Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2011 г. по делу № А33-18240/2010

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28 февраля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 04 марта 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ермаковой И.И., рассмотрев в судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества "Совместное предприятие "БИВА" (Кежемский район) (ОГРН 1022400827844, ИНН 2420004386)
к Красноярскому краю в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края (г. Красноярск) (ОГРН 1072466002091, ИНН 2466146986)
о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие неправомерного исчисления арендной платы в бюджет Красноярского края,
при участии в судебном заседании:
от истца: Рассоленко С.В., представителя по доверенности от 09.11.2010,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.В. Медведевой,

установил:

закрытое акционерное общество "Совместное предприятие "БИВА" обратилось в арбитражный суд с требованием к Красноярскому краю в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 783 410 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 425 436 руб. 50 коп.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 30.12.2010 возбуждено производство по делу.
Определением от 28.01.2011 дело назначено к судебному разбирательству на 28.02.2011.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представителя не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика (его представителя).
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно протоколу № 34 от 12.07.2005 о результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда ЗАО "Совместное предприятие "БИВА" как победитель лесного конкурса выиграл право аренды участка лесного фонда, расположенного на территории Богучанского района, в лесах III группы, в кварталах Говорковского лесничества ФГУ "Невонский лесхоз" общей площадью 36 тыс. га сроком на 49 лет. Пунктом 5 протокола предусмотрен следующий размер арендной платы: по условиям лесного конкурса - 3692,6 тыс. руб., предлагаемый - 6314,3 тыс. руб. (+71%).
Между Федеральным государственным учреждением "Невонский лесхоз" (арендодатель) и ЗАО "Совместное предприятие "БИВА" (арендатор) заключен договор на аренду участков лесного фонда Российской Федерации для заготовки древесины № 25 от 17.08.2005, согласно которому на основании протокола о результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда № 34 от 12.07.2005 арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает в аренду для заготовки древесины на 49 лет участок лесного фонда общей площадью 36026 га в Богучанском районе, Юго-восточная часть Богучанского района на левом берегу реки Ангара. Невонский лесхоз (пункт 2).
Пунктом 5.1. договора аренды № 25 от 17.08.2005 предусмотрено исчисление арендной платы за всю расчетную лесосеку арендуемого участка лесного фонда независимо от фактического е использования, исходя из ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, установленных Приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Федеральным агентством лесного хозяйства, а также 71% по результатам лесного конкурса от ставки лесных податей за каждый кубометр расчетной лесосеки ежегодно.
05.09.2005 договор аренды № 25 от 17.08.2005 зарегистрирован Богучанским отделом Главного управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам за номером 24-24-06/007/2005-635.
По акту передачи участков лесного фонда в пользование от 17.08.2005 участок лесного фонда общей площадью 36026 га в Богучанском районе, Юго-восточная часть Богучанского района на левом берегу реки Ангара. Невонский лесхоз передан арендатору.
В 2008 году договор аренды участка лесного фонда Российской Федерации для заготовки древесины № 25 от 17.08.2005 приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, действующим с 01.01.2007, Агентством лесной отрасли Красноярского края с ЗАО "Совместное предприятие "БИВА" заключен договор аренды лесного участка № 45-з от 26.08.2008, согласно которому арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок площадью 36026 га, расположенный в Говорковском участковом лесничестве ФГУ "Невонский лесхоз", находящийся в государственной собственности, сроком на 46 лет.
Пунктом 5 договора аренды лесного участка № 45-з от 26.08.2008 предусмотрено, что ежегодная арендная плата составляет 5 759 010 руб., НДС не облагается. Согласно пункту 26 указанного договора срок действия установлен с момента государственной регистрации по 04.09.2054 включительно.
Договор аренды лесного участка № 45-з от 26.08.2008 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 21.11.2008 за номером регистрации 24-06/010/2008-755.
Платежными поручениям № 966 от 26.12.2008, № 876 от 15.12.2008, № 668 от 13.11.2008, № 1507 от 21.110.2008, № 293 от 09.09.2008, № 762 от 03.06.2008, № 573 от 29.04.2008, № 396 от 27.03.2008, № 392 от 26.03.2008, № 292 от 12.03.2008 ЗАО "Совместное предприятие "БИВА" в 2008 году перечислена арендная плата в краевой бюджет на сумму 5 288 830 руб. Арендная плата за 2007 год в размере 2 023 050 руб. в краевой бюджет перечислена платежными поручениями № 724 от 28.12.2007, № 480 от 22.11.2007, № 252 от 04.10.2007, № 905 от 23.07.2007, № 721 от 18.06.2007, № 317 от 26.03.2007, № 198 от 21.02.2007.
Ссылаясь на необоснованное применение ответчиком при расчете арендной платы по договору на аренду участков лесного фонда Российской Федерации для заготовки древесины № 25 от 17.08.2005 коэффициента 1,4, истец обратился в суд с иском к Красноярскому краю в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 783 410 руб. и 425 436 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Ответчик представил отзыв на иск, в удовлетворении исковых требований просит отказать на основании следующего:
- до принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок оплаты в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, вступившим в законную силу с 01.01.2007 - Постановление Правительства Российской Федерации № 310 от 22.05.2007, применялась система начисления арендной платы, установленная Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года - Постановление Правительства Российской Федерации № 127 от 19.02.2001 и Приказ Федерального агентства лесного хозяйства № 255 от 14.09.2005, поскольку указанные акты взаимосвязаны и не могут применяться автономно;
- Приказ Федерального агентства лесного хозяйства № 255 от 14.09.2005 не был отменен в связи с принятием Постановления № 314, исключившим из компетенции Федерального агентства лесного хозяйства полномочия по установлению ставок арендной платы и корректирующих коэффициентов. Однако, Федеральным агентством лесного хозяйства после принятия указанного Постановления какие-либо акты, регулирующие ставки платы, размеры корректирующих коэффициентов не принимались, что свидетельствует, что Приказ Федерального агентства лесного хозяйства № 255 от 14.09.2005 действовал вплоть до его отмены иным актом уполномоченного органа.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лица, участвующего в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок.
По смыслу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе и вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
На основании статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению, в том числе, к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Согласно протоколу № 34 от 12.07.2005 о результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда ЗАО "Совместное предприятие "БИВА" как победитель лесного конкурса выиграл право аренды участка лесного фонда, расположенного на территории Богучанского района, в лесах III группы, в кварталах Говорковского лесничества ФГУ "Невонский лесхоз" общей площадью 36 тыс. га сроком на 49 лет. Пунктом 5 протокола предусмотрен следующий размер арендной платы: по условиям лесного конкурса - 3692,6 тыс. руб., предлагаемый - 6314,3 тыс. руб. (+71%).
Между Федеральным государственным учреждением "Невонский лесхоз" и ЗАО "Совместное предприятие "БИВА" заключен договор на аренду участков лесного фонда Российской Федерации для заготовки древесины № 25 от 17.08.2005, согласно которому на основании протокола о результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда № 34 от 12.07.2005 арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает в аренду для заготовки древесины на 49 лет участок лесного фонда общей площадью 36026 га в Богучанском районе, Юго-восточная часть Богучанского района на левом берегу реки Ангара. Невонский лесхоз (пункт 2).
Пунктом 5.1. договора аренды № 25 от 17.08.2005 предусмотрено исчисление арендной платы за всю расчетную лесосеку арендуемого участка лесного фонда независимо от фактического ее использования, исходя из ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, установленных Приказом МПР Российской Федерации, Федеральным агентством лесного хозяйства, а также 71% по результатам лесного конкурса от ставки лесных податей за каждый кубометр расчетной лесосеки ежегодно.
Агентство лесной отрасли Красноярского края не оспаривает то обстоятельство, что при начислении арендной платы по договору на аренду участков лесного фонда Российской Федерации для заготовки древесины № 25 от 17.08.2005 и ее уплате истцом в 2007 и 2008 гг. применялся территориальный коэффициент 1.4, установленный Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 сентября 2005 года № 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню".
Суд считает неправомерным применение при исчислении размера арендной платы коэффициента 1.4, установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 № 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню".
На основании статьи 13 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статью 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - VI и особенную часть Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, признана утратившей силу, в том числе, статья 104, согласно которой ставки лесных податей устанавливались федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46, 47 Кодекса, или определялись по результатам лесных аукционов.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 сентября 2005 года № 255 для Красноярского края установлен коэффициент для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4.
Лесной кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 01.01.2007, не представляет таких полномочий Федеральному агентству лесного хозяйства, установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 127 имеет дату 19.02.2001, а не 19.02.2007.

Принятие Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации документа (Приказ № 60 от 29.02.2008), прямо отменяющего действие Приказа от 14.09.2005 № 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", не может являться достаточным законным основанием его применения после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310, отмены акта, в совокупности с которым он подлежал применению (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 № 127), а также после введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации (01.01.2007).
Факт перечисления истцом арендной платы в краевой бюджет в 2007, 2008 г.г. в размере 7 311 880 руб. подтвержден платежными поручениями № 966 от 26.12.2008, № 876 от 15.12.2008, № 668 от 13.11.2008, № 1507 от 21.110.2008, № 293 от 09.09.2008, № 762 от 03.06.2008, № 573 от 29.04.2008, № 396 от 27.03.2008, № 392 от 26.03.2008, № 292 от 12.03.2008, № 724 от 28.12.2007, № 480 от 22.11.2007, № 252 от 04.10.2007, № 905 от 23.07.2007.
Согласно представленному истцом расчету за 2007, 2008 г. г. общая сумма начисленных платежей по сверхминимальным ставкам (арендная плата, подлежащая зачислению в краевой бюджет) составила 7 393 746 руб. (4 528 470 руб. - по коэффициенту 1,71 и 2 865 276 руб. - по 1,4), фактически оплачено 7 311 880 руб. (2 783 410 руб. - по коэффициенту 1,4, 4 528 470 руб. - по 1,71).
Данный расчет проверен судом и не противоречит действующему законодательству.
Таким образом, сумма излишне уплаченной в краевой бюджет арендной платы, начисленной вследствие необоснованного применения коэффициента для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню 1,4 составляет 2 783 410 руб.
Доказательства учета суммы переплаты в счет иных периодов аренды Агентством лесной отрасли Красноярского края не представлено.
Учитывая необоснованность применения коэффициента для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4, а также принимая во внимание отказ Агентства лесной отрасли Красноярского края осуществить зачет излишне уплаченной суммы арендной платы в счет оплаты последующих периодов, правовые основания удержания суммы излишне перечисленной арендной платы закрытым акционерным обществом "Совместное предприятие "БИВА" в размере 2 783 410 руб. отсутствуют.
Поскольку доказательств возврата закрытому акционерному обществу "Совместное предприятие "БИВА" указанной суммы либо осуществления зачета ее в счет оплаты последующих периодов аренды в материалы дела не представлено, требование о взыскании данной суммы является правомерным.
По изложенным выше основаниям, доводы Агентства лесной отрасли Красноярского края подлежат отклонению.
В соответствии с частью 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
На основании части 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
На сумму переплаты истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 425 436 руб. 50 коп. за период с 27.12.2008 по 10.12.2010.
Учитывая, что неосновательное удержание переплаты по арендным платежам в краевой бюджет в 2007 - 2008 г.г. подтверждено материалами дела, правильность расчета суммы процентов за пользование чужими денежными средствами проверена судом, исходя из того, что размер процентов начислен на основании ставки рефинансирования на день предъявления иска (7,75%) за период их неправомерного удержания, требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 425 436 руб. 50 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Агентство лесной отрасли Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края от 09.12.2010 "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов" (приложение № 2), является главным администратором доходов краевого бюджета в части платы за использование лесов.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" от 13.12.2010 № 357-ФЗ главным администратором доходов федерального бюджета в части платы за использование лесов, относительно доходов, зачисляемых в федеральный бюджет в пределах компетенции главных администраторов доходов федерального бюджета согласно приложению 6 указано Федеральное агентство лесного хозяйства.
Согласно пункту 2 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства № 337 от 05.11.2008 органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, наделены следующими полномочиями по администрированию платы за использование лесов: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Исходя из изложенного, иск о взыскании денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации предъявляется к субъекту Российской Федерации в лице органа, являющегося главным администратором доходов бюджета субъекта Российской Федерации в части платы за использование лесов - Красноярскому краю в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края.
Таким образом, сумма излишне уплаченной арендной платы в размере 2 783 410 руб. и 425 436 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию с Красноярского края в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 1 294 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению № 890 от 09.12.2010 подлежит возврату истцу.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Иск удовлетворить.
Взыскать с Красноярского края в лице Агентства лесной отрасли Красноярского края (ОГРН 1072466002091, ИНН 2466146986) в пользу закрытого акционерного общества "Совместное предприятие "БИВА" (ОГРН 1022400827844, ИНН 2420004386) 2 783 410 руб. неосновательного обогащения, 425 436 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, всего 3 208 846 руб. 05 коп., 39 044 руб. 23 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Совместное предприятие "БИВА" (ОГРН 1022400827844, ИНН 2420004386) из федерального бюджета 1 294 руб. излишне уплаченной по платежному поручению № 890 от 09.12.2010 госпошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.И.ЕРМАКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.03.2011 по делу № А33-18240/2010
<Иск о взыскании неосновательного обогащения с краевого агентства лесной отрасли в виде излишне уплаченной арендной платы за аренду участков лесного фонда удовлетворен, поскольку при расчете арендной платы за участок лесного фонда РФ был необоснованно применен коэффициент для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru