Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2011 г. по делу № А04-1420/2011

(извлечение)

31 мая 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
6 июня 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
муниципального учреждения здравоохранения "Тындинская центральная районная больница" ОГРН 1022800776393 ИНН 2808002820
к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области ОГРН 1022800759222 ИНН 2807011300
о взыскании 3468379 руб. 63 коп.,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось муниципальное учреждение здравоохранения "Тындинская центральная районная больница" с исковым заявлением к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области о взыскании за счет казны Амурской области убытков в сумме 3468379 руб. 63 коп.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по результатам рассмотрения 22 гражданских дел по взысканию надбавок к заработной плате Тындинским районным судом Амурской области были приняты решения, согласно которым с МУЗ "Тындинская ЦРБ" взыскана невыплаченная надбавка к заработной плате в общей сумме 3403943 руб. 99 коп., государственная пошлина за рассмотрение указанных выше гражданских дел в сумме 64435 руб. 64 коп.
Указанные решения Тындинского районного суда Амурской области вступили в законную силу, МУЗ "Тындинская ЦРБ" исполнило эти решения и произвело выплату взысканных денежных средств, всего в размере 3468379 руб. 63 коп.
Поскольку МУЗ "Тындинская ЦРБ" в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части надбавки стимулирующего характера за дополнительный объем работы согласно Закону Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 471-ОЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области" в размере коэффициента 1,7, ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцу убытков, должна нести Амурская область в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в силу статей 85, 140 Бюджетного кодекса РФ, статей 16, 1069 ГК РФ, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Амурской области от 31.10.2006 № 241-ОЗ называется "О порядке, размере и условиях денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи", а не "О порядке, размере и условиях денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения".

