Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2011 г. по делу № А04-1446/2011

(извлечение)

7 июня 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
8 июня 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Золотой шлягер" (ОГРН 1102801011114, ИНН 2801153429)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (ОГРН 1042800023936)
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Золотой шлягер" (далее - заявитель, общество, ООО "Золотой шлягер") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 50 от 25 марта 2011 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 13.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и прекращении производства по делу.
Общество полагает, что данное постановление не соответствует закону и подлежит отмене, в связи с отсутствием события административного правонарушения. На основании субагентского договора, заключенного с ООО "ТрансКом" общество предоставляет потребителям доступ к системе расчетов UNIT-CASH. Физические лица, обращающиеся к заявителю, имеют намерение воспользоваться именно данной системой расчетов, а не услугами телематической связи Интернет. В свою очередь общество выступает как субагент, действующий в рамках правового поля, определенного договором и гражданским законодательством, регулирующим вопросы агентирования, а не оказания телематических услуг связи. Тот факт, что общество предоставляет возможность использования своей абонентской линии, не доказывает, что заявитель осуществляет деятельность по оказанию услуг связи населению. Помещение, в котором расположено компьютерное оборудование, не может являться сооружением связи, по смыслу положений Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" (далее - ФЗ "О связи"). Заявителем не производилось строительство либо эксплуатация сетей и сооружений связи, услуги связи не оказывались, собственных сетей связи не имеется, общество не является оператором связи, следовательно, в отношении него не может быть применена ответственность, предусмотренная статьей 13.7 КоАП РФ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2009 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефременко Александра Александровича на нарушение его конституционных прав положением пункта 1 статьи 29 Федерального закона "О связи" зарегистрировано за № 851-О-О, а не за № 851-О.

В дополнительных пояснениях заявитель указал, что лицензированию подлежит деятельность юридических лиц по возмездному оказанию услуг связи. В соответствии с предписаниями ФЗ "О связи" услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора, содержащего специфические условия. Сославшись также на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28 февраля 2006 г. № 2-П, определении от 2 июля 2009 г. № 851-О, представитель общества указал, что содержащиеся в законе требования о лицензировании не позволяют распространять их на предпринимательскую деятельность, которая не направлена на оказание услуг связи, хотя и связана с ними, иное означало бы вмешательство в сферу экономической деятельности, приводящее к нарушению права собственности и права на свободу предпринимательской деятельности.
ООО "Золотой шлягер" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени его проведения в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени его проведения уведомлено надлежащим образом.
Представитель управления против заявленных требований возражал, в отзыве указал, что общество обоснованно привлечено к административной ответственности за несоблюдение правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, посредством которых общество в соответствии с имеющейся у него лицензией оказывает возмездные услуги связи, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, путем передачи телефонограммы ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается без участия сторон.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Золотой шлягер" зарегистрировано межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102801011114, ИНН 2801153429.
В соответствии с уставом ООО "Золотой шлягер", к основному виду деятельности общества относится деятельность в области электросвязи.
На основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 1 декабря 2010 г. № 81968 общество имеет право оказывать телематические услуги связи в срок с 1 декабря 2010 года до 1 декабря 2015 года.
Согласно заключенным с ООО "Фри Гейс" договорам субаренды нежилых помещений от 1 декабря 2010 года, и № 13/10 от 8 февраля 2011 года общество использует для своей деятельности объекты недвижимого имущества: нежилые помещения, расположенные в селе Чигири Благовещенска района по ул. Воронкова, 12, городе Благовещенске по улице 50 лет Октября, 54, ул. Калинина, 52, ул. Калинина, 76, пом. 1 - 8. Согласно договорам субаренды оборудования от 2 декабря 2010 года, от 8 декабря 2010 года ООО "Фри Гейм" (арендатором) предоставлено обществу во временное пользование движимое имущество, в том числе компьютерное оборудование, расположенное в помещениях, арендуемых заявителем на основании данных договоров субаренды.
8 ноября 2010 года обществом заключен договор на предоставление выделенного доступа в Интернет на основе сети передачи данных с ОАО "Ростелеком", подписан акт начала оказания соответствующих услуг по вышеназванным адресам.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что между ООО "ТрансКом" (агент) и ООО "Золотой шлягер" (субагент), заключен субагентский договор от 1 декабря 2010 года, по условиям которого субагент обязуется безвозмездно предоставлять с помощью принадлежащего ему стандартного компьютерного оборудования, присоединенного к сети Интернет, доступ к системе расчетов UNIT-CASH клиентов (п. 3.1.1); осуществлять действия по приему депозитов от клиентов (п. 2.2.2); передавать депозиты, принятые от клиентов-отправителей клиентам-получателям (п. 2.2.3); производить перечисление денежных средств клиентов, внесенных на их счета в платежной системе агенту (п. 2.2.4). В соответствии с условиями договора агент обязуется оплачивать услуги субагента согласно разделу 3. Согласно пункту 4.1 договора ежемесячное вознаграждение субагента по настоящему договору составляет 10% от суммы введенных денежных средств в платежную систему принципала. Субагент самостоятельно удерживает причитающееся ему вознаграждение за отчетный месяц из средств, полученных от клиентов и/или подлежащих выплате клиентам в течение 3 дней с момента подписания отчета агента (п. 4.2).
Прокуратурой города Благовещенска в период с 26 февраля 2011 года по 10 марта 2011 года проведена проверка исполнения заявителем законодательства о связи, в ходе которой установлено, что обществом при осуществлении деятельности по оказанию услуг связи не проведены мероприятия по вводу в эксплуатацию объектов связи.
В письме от 1 марта 2011 года адресованном прокурору города Благовещенска, исполняющий обязанности генерального директора общества С. указала, что ООО "Золотой Шлягер" оперирует тремя офисами платежных систем и осуществляет свою деятельность в городе Благовещенске по адресам: ул. Калинина, дом 76, ул. 50 лет Октября, дом 154, ул. Калинина, дом 52 на основании вышеуказанной лицензии. В рамках осуществления деятельности по указанным адресам обществом заключены договоры на предоставление Интернет-услуг от 8 ноября 2010 года с ОАО "Ростелеком" с целью предоставления бесплатного доступа в сеть Интернет клиентам ООО "Золотой шлягер", а также субагентские договоры от 1 декабря 2010 года с ООО "ТрансКом" с целью выполнения действий по приему депозитов от клиентов и по незамедлительному выводу их из системы расчетов UNIT-CASH. Таким образом, работа офиса платежных систем строится следующим образом: клиент обращается в офис платежных систем "Золотой Шлягер" для пополнения или вывода средств со своего личного счета. Общество принимает денежные средства от клиента в пользу системы расчетов UNIT-CASH и зачисляет их на персональный счет клиента, которому предоставляется персональный компьютер для выхода в Интернет. Клиент по своему усмотрению осуществляет все необходимые ему операции с собственным счетом.
Также исполняющая обязанности генерального директора общества в своих объяснениях, представленных прокурору города Благовещенска от 4 марта 2011 года пояснила, что в ее должностные обязанности, как исполняющего обязанности генерального директора, входит организация и контроль работы предприятия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В отношении принципа организации работы платежных систем в залах, расположенных в домах 52 и 76 по улице Калинина, доме 154 по улице 50 лет Октября города Благовещенска указала следующее. ООО "Золотой Шлягер" предоставляет телематические услуги связи населению (физическим лицам), в том числе выход и пользование Интернетом при помощи оборудования используемого на основании договора субаренды с ООО "Фри Гейм" с декабря 2010 года по настоящее время. Данное оборудование обеспечивает выход в Интернет клиентам. Оборудование в залах платежных систем по указанным выше адресам установлено и подключено обществом самостоятельно. ООО "Золотой Шлягер" для осуществления деятельности по предоставлению телематических услуг связи были произведены следующие действия: заключен договор субаренды нежилых помещений; заключен договор субаренды набран штат работников, самостоятельно установлено оборудование, заключен договор на оказание услуг Интернет связи, провайдеры самостоятельно подключили, установленное оборудование к сети Интернет. Сведения о выполнении пункта 9 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией на оказание телематических услуг связи о согласовании с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также приняты ли меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий представить затруднилась.
Постановлением прокурора Благовещенска от 5 марта 2011 года в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по статье 13.7 КоАП РФ, действия общества квалифицированы как несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи.
Постановление направлено для рассмотрения в Управление Роскомнадзора по Амурской области.
По результатам рассмотрения материалов дела 25 марта 2011 года Управлением вынесено оспариваемое постановление, которым ООО "Золотой Шлягер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, суд установил, что в удовлетворения заявления следует отказать по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 29 ФЗ "О связи", деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 87.
Согласно пункту 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 87, к таким услугам относятся телематические услуги связи.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Минсвязи РФ "Об утверждении "Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи" издан 09.09.2002, а не 17.09.2002 и зарегистрирован за № 113, а не за № 3804.

Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 17 сентября 2002 г. № 3804 утверждены Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи, устанавливающие процедуру ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи, предназначенных для предоставления услуг связи (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3.5 приведенных Правил ввод в эксплуатацию сооружения связи включает в себя приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки; выдачу органом Госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи.
Согласно пунктам 3.6, 3.10 Правил подготовленные к вводу в эксплуатацию сооружения связи подлежат приемке приемочной комиссией.
До ввода сооружения связи в эксплуатацию не допускается его использование для предоставления услуг связи.
До начала работы приемочной комиссии на сооружении связи должны быть выполнены все работы в соответствии с проектной документацией (ПД), произведен монтаж и испытание всех средств и систем сооружения (пункт 5.1 Правил).
В ходе работы приемочной комиссии проводится обследование сооружения связи, выполняются необходимые измерения и проверяется наличие лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг связи, первичных документов, подтверждающих соответствие выполненных работ и применяемого оборудования установленным требованиям, утвержденной проектной документации (ПД) и заключения государственной экспертизы проекта, утвержденного акта (протоколов) по результатам испытаний сооружения связи, проведенных оператором до предъявления его к приемке в эксплуатацию, на соответствие нормативным документам Минсвязи России, а при их отсутствии - технической документации производителя оборудования, комплекта эксплуатационной документации на сооружение, включая инструкции по эксплуатации средств связи, и иных документов (пункт 5.4 Правил).
Согласно статье 13.7 КоАП РФ несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно требованиям вышеуказанных Правил общество до начала осуществления деятельности по предоставлению услуг связи должно было произвести ряд мероприятий для ввода в эксплуатацию объекта связи.
Таким образом, осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи без произведения ряда мероприятий для ввода в эксплуатацию объекта связи является нарушением Правил ввода в эксплуатацию объекта связи.
Как установлено в ходе прокурорской проверки и ООО "Золотой шлягер" не оспаривается, данные мероприятия последним не проводились.
Между тем, общество отрицает факт осуществления им деятельности по оказанию услуг связи населению, указывая при этом, что оно предоставляет возможность использования своей абонентской линии на основании заключенного субагентского договора, помещение, в котором расположено компьютерное оборудование, не является сооружением связи, а само общество не является оператором связи, кроме того, не доказан возмездный характер оказываемых услуг.
Приказом Минсвязи РФ от 23 июля 2001 г. № 175 утвержден руководящий документ отрасли "Телематические службы", в котором дана расшифровка понятий и специальных терминов, в том числе термин "телематические службы" (ТМ службы) определяется как службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи. Примерами ТМ служб являются: факсимильные службы, службы электронных сообщений, службы голосовых сообщений, службы аудио/видеоконференции, а также службы доступа к информации, хранящейся в электронном виде.
В соответствии с пунктом 5.4.1.2 приказа от 23 июля 2001 г. № 175, в реальной практике могут встречаться разновидности служб доступа к информационным ресурсам, отличающиеся формой представления и видом информации, используемыми стандартами, способами доступа к информации и другими технологическими особенностями. Примерами различных видов служб доступа к информационным ресурсам могут служить, в том числе служба доступа к информационным ресурсам, размещенным на Web-серверах в сети Интернет.
Пунктом 5.4.2.1 приказа от 23 июля 2001 г. № 175 установлено, что основными услугами службы доступа к информационным ресурсам, обеспечиваемыми техническими средствами операторов связи, являются размещение информационного ресурса поставщиком на сервере информационного ресурса, включая процедуры записи информации поставщиком информационного ресурса на сервер, а также ее корректировки и уничтожения; формирование ответа на запрос пользователя и передача его в адреса, прямо или косвенно указанные пользователем.
В соответствии с пунктом 4 раздела 16 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87, лицензиат наряду с передачей факсимильных сообщений, сообщений электронной почтой, обязан обеспечивать предоставление абоненту и (или) пользователю доступ к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет.
На основании субагентского договора от 1 декабря 2010 года, заключенного с ООО "ТрансКом", ООО "Золотой шлягер" предоставляет потребителям доступ к системе расчетов UNIT-CASH с помощью стандартного компьютерного оборудования, подключенного к сети Интернет, это свидетельствует о том, что заявитель оказывает телематические услуги связи, поскольку предоставление услуг по доступу к платежным системам невозможно без выхода в сеть Интернет.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 ФЗ "О связи" под оператором связи понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Такая лицензия на оказание телематических услуг связи у общества имеется.
Отношения по предоставлению абоненту и (или) пользователю доступа к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, подчинены правилам договора об оказании телематических услуг связи, и согласно пункту 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулируются нормами главы 39 кодекса о возмездном оказании услуг.
При этом условия субагентского договора предусматривают выплату вознаграждения обществу, то есть возмездный характер оказываемых им услуг.
Материалами дела, в том числе пояснениями исполняющей обязанности генерального директора общества подтверждается факт приема денежных средств в рассматриваемую платежную систему и выдаче данных средств из нее. Заключение обществом договоров субаренды помещений и оборудования, договоров на предоставление доступа в Интернет также подтверждают факт осуществления обществом предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 1 ФЗ "О связи" под сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения средств связи; под средством связи понимаются технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи.
Согласно приложению А к Правилам пункты коллективного пользования всех видов связи (п. 39) и сооружения связи всех видов телематических служб (п. 38) относятся к сооружениям связи.
При оказании телематических услуг связи ООО "Золотой шлягер" использовало стандартное компьютерное оборудование. Таким образом, помещения, в которых размещено компьютерное оборудование общества, используемое для оказания телематических услуг связи, являются сооружениями связи телематической службы, следовательно, в их отношении распространяются требования Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи.
В нарушение указанных Правил общество осуществляло эксплуатацию указанных сооружений связи без проведения необходимых процедур по приемке их в эксплуатацию.
Таким образом, в нарушение подпунктов 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, хотя у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Золотой Шлягер" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 13.7 КоАП РФ и несостоятельности доводов заявителя.
При проверке порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления. При вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении присутствовала и давала пояснения исполняющая обязанности генерального директора общества С., при вынесении оспариваемого постановления присутствовал представитель общества, действующий на основании доверенности, выданной генеральным директором общества.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, срок на его обжалование не пропущен.
На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области от 25 марта 2011 г. № 550 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Золотой Шлягер" (ОГРН 1102801011114, ИНН 2801153429) к административной ответственности, предусмотренной статьей 13.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 08.06.2011 № А04-1446/2011
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности за несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи, отказано, поскольку общество осуществляло эксплуатацию сооружений связи без проведения необходимых процедур по приемке их в эксплуатацию

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru