УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
от 13 февраля 2012 года
ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНА
Доходы бюджета региона увеличиваются год от года. Даже в кризисном 2009 году в консолидированный бюджет региона было мобилизовано налоговых доходов на 5% больше, чем в предыдущем периоде. В то время как в целом по России и в Сибирском федеральном округе наблюдалась отрицательная динамика. В абсолютном выражении в бюджет-2009 направлено 58 миллиардов рублей.
В 2010 - 2011 годах темпы роста поступлений в бюджет региона составили 114% и 128,6% соответственно, а в абсолютном выражении доходы, администрируемые налоговыми органами, равны 66,5 млрд. и 85,5 млрд. рублей.
Неуклонно растет собираемость платежей. Так, в 2009 году она составила 95%, в 2010 - 96,5%, в 2011 - 101 процент.
Необходимо отметить, что по объемам налоговых доходов бюджета наш регион занимает 4-е место в СФО, которое соответствует рейтингу территории по уровню валового регионального продукта.
Основными доходными источниками территориального бюджета являются налоги на прибыль и доходы физических лиц. Они обеспечивают до 70% от общего объема поступлений.
В связи с этим считаем целесообразным продолжать работу по легализации налоговой базы по данным налогам, в частности, применять нестандартные формы и методы работы - функционирование межведомственных комиссий, результатом которых являются дополнительные поступления в бюджет.
Работа комиссий по легализации оплаты труда снизила количество плательщиков, отражающих в отчетности заработную плату ниже среднеотраслевого уровня, более чем на 2700.
Кроме участия в указанных комиссиях, Управление предлагает органам местного самоуправления учитывать уровень выплачиваемой заработной платы при заключении договоров аренды по использованию площадей муниципального имущества, предоставлении субсидий, а также проведении тендерных торгов.
Кроме того, считаем целесообразным продолжение работы с реестрами розничных рынков, ведение которых осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Одной из эффективных мер по повышению налоговыми агентами уровня заработной платы и сумм НДФЛ, уплачиваемых в бюджет, является работа межведомственной комиссии по вопросам миграции. Комиссия согласовывает потребность в привлечении иностранных работников и объемы квот на территории Иркутской области на предстоящий год на основании заключений заинтересованных органов, в том числе Управления.
Учитывая высокую значимость процессов трудовой миграции для экономики области, считаем необходимым сохранение действующего порядка работы комиссии.
Одной из мер по недопущению уклонения от уплаты НДФЛ является мониторинг 1115 налоговых агентов, обеспечивающих более 50% от ежемесячного поступления НДФЛ, которые до кризиса регулярно перечисляли платежи в бюджет, а также 2500 организаций, финансирующихся из муниципальных и областного бюджетов. Результатом этой работы является прирост поступлений налога в сумме 600 миллионов рублей.
В целях предотвращения возможности получения недобросовестными налогоплательщиками в долгосрочную аренду лесных участков предлагаем возобновить участие представителей Управления в процессе распределения участков лесного фонда в пользование при проведении лесных аукционов.
Одним из решений задачи повышения доходной части консолидированного бюджета региона и повышения собираемости земельного налога является полнота учета земельных участков и их владельцев.
В целях полноты и достоверности информационных ресурсов территориальных налоговых органов необходимы данные об инвентаризации муниципальных земель. Данную работу администрации муниципальных образований могут провести с привлечением территориальных органов Росреестра.
Вместе с тем, крайне важно в рамках информационно-разъяснительной работы на постоянной основе планомерно влиять на формирование общественного мнения о необходимости уплаты налогов и создание имиджа добросовестного налогоплательщика. В данном процессе наравне с налоговыми органами очень эффективно участие властных структур, в том числе законодателей и органов местного самоуправления. Для этого возможно использовать различные средства и методы: публичные выступления представителей различных ветвей власти, средства массовой информации, наглядную агитацию, информационные печатные материалы, электронные технологии, позволяющие выразить гражданскую позицию представителей всех ветвей власти по данному вопросу.