Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 марта 2011 г. по делу № А33-18072/2010

Резолютивная часть решения объявлена 09.03.2011.
В полном объеме решение изготовлено 09.03.2011.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Конэл и К" (ОГРН 1022401359969, ИНН 2450013645)
к Администрации города Канска,
Муниципальному учреждению "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска"
о признании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Боос Е.П., действующей на основании доверенности от 23.12.2010, паспорт, Мовшенко Н.А., директора на основании решения учредителя от 11.06.2009, (паспорт),
представителя ответчика - Муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска": Абалаковой Ж.Н., действующей на основании доверенности от 14.01.2011, паспорт,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Обуховой Н.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Конэл и К" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации г. Канска, Муниципальному учреждению "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска" с требованиями:
- признать незаконным отказ в реализации преимущественного права ООО "Конэл и К" на приобретение арендуемого им одноэтажного здания нежилого назначения, общей площадью 190,6 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62, выраженный в Уведомлении от 15.09.2010 г. за № 170/01 Муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска";
- обязать Муниципальное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Канска" совершить юридически значимые действия, направленные на реализацию ООО "Конэл и К" преимущественного права на выкуп арендуемого недвижимого имущества - одноэтажного здания нежилого назначения, общей площадью 190,6 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62, в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Заявление принято к производству суда. Определением от 10.12.2010 возбуждено производство по делу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования на основании доводов, изложенных в заявлении.
Представитель Муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска" с требованиями заявителя не согласна на основании доводов, изложенных в представленном письменном отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Конэл и К" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401359969.
Между муниципальным учреждением "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска" (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Конэл и К" (Арендатор) заключен договор аренды зданий, объектов, сооружений, являющихся муниципальной собственностью г. Канска № 20 от 25.01.1999 на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62, общей площадью 196,4 кв. м, для использования под магазин.
На основании пункта 1.2. указанного договора аренды № 20 от 25.01.1999 срок действия договора установлен на 25 лет с 25.01.1999 по 25.01.2024.
Соглашением от 01.09.1999 в договор на аренду зданий, объектов, сооружений, являющихся муниципальной собственностью города Канска № 20 от 25.01.1999 внесены изменения, согласно которым обществу передано в арендное пользование нежилое здание расположенное по адресу: г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62, общей площадью 155,4 кв. м; нежилое помещение площадью 41 кв. м. передано ООО "Конэл и К" на сохранность.
Актом приема-передачи нежилого помещения от 01.09.1999 арендатор - ООО "Конэл и К" принял пристрой, площадью 41 кв. м, на сохранность.
Заявлениями от 11.09.2008 за № 7, от 18.03.2009 за № 12, от 09.04.2009 № 24, от 28.05.2009 № 26 ООО "Конэл и К" обращалось в администрацию г. Канска, Муниципальное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска" о предоставлении преимущественного права на приобретение одноэтажного нежилого здания общей площадью 190,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62.
17.09.2009 муниципальное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска" направило в адрес общества проект договора купли-продажи нежилого здания общей площадью 196,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62.
При уточнении сведений о статусе объекта выявлено, что указанное здание относится к объекту культурного наследия, в связи с чем, до получения охранного обязательства, муниципальным учреждением "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска" решение о приватизации объекта отменено (уведомление от 06.10.2009 № 181/06).
Право муниципальной собственности на одноэтажное здание нежилого назначения общей площадью 190,6 кв. м. (литер Б. Б1), расположенное по адресу: г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62, зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю (Свидетельство о государственной регистрации права от 01.06.2007, серия 24 ЕЗ, № 532897). Право муниципальной собственности на земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный для использования под нежилым зданием, общей площадью 346 кв. м, расположенный по адресу: г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62, (кадастровый номер 24:51:0203134:0012) зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю (Свидетельство о государственной регистрации права от 09.06.2008, серия 24 ЕЗ, № 899792, запись регистрации 24-24-16/0092008-455).
10.06.2010 ООО "Конэл и К" вновь обратилось в Администрацию г. Канска с заявлением (вх. № 2773 от 15.06.2010 г.) о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62, с условиями по заключению охранного обязательства и выполнению работ, стоимостью 11 143 800 рублей, по сохранению объекта как памятника за счет собственных финансовых средств.
Комиссией по отчуждению из муниципальной собственности города Канска недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, принято решение, оформленное протоколом № 29 от 09.09.2010, что арендатор муниципального имущества ООО "Конэл и К" не соответствует условиям статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), так как:
- на момент вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ фактически в арендном пользовании у арендатора находилось нежилое здание, расположенное по адресу: г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62, общей площадью 155,4 кв. м, при том, что согласно свидетельству о государственной регистрации права муниципальной собственности от 01.06.2007, данных из Единого государственного реестра объектов капитального строительства по состоянию на 16.10.2006, общая площадь здания составляет 190,6 кв. м;
- договор аренды муниципального имуществ, заключенный на срок более одного года подлежал обязательной государственной регистрации в регистрирующем органе, осуществляющим свою деятельность на территории г. Канска.
Уведомлением от 15.09.2010 исх. № 170/01 муниципальное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска" уведомило ООО "Конэл и К" об отказе в предоставлении преимущественного права на приобретение нежилого здания, расположенного по адресу: г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62, в связи с несоответствием условиям пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ, выразившимся в отсутствии государственной регистрации договора аренды от 25.01.1999, а также, в связи с несоответствием площадей по договору аренды (155,4 кв. м) данным из Единого государственного реестра прав (190,6 кв. м).
Общество с ограниченной ответственностью "Конэл и К", полагая, что указанный отказ муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска" в реализации преимущественного права, оформленный уведомлением об отказе в реализации преимущественного права от 15.09.2010 исх. № 170/01, является незаконным и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со частью 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о муниципальном учреждении "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска", утвержденного Решением Канского городского Совета депутатов от 20.06.2003 № 30-254, комитет является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, смету, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием, штампы, бланки.
Пунктом 3.2. Положения о муниципальном учреждении "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска" установлено, что комитет в пределах своей компетенции имеет право:
- обеспечивать защиту имущественных прав собственника от имени администрации города Канска при ведении дел в судах, арбитражных, третейских судах, осуществляя полномочия истца, ответчика, заинтересованного лица либо третьего лица;
- издавать правовые акты - постановления и распоряжения, обязательные для исполнения муниципальными предприятиями и учреждениями;
- запрашивать информацию о деятельности муниципальных предприятий и учреждений, о совершенных ими сделках по отчуждению муниципального имущества;
- осуществлять полномочия, прямо отнесенные к его ведению законодательными и другими нормативными актами о приватизации.
Согласно разделу 2 Положения о муниципальном учреждении "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска" комитет выступает продавцом муниципального имущества, в том числе имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Канска; выступает арендодателем при сдаче в аренду объектов недвижимости муниципального нежилого фонда и другого муниципального имущества в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Канска; обеспечивает сохранность муниципального имущества. Контролирует использование по назначению муниципального имущества, переданного муниципальным предприятиям и учреждениям; дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом муниципальных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Канска; разрабатывает систему процедур, механизмов оформления договоров, сделок с муниципальным имуществом и контролирует их исполнение; принимает участие в разработке правовых актов города по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, землями и лесами города Канска; осуществляет иные функции, связанные с владением, пользованием и распоряжением муниципальным имуществом, если эти функции не переданы другим органам.
Следовательно, оспариваемый отказ в реализации преимущественного права, оформленный Уведомлением от 15.09.2010 исх. № 170/01, принят в пределах полномочий муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска".
Суд полагает, что оспариваемый отказ в реализации преимущественного права, оформленный Уведомлением об отказе в реализации преимущественного права от 15.09.2010 исх. № 170/01, соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, на основании следующего.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 159-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;


2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 указанного Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона № 159-ФЗ при получении заявления о реализации преимущественного права на приобретение недвижимого имущества уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается тот факт, что заявитель относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, за которыми может быть закреплено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в предоставлении заявителю преимущественного права выкупа арендуемого имущества явилось несоответствие условиям пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ, выразившееся в отсутствии государственной регистрации договора аренды от 25.01.1999, а также несоответствие площадей по договору аренды (155,4 кв. м) данным из Единого государственного реестра прав (190,6 кв. м).
Соответствие ООО "Конэл и К" иным критериям, установленным статей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, муниципальным учреждением "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска" не оспаривается.
Поскольку Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ вступил в силу с 05.08.2008, для предоставления арендатору преимущественного права выкупа арендуемых нежилых помещений заинтересованному лицу необходимо доказать, что этим арендованным имуществом он владел непрерывно с 05.08.2006 на основании договора аренды, заключенного в порядке, установленном действующим на момент заключения указанного договора законодательством.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Частью 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В соответствии с пунктом 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2009 года № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 134 от 05.11.2009), при применении положений статьи 3 Закона арбитражным судам следует иметь в виду, что субъект малого или среднего предпринимательства пользуется правом на приобретение только при условии, что он является арендатором по договору аренды недвижимого имущества, действующему на момент принятия соответствующим органом решения о приватизации данного имущества.
В соответствии с пунктом 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 134 от 05.11.2009 судам необходимо иметь в виду, что договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, может являться основанием для возникновения права на приобретение этого имущества только в том случае, если он был зарегистрирован в установленном законом порядке либо имеется вступившее в законную силу решение суда о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ). Безвозмездное пользование государственным или муниципальным имуществом, осуществляемое субъектом малого или среднего предпринимательства, не порождает у последнего права на приобретение.
На основании пункта 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 134 от 05.11.2009 согласно статье 3 Закона для возникновения права на приобретение арендованное недвижимое имущество должно находиться непрерывно во временном владении и (или) временном пользовании субъектов малого или среднего предпринимательства в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
Исходя из фактических обстоятельств дела временное владение и (или) временное пользование арендатором недвижимым имуществом может рассматриваться судом как непрерывное и при наличии незначительного промежутка времени между прекращением одного договора аренды данного имущества и заключением последующего договора его аренды при условии, что в течение этого времени арендатор продолжал пользоваться недвижимым имуществом и возражения арендодателем не заявлялись.
Арбитражным судом установлено, что между муниципальным учреждением "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска" (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Конэл и К" (Арендатор) заключен договор аренды зданий, объектов, сооружений, являющихся муниципальной собственностью г. Канска № 20 от 25.01.1999 на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62, общей площадью 196,4 кв. м, для использования под магазин.
На основании пункта 1.2. указанного договора аренды № 20 от 25.01.1999 срок действия договора установлен на 25 лет с 25.01.1999 по 25.01.2024.
Соглашением от 01.09.1999 к договору аренды № 20 от 25.01.1999 внесены изменения, согласно которым обществу передано в арендное пользование нежилое здание, расположенное по адресу: г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62, общей площадью 155,4 кв. м. Кроме того, данным соглашением от 01.09.1999 установлено, что ООО "Конэл и К" обеспечивает сохранность пристроя площадью 41 кв. м, расположенного в том же нежилом здании, на условиях хранения.
Актом приема-передачи нежилого помещения от 01.09.1999 арендатор - ООО "Конэл и К" принял пристрой площадью 41 кв. м на сохранность.
Таким образом, из материалов дела следует, что с 01.09.1999 и до вступления Федерального закона № 159-ФЗ у ООО "Конэл и К" находилось в аренде помещение общей площадью 155,4 кв. м и на ответственном хранении помещение площадью 41 кв. м, которые расположены в здании общей площадью 190,6 кв. м по адресу г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62.
Суд полагает, что отказ в предоставлении преимущественного права выкупа арендуемой площади по причине отсутствия государственной регистрации договора аренды не состоятелен по следующим причинам.
Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации учреждениями юстиции в Едином государственном реестре.
В соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с абзацем 2 статьи 6 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом.
Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" № 122-ФЗ принят Государственной думой 17.06.1997, официально опубликован в "Российской газете" 30.07.1997.
Согласно пункту 1 статьи 33 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество данный Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Не позднее указанного срока органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, обязаны приступить к ведению Единого государственного реестра прав и выдаче информации о зарегистрированных правах.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (пункт 3 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Согласно постановлению Администрации Красноярского края от 14.09.1998 № 512-П, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, приступили к своей деятельности в г. Канске в апреле 1999 года филиала - Канский Межрайонный центр).
Договор аренды № 20 заключен сторонами 25.01.1999, то есть до того, как органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, приступили к ведению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в г. Канске.
Поскольку договор № 20 на аренду зданий, объектов, сооружений и нежилых помещений от 25.01.1999 заключен после вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", но до создания регистрирующего органа на территории г. Канска, указанный договор аренды не подлежал государственной регистрации. Заключенное в дальнейшем дополнительные соглашения от 01.09.1999 также не подлежало обязательной государственной регистрации.
С учетом изложенного, требования о регистрации данного договора аренды в понимании Закона о регистрации прав на недвижимое имущество к данным правоотношениям применению не подлежит, поскольку договор заключен до образования соответствующего регистрирующего органа на территории г. Канска.
Однако, данное обстоятельство не имеет правового значения при установлении судом иных оснований для отказа в предоставлении преимущественного права на выкуп арендуемого помещения.
Суд отклоняет довод заявителя, что у заявителя возникло право на приобретение арендуемого помещения площадью 190,6 кв. м, поскольку в силу Федерального закона № 159-ФЗ в собственность передается недвижимое имущество, которое находилось у заявителя именно в аренде, а не на ином законном основании. Следовательно, указанные правила не распространяются на имущество, переданное лицу на сохранность. Вместе с тем, ООО "Конэл и К", арендуя фактически площадь размером 155,4 кв. м, претендует на преимущественное право выкупа площади 190,6 кв. м, то есть всего нежилого помещения, в размере, превышающем размер фактически арендованной площади.
Надлежащих доказательств, свидетельствующих об обратном, заявителем не представлено.
Как было указано ранее, для признания заявителя соответствующим критериям, установленным статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, необходимо установить, что спорным имуществом это лицо владело непрерывно минимум с 05.08.2006 на основании договора аренды, заключенного в установленном порядке.
Суд полагает, что требование общества о передаче большей площади, чем той, которая фактически находилась в аренде у заявителя, не обоснованно, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
При подаче заявления ООО "Конэл и К" по платежному поручению № 352 от 08.12.2010 уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления составляют 2 000 рублей и подлежат отнесению на заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Конэл и К" о признании незаконным отказа Муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска" в реализации преимущественного права на приобретение одноэтажного здания нежилого назначения, общей площадью 190,6 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62, изложенного в Уведомлении от 15.09.2010 г. за № 170/01; об обязании Муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Канска" совершить юридически значимые действия, направленные на реализацию обществом с ограниченной ответственностью "Конэл и К" преимущественного права на выкуп недвижимого имущества - одноэтажного здания нежилого назначения, общей площадью 190,6 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Канск, ул. Парижской Коммуны, 62.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 09.03.2011 по делу № А33-18072/2010
<Отсутствие документа о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества является основанием для отказа в реализации преимущественного права на приобретение одноэтажного здания нежилого назначения>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru