы Управления суд признает обоснованными.
В оспариваемом решении и предписании отсутствует вывод о предоставлении Администрацией г.о. Саранск обществу с ограниченной ответственностью "СРЦ" муниципальной преференции.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у антимонопольного органа имелись все основания для вынесения оспариваемых решения от 15.03.2011 № 63 и предписания от 15.03.2011 № 22.
Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний (часть 1 статьи 51
Федерального закона "О защите конкуренции").
В соответствии с частью 1 статьи 198
АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае судом не установлено ни одного из указанных оснований.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Оспариваемые решение от 15.03.2011 № 63 и предписание от 15.03.2011 № 22 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия проверены на соответствие Федеральному закону
от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37
Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 167
- 170
, 176
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления заявителю отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья
В.Н.САВОЧКИН