Амурская область в лице министерства финансов Амурской области в представленном отзыве с исковыми требованиями не согласна. Ответчик, ссылаясь на Правила предоставления в 2006 году субсидий из федерального бюджета на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, утвержденные постановлением Правительства от 9 июня 2006 г. № 356, Закон Амурской области от 31 октября 2006 г. № 241-ОЗ "О порядке, размере и условиях денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения", аналогичные Правила, действующие в 2007 г. (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 863), указал, что выплаты, предусмотренные ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации в 2006, 2007 году не предусматривались. Только Правилами предоставления в 2008 и 2009 годах указанных субсидий и Законом Амурской области от 24 июня 2008 г. № 50-ОЗ предусмотрено, что при определении размера субсидии учитываются установленные районные коэффициенты к заработной плате.
Также считает, что расходы на содержание муниципальных учреждений, включая оплату труда работников, должны осуществляться за счет средств местного бюджета, поскольку Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы оказания скорой медицинской помощи и первичной медико-социальной помощи относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Главным распорядителем средств на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в 2006 г. являлся департамент здравоохранения Амурской области, в 2007 - 2008 гг. - министерство здравоохранения Амурской области.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика поддержал доводы письменного отзыва на исковое заявление.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обязательства.
Как следует из материалов дела, не оспаривается сторонами, вступившими в законную силу решениями Тындинского районного суда с МУЗ "Тындинская центральная районная больница" в пользу работников учреждения: К.Н., Ж.Г., Г.О., Г.Е., П.Н., Ю.Е., К.Л., Н.Е., Д.С., Л.А., Ч.Ю., С.Ю., Б.Е., В.О., Б.Г., А.Р., Ш.Р., К.А., Г.Н., Ч.А., С.Т., Н.П., Е.И., С.И., М.С., П.Е., Р.О., Р.Л., Д.Л., Ш.Н., М.О., М.И., А.Л., С.Л., Д.П., Я.Л., Д.О., С.М., В.П., П.В., З.С., Г.Л., О.И. взыскано 3403943 руб. 99 коп., составляющих процентную надбавку к заработной плате и районный коэффициент за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления (в том числе определения), а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Указанные решения Тындинского районного суда Амурской области МУЗ "Тындинская ЦРБ" исполнило и произвело выплату взысканных денежных средств, что подтверждено истцом документально (платежные поручения, ведомости выплаты заработной платы), всего в размере 3468379 руб. 63 коп., в том числе:
- истцам в размере 2996247 руб. 23 коп. (платежные ведомости № 252 за февраль 2009 г., N№ 495, 496 за март 2009 г.., N№ 1155, 1176 за июнь 2009 г.; платежные поручения N№ 1391, 1392, 1393, 1394 от 5 июня 2009 года, заявка № 00000001994 от 7 августа 2009 года);
- отчислено НДФЛ в размере 404071 руб. 89 коп. (платежные поручения № 316 от 6 марта 2009 года, № 742 от 9 апреля 2009 года, N№ 1395, 1396, 1397, 1398 от 5 июня 2009 года, № 803 от 15 июня 2009 года, № 816 от 10 июля 2009 года);
- отчислено профсоюзных взносов в размере 3624 руб. 87 коп. (платежные поручения № 458 от 20 марта 2009 года, № 806 от 15 июня 2009 года);
- оплачена государственная пошлина за рассмотрение указанных выше гражданских дел в размере 64435 руб. 64 коп. (платежные поручения № 137 от 25 июня 2009 г., № 315 от 26 июня 2009 года, N№ 1946, 1947, 1948, 1949 от 17 июля 2009 г., № 883 от 30 июля 2009 года, № 29974 от 21 декабря 2009 года).
Полагая, что сумма, взысканная решением суда общей юрисдикции, является для учреждения убытками, последнее обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в совокупности, в соответствии со ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, в связи со следующим.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что решение вопросов, относящихся к сфере здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУЗ "Тындинская центральная районная больница" в 2006 - 2008 годах привлекалась к выполнению государственного заказа о выполнении учреждением, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях приравненных к районам Крайнего Севера" Тындинский район Амурской области, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно статье 7 постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. № 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" для районов Амурской области: Тындинский, Зейский и Селемджинский, к заработной плате работников установлен коэффициент 1,3.
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Закон Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 471-ОЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области" (далее по тексту - Закон № 471-ОЗ) устанавливает гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат жителям области в связи с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности.
Пунктами 1, 2 статьи 4 Закона № 471-ОЗ установлено, что оплата труда в организациях, расположенных на территории области, осуществляется с применением районного коэффициента к заработной плате (далее - районный коэффициент). Размеры районных коэффициентов работающим в организациях, финансируемых из областного бюджета, устанавливаются согласно приложению к настоящему Закону.
Согласно приложению к Закону № 471-ОЗ районный коэффициент для Тындинского района установлен в размере 1,7.
Размер процентной надбавки, установленный Правительством Российской Федерации, является предельным для организаций в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера области, составляет 10 процентов заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10 процентов заработка за каждый последующий год работы, но не свыше 50 процентов заработка (статья 5 Закона № 471-ОЗ).
Решениями Тындинского районного суда установлено, что выплата заработной платы в части надбавки стимулирующего характера за дополнительный объем работы в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями к трудовым договорам, производилась с нарушением норм статей 313, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 4 п.п. 2, 3 ст. 5 Закона № 471-ОЗ. При начислении заработной платы в части сумм субвенций подлежали применению районный коэффициент в размере 1,7 и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, однако, МУЗ "Тындинская ЦРБ" были начислены и выплачены субвенции с применением коэффициента 1,3.
Судом установлено, что фактическая потребность МУЗ "Тындинская центральная районная больница" в средствах, необходимых для выплаты заработной платы в части надбавки стимулирующего характера за дополнительный объем работы, с учетом установленного Законом Амурской области повышенного коэффициента 1,7 превышает средства, выделенные из бюджета Амурской области.
Суд отклоняет доводы ответчика, как основания освобождения от возмещения причиненных истцу убытков, о том, что выплаты, предусмотренные ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации в 2006, 2007 году не предусматривались в нормативных актах - Правилах предоставления в 2006 году субсидий из федерального бюджета на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства от 9 июня 2006 г. № 356, Законе Амурской области от 31 октября 2006 г. № 241-ОЗ "О порядке, размере и условиях денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения", аналогичных Правилах, действующих в 2007 г. (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 863), а также, что только Правилами предоставления в 2008 и 2009 годах указанных субсидий и Законом Амурской области от 24 июня 2008 г. № 50-ОЗ предусмотрено, что при определении размера субсидии учитываются установленные районные коэффициенты к заработной плате. Поскольку истцу не были выделены в достаточном размере средства на выплату заработной платы работникам учреждения в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и нормативным актом Амурской области - Законом № 471-ОЗ.
Суд также признает несостоятельными доводы ответчика о том, что расходы на содержание муниципальных учреждений, включая оплату труда работников, должны осуществляться за счет средств местного бюджета, поскольку Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Статьей 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных средств доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Размер понесенных истцом расходов подтвержден вступившими в законную силу судебными актами суда общей юрисдикции, а также платежными документами об исполнении данных судебных актов, не оспаривается ответчиком.
Из материалов дела следует и установлено судом, что учреждению в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части надбавки стимулирующего характера за дополнительный объем работы согласно Закону № 471-ОЗ, а также на выплату коэффициента в размере 1,7 за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем МУЗ "Тындинская центральная районная больница" понесло убытки в размере 3403943 руб. 99 коп. в результате исполнения судебных актов суда общей юрисдикции.
В части исковых требований о взыскании судебных расходов - уплаченной истцом государственной пошлины, взысканных решениями Тындинского районного суда в сумме 64435 руб. 64 коп., суд считает, что данные расходы для МУЗ "Тындинская центральная районная больница" также являются по своей правовой природе убытками, понятие которых определено в статье 15 ГК РФ, а их взыскание согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 20 февраля 2002 г. № 22-О. При надлежащем финансовом обеспечении учреждения средствами областного бюджета на выплату надбавок, не возникло бы ситуации по невыплате работникам положенной им части заработной платы, и как следствие подачи исков о ее взыскании с работодателя МУЗ "Тындинская центральная районная больница".
Таким образом, ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцу убытков в полном объеме в сумме 3468379 руб. 63 коп. должна нести Амурская область в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в силу статей 85, 140 БК РФ, статей 16, 1069 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются Арбитражным судом со стороны.
Согласно ст. 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины с учетом суммы требований составляет 40341 руб. 95 коп. Истцом при подаче иска платежным поручением от 17 марта 2011 г. № 207711 уплачена госпошлина в указанном размере.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ понесенные истцом судебные расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика, подлежат взысканию в пользу истца.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 и 180 АПК РФ, суд

решил:

взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области (ОГРН 1022800759222, ИНН 2807011300) за счет средств казны Амурской области в пользу муниципального учреждения здравоохранения "Тындинская центральная районная больница" (ОГРН 1022800776393, ИНН 2808002820) убытки в сумме 3468379 руб. 63 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 40341 руб. 95 коп., всего - 3508721 руб. 58 коп.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 06.06.2011 № А04-1420/2011
Убытки, понесенные муниципальным учреждением здравоохранения в связи с выплатой медицинским работникам процентной надбавки к заработной плате и районного коэффициента, подлежат взысканию с Амурской области за счет средств областного бюджета, поскольку на реализацию полномочий по предоставлению указанных выплат из областного бюджета денежные средства выделены в недостаточном объеме

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru