Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2011 г. по делу № А39-1619/2011

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 июля 2011 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания У.Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа Саранск, г. Саранск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, г. Саранск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Саранский расчетный центр", г. Саранск
о признании недействительным решения Комиссии по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства от 15.03.2011 № 63 и предписания от 15.03.2011 № 22, вынесенных при рассмотрении дела № 64,
при участии в заседании:
от заявителя: Ю.Р.К., начальника юридического управления, доверенность № 34-д от 01.04.2011,
от ответчика: Д.А.В., старшего государственного инспектора отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках, доверенность № 1 от 11.01.2011,
от ООО "СРЦ": Т.М.Г., юрисконсульта, доверенность № 0861/10 от 06.12.2010,

установил:

Администрация городского округа Саранск (далее по тексту - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление, УФАС по РМ, ответчик) о признании недействительными решения Комиссии по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства от 15.03.2011 № 63 и предписания от 15.03.2011 № 22, вынесенных при рассмотрении дела № 64.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в отзыве заявленные требования отклонило, указав, что оспариваемые решение и предписание вынесены в полном соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "Саранский расчетный центр" (далее по тексту - Общество, ООО "СРЦ") в отзыве указало, что является специализированной организацией, оказывающей управляющим организациям города Саранска на основании заключенных с ними возмездных договоров, услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати и доставке потребителям платежных документов. При этом Общество осуществляет прием, обработку и учет информации о субсидиях на оплату ЖКУ, предоставляемой уполномоченными лицами при печати платежных документов. К одному из таких уполномоченных лиц относится
Муниципальное учреждение "Центр социальных выплат и информирования населения", которому ООО "СРЦ" представляет необходимую информацию для дальнейшего определения размера компенсации о сумме произведенного перерасчета размера платы за горячее водоснабжение в разрезе лицевых счетов.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 11.07.2011 до 18.07.2011.
При рассмотрении дела установлено, что в рамках осуществления контроля соблюдения антимонопольного законодательства Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия на основании письма прокурора Ленинского района г. Саранска № 7-3-1-11 от 10.02.2011 провело проверку соблюдения Администрацией г.о. Саранск антимонопольного законодательства.
Заместителем руководителя Управления 24.02.2011 издан приказ № 12-од о возбуждении дела № 64 по признакам нарушения Администрацией г.о. Саранск части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и создании Комиссии по рассмотрению дела № 64 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе проведения проверки Управлением установлено, что пункты 9, 10 Порядка установления меры социальной поддержки собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах городского округа Саранск на оплату коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение, (утв. постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 01.11.2010 № 2952) являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства вынесено решение от 15.03.2011 № 63 по признакам нарушения антимонопольного законодательства, пунктом 1 резолютивной части которого пункты 9, 10 Порядка установления меры социальной поддержки собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах городского округа Саранск на оплату коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение, (утв. постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 01.11.2010 № 2952) признаны нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Пунктом 2 резолютивной части названного решения Комиссия решила выдать Администрации г.о. Саранск предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
15 марта 2011 года Администрации г.о. Саранск Комиссией выдано предписание № 22 о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем отмены или приведения в соответствие с действующим законодательством пунктов 9, 10 Порядка установления меры социальной поддержки собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах городского округа Саранск на оплату коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение (утв. постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 01.11.2010 № 2952).
Не согласившись с указанным решением и предписанием Администрация городского округа Саранск обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В пунктах 7 и 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" даны следующие понятия конкуренции и дискриминационных условий:
конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного Главой 5 настоящего Федерального закона.
Постановлением Главы Администрации г.о. Саранск от 01.11.2010 № 2952 утвержден Порядок установления дополнительной меры социальной поддержки собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах городского округа Саранск на оплату коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение (далее по тексту - Порядок).
Порядок регулирует отношения по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах городского округа Саранск в виде компенсации за счет средств бюджета городского округа Саранск на оплату коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение за период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года (пункт 1).
В пункте 2 Порядка указано, что он распространяет свое действие на получателей компенсационных выплат на оплату коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение, проживающих в многоквартирных домах городского округа Саранск, в которых отсутствует централизованная система подачи тепловой энергии на отопление и приготовление горячей воды.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что компенсация предоставляется в случае если фактический размер платы за приготовление тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для собственников (нанимателей) жилых помещений в многоквартирном доме превышает размер платы за данные коммунальные услуги, начисленной собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных на муниципальном уровне, и тарифа в размере 942,82 руб./Гкал в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия от 25 декабря 2009 года № 61 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей энергоснабжающих организаций на 2010 год" (с изменениями от 6 апреля, 4 мая и 3 августа 2010 года).
Согласно пункту 4 Порядка размер платы за фактическое потребление тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение представляет собой документально подтвержденные затраты в пределах требований норм действующего законодательства на производство тепловой энергии автономными теплоисточниками для нужд собственников (нанимателей) жилых помещений в многоквартирных домах, определяемых пунктом 2 настоящего Порядка.
Документальным подтверждением фактических затрат являются счета-фактуры на оплату топлива (газ, электроэнергию и воду), используемого для производства тепловой энергии.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что сведения, полученные по основаниям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, обрабатываются управляющей организацией и предоставляются в ООО "Саранский расчетный центр".
Сведения, предоставляемые в ООО "Саранский расчетный центр", должны отражать расчет фактических затрат на выработку тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в расчете на 1 квадратный метр жилого помещения в многоквартирном доме и общую площадь i-го жилого помещения многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 10 Порядка размер компенсации исчисляется уполномоченной организацией после получения из ООО "Саранский расчетный центр" следующей информации:
а) количество лицевых счетов получателей, проживающих в данном доме;
б) сведения о собственнике жилого помещения, содержащие информацию:
о регистрации собственника жилого помещения по месту жительства;
об отсутствии (наличии) задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;
о наличии договора, подтверждающего выбор одного из способов управления многоквартирным домом;
о наличии (отсутствии) заключенного договора социального найма для нанимателя жилого помещения;
сведения о площади жилого помещения;
в) информации ГУ "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" о гражданах, которые являются получателями субсидий и льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с указанием:
лицевого счета, ФИО и адреса собственника (нанимателя) жилого помещения;
размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и нормативной площади жилого помещения;
размера назначенной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
даты начала и окончания назначенной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
размера назначенной льготы;
г) реестра уполномоченного банка с указанием банковских счетов получателей.
ООО "Саранский расчетный центр" является коммерческой организацией и согласно письму Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия от 10.06.2011 № 1098 вправе заниматься следующими видами деятельности по кодам ОКВЭД: 72.30 - обработка данных (основной); 72.2 - разработка программного обеспечения; 72.6 - прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; 74.1 - деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием; 72.20 - разработка программного обеспечения и консультирование в этой области.
ООО "СРЦ" к отзыву приложена копия договора № 011/09-УК от 30.09.2009, заключенного с ООО Управляющая компания "Домоуправление № 17" на оказание услуг по начислению и учету денежных средств, выплаченных населением за жилищно-коммунальные услуги. Представитель третьего лица Т.М.Г. пояснила, что все аналогичные договоры на оказание услуг, заключаемые с другими управляющими компаниями, являются типовыми и идентичны по содержанию представленному договору; отдельная плата с управляющих компаний за работу, выполняемую ООО "СРЦ" в соответствии с Порядком не взимается.
Вместе с тем, стоимость оказанных услуг по договорам, заключенным с управляющими компаниями, установлена ООО "СРЦ" в твердом размере за каждый обработанный лицевой счет, а ежемесячная сумма вознаграждения определяется как произведение (умножение) между общим количеством лицевых счетов и стоимостью услуги за обработку одного лицевого счета (пункт 5.1 договора).
В соответствии с представленными Администрацией г.о. Саранск документами Управлением установлено, что на территории городского округа Саранск действуют 39 управляющих организаций, а ООО "СРЦ" заключило договоры на оказание услуг по начислению и учету денежных средств, оплаченных населением за жилищно-коммунальные услуги, с 30 управляющими организациями. Таким образом, у граждан, проживающих в многоквартирных домах, управление которыми осуществляют 9 управляющих организаций (ООО <...>) отсутствует возможность получения мер социальной поддержки.
По мнению Управления в данном случае возможно также ущемление интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на других товарных рынках (товарных рынках на которых осуществляет деятельность ООО "СРЦ"): разработка программного обеспечения и консультирование в этой области (код ОКВЭД 72.2) - на территории Республики Мордовия осуществляют деятельность 227 юридических лиц, обработка данных (код ОКВЭД 72.30) - 133 юридических лиц, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (код ОКВЭД 72.4) - 205 юридических лиц.
В рассматриваемой ситуации установление положений о том, что только ООО "СРЦ" может обрабатывать информацию и предоставлять ее уполномоченной организации, может повлечь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Указанные выводы Управления суд признает обоснованными.
В оспариваемом решении и предписании отсутствует вывод о предоставлении Администрацией г.о. Саранск обществу с ограниченной ответственностью "СРЦ" муниципальной преференции.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у антимонопольного органа имелись все основания для вынесения оспариваемых решения от 15.03.2011 № 63 и предписания от 15.03.2011 № 22.
Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний (часть 1 статьи 51 Федерального закона "О защите конкуренции").
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае судом не установлено ни одного из указанных оснований.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Оспариваемые решение от 15.03.2011 № 63 и предписание от 15.03.2011 № 22 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия проверены на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления заявителю отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья
В.Н.САВОЧКИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.07.2011 по делу № А39-1619/2011
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Комиссии по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства от 15.03.2011 № 63 и предписания от 15.03.2011 № 22, вынесенных при рассмотрении дела № 64>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru