Региональное законодательство / Амурская область
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ от 16 июня 2011 г. по делу № А04-1419/2011
(извлечение)
10 июня 2011 года объявлена резолютивная часть решения. 16 июня 2011 года решение изготовлено в полном объеме. Арбитражный суд
В тексте документа, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.
общества с ограниченной ответственностью "Константиновская Управляющая компания" ОГРН 1082827000508 ИНН 2817040773 к обществу с ограниченной ответственностью "Бытовик" ОГРН 1062827000543 ИНН 2817004214 об урегулировании разногласий по договору
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Константиновская Управляющая компания" к обществу с ограниченной ответственностью "Бытовик" об урегулировании разногласий по договору № 1 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 года, просит принять в редакции истца следующие пункты договора: пп. 1.1 п. 1, пп. 1.2 п. 1, абз. 2.2.2 пп. 2.2 п. 2, абз. 2.3.3 пп. 2.3 п. 2, абз. 3.1.1 пп. 3.1 п. 3, абз. 3.1.2 пп. 3.1 п. 3, пп. 4.1 п. 4, дополнительную редакцию в п. 5, пп. 5.4 п. 5. Исковые требования обоснованы следующими обстоятельствами. ООО "Бытовик" 16 февраля 2011 года направило в адрес ООО "Константиновская Управляющая компания" проект договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде № 1 от 1 января 2011 года, 5 марта 2011 года ООО "Константиновская Управляющая компания" направило в адрес ООО "Бытовик" протокол разногласий к указанному договору. 29 марта 2011 года истец получил протокол согласования разногласий к договору, однако, в протоколе урегулированы не все спорные пункты договора. По мнению истца, договор в редакции ответчика противоречит положениям Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, статьи 157 ЖК РФ. В судебном заседании 6 июня 2011 года - 10 июня 2011 года истец уточнил требования, просил урегулировать разногласия на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1 в следующей редакции: 1) принять пп. 1.1 п. 1 договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1 в редакции исполнителя коммунальных услуг, а именно: "По настоящему договору теплоснабжающая организация обязуется подавать "Исполнителю коммунальных услуг" через тепловую энергию в количестве, предусмотренном приложением № 10 к настоящему договору, по закрытой (открытой) системе теплоснабжения, а "Исполнитель коммунальных услуг" обязуется оплачивать принимаемую тепловую энергию по утвержденным в установленном тарифам и в порядке, определенными сторонами на условиях настоящего договора"; 2) исключить пп. 1.2 п. 1 из договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1;
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 2.3 в статье 546 Гражданского кодекса отсутствует.
3) принять абз. 2.2.2 пп. 2.2 п. 2 договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1 в редакции исполнителя коммунальных услуг, а именно: "Производить прекращение или ограничение подачи тепловой энергии Исполнителю коммунальных услуг без соответствующего его предупреждения с последующим уведомлением, в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению и ликвидации аварии в системе теплоснабжающей п. 2.3 ст. 546 ГК РФ"; 4) принять абз. 2.3.3 пп. 2.3 п. 2 договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1 в редакции исполнителя коммунальных услуг: "Производить оплату потребленной тепловой энергии по показаниям приборов учета тепловой энергии в случае их отсутствия, по нормативу потребления коммунальных услуг в установленные настоящим договором сроки";
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" № 307 принято 23.05.2006, а не 23.06.2006.
5) принять абз. 3.1.1 пп. 3.1 п. 3 договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1 в редакции исполнителя коммунальных услуг: "Учет тепловой энергии и теплоносителя и контроль договорных параметров осуществляется по приборам учета (при их наличии), при отсутствии приборов учета, объем услуг на теплоснабжение, обслуживаемых жилых объектов, определяется в соответствии с формулой расчета платы за отопление, которая учитывается в пп. 1 п. 1 приложения № 2 к Правилам № 307 от 23 июня 2006 года, а именно S x № x Т, где S - общая площадь жилого помещения в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома, № - норматив потребления тепловой энергии, Т - тариф на тепловую энергию"; 6) исключить абз. 3.1.2 пп. 3.1 п. 3 из договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1; 7) принять пп. 4.1 п. 4 договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1 в редакции исполнителя коммунальных услуг: "Цена настоящего договора за период с 1 января 2011 года до 31 декабря 2011 года составляет - 2629633 рубля 20 копеек (два миллиона шестьсот двадцать девять тысяч шестьсот тридцать три рубля 20 копеек) (предприятие не является плательщиком НДС), расчет производится согласно приложению № 10 к настоящему договору". Размер платы за тепловую энергию рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Величина вышеуказанного норматива потребления тепловой энергии на дату заключения настоящего договора составляет 0,0274 Гкал на 1 кв. м в месяц"; 8) принять дополнительную редакцию в п. 4: "Размер платы за тепловую энергию, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Величина вышеуказанного тарифа на дату заключения настоящего договора составляет - 3160,74 руб./1 Гкал"; 9) исключить пп. 5.4 п. 5 из договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1; 10) исключить приложение № 2 - акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности; 11) исключить приложение № 3 - согласованные объемы на теплоснабжение; 12) исключить приложение № 4 - порядок частичного и полного ограничения потребления тепловой энергии; 13) исключить приложение № 5 - график отпуска тепловой энергии за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года; 14) исключить приложение № 6 - расчет потребности тепловой энергии; 15) исключить приложение № 7 - расчет стоимости тепловой энергии за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года; 16) принять дополнительную редакцию в пп. 9.5 п. 9 договора: "приложение № 10 "Объем услуг по теплоснабжению для населения в жилых объектах по ул. Калинина, Строительная с. Константиновка на 2011 год". Ходатайство истца в порядке ст. 49 АПК РФ судом принято. Ответчик в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в представленном ранее отзыве. Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ. Исследовав материалы дела судом установлены следующие обстоятельства. ООО "Бытовик" направило в адрес ООО "Константиновская управляющая компания" для подписания проект договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде № 1 от 1 января 2011 года, что подтверждается письмом № 10 от 21 января 2011 года, полученным истцом 24 января 2011 года. ООО "Константиновская управляющая компания" возвратило ответчику проект договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде № 1 от 1 января 2011 года, одновременно направив ответчику проект договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде № 5 от 1 января 2011 года в своей редакции, что подтверждается письмом № 8т от 3 февраля 2011 года. 16 февраля 2011 года ответчик возвратил истцу предложенный им проект договора № 5 и повторно направил истцу один экземпляр договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде № 1 от 1 января 2011 года, ранее направленный 21 января 2011 года. Истец, не согласившись с редакцией отдельных пунктов договора (с учетом протокола разногласий), предъявил в Арбитражный суд иск об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора. Рассматривая представленный сторонами договор от 1 января 2011 г. № 1, суд расценивает действие сторон по заключению данного договора как заключение публичного договора, по правилам ст.ст. 445 , 446 ГК РФ. Арбитражный суд принял к рассмотрению данный спор, руководствуясь следующими обстоятельствами. Пунктом 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. № 14 "Обзор разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" установлено, что пропуск тридцатидневного срока, установленного статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации для передачи протокола разногласий на рассмотрение Арбитражного суда, не является основанием для отказа в принятии искового заявления.
В силу пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованная в заключение договора сторона направляет другой стороне, для которой заключение договора обязательно, оферту (проект договора). Последняя должна в течение тридцати дней со дня получения проекта рассмотреть его и направить оференту извещение об акцепте, отказе от него либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора). В случае получения извещения об акцепте оферты на иных условиях оферент вправе либо известить акцептанта о принятии договора в его редакции либо передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения или истечения срока для акцепта. Названный срок не должен рассматриваться как срок, ограничивающий возможность заинтересованной стороны на передачу разногласий по договору в Арбитражный суд. Поэтому в тех случаях, когда заинтересованная сторона передала разногласия на рассмотрение суда по его истечении, а другая сторона не возразила против этого, суд рассматривает такое исковое заявление по существу. Таким образом, суд рассматривает иск по существу в части урегулирования разногласий по спорному договору (с учетом уточнения). Статьей 446 ГК РФ предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случаях, если спор возник при заключении публичного договора, к числу которых, согласно ст. 426 ГК РФ, относится договор по энергоснабжению.
В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иным правовым актом. Как разъяснено в п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. № 14, при решении вопроса о том, относятся ли содержащиеся в протоколе разногласий условия к существенным, необходимо руководствоваться статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой существенными являются условия о предмете договора, условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Исходя из смысла положений п. 2 ст. 432 ГК РФ для признания условия договора существенным требуется, чтобы в отношении этого условия одной из сторон было прямо заявлено. Согласно ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент заключения. Пунктом 3 ст. 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору энергоснабжения применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним. Согласно пунктам 1 , 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, указанные Правила , регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам гласит: коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами , на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла решения, имеется в виду: "... разногласий по договору ...".
Предметом настоящего иска является урегулирование разногласий договору № 1 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 года, сторонами по которому являются два самостоятельных юридических лица, ни одно из которых не является собственником жилых помещений. При этом истец является управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирных домах, и обязанной в связи с этим на основании ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и приведенных выше Правил (пункты 3 , 6 , 49 ) заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Поскольку потребителем коммунальных услуг являются граждане (собственники жилых помещений), постольку суд полагает, что Правила предоставления услуг гражданам распространяются и на отношения, устанавливающие права и обязанности исполнителя (истца) и ресурсоснабжающей организации (ответчика). Рассматривая требования истца об урегулировании разногласий по исследуемому договору, суд установил следующее. 1. Ответчиком пункт 1.1 п. 1 спорного договора изложен в следующей редакции: "По настоящему договору теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю через тепловую энергию в количестве, предусмотренном приложением № 3 к настоящему договору, по закрытой (открытой) системе теплоснабжения, а потребитель обязуется оплачивать принимаемую тепловую энергию по утвержденным в установленном порядке тарифам, соблюдать предусмотренный Договором режим ее потребления, а также обеспечить безопасность эксплуатации находящихся на праве собственности, переданных ему по договору технического обслуживания внутридомовых инженерных систем, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или ином законном основании, тепловых сетей и исправность им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии". Истцом пп. 1.1 п. 1 изложен в следующей редакции: "По настоящему договору теплоснабжающая организация обязуется подавать "Исполнителю коммунальных услуг" через тепловую энергию в количестве, предусмотренном приложением № 10 к настоящему договору, по закрытой (открытой) системе теплоснабжения, а "Исполнитель коммунальных услуг" обязуется оплачивать принимаемую тепловую энергию по утвержденным в установленном тарифам и в порядке, определенными сторонами на условиях настоящего договора". 2. Ответчик предлагает следующую редакцию пп. 1.2 п. 1 договора: "Согласованное Сторонами количество отпускаемой и принимаемой тепловой энергии в соответствии с согласованными годичными (помесячными, поквартальным) графиком теплопотребления, приведенным в приложении № 5 настоящего договора". Истец предлагает пп. 1.2 п. 1 из договора исключить. 3. Ответчик предлагает следующую редакцию абз. 2.3.3 пп. 2.3 п. 2 договора: "Оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии в сроки, предусмотренные настоящим Договором, на основании платежных документов теплоснабжающей организации".
Истец предлагает следующую редакцию абз. 2.3.3 пп. 2.3 п. 2 договора: "Производить оплату потребленной тепловой энергии по показаниям приборов учета тепловой энергии в случае их отсутствия, по нормативу потребления коммунальных услуг в установленные настоящим договором сроки". 4. Ответчик предлагает редакцию абз. 3.1.1 пп. 3.1 п. 3 договора: "Количество принятой Потребителем тепловой энергии и теплоносителя и значения его параметров определяется Теплоснабжающей организацией на основании методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепловой энергии отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, разработанных ГУП Академия коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова". Истец предлагает следующую редакцию абз. 3.1.1 пп. 3.1 п. 3 договора: "Учет тепловой энергии и теплоносителя и контроль договорных параметров осуществляется по приборам учета (при их наличии), при отсутствии приборов учета, объем услуг на теплоснабжение, обслуживаемых жилых объектов, определяется в соответствии с формулой расчета платы за отопление, которая учитывается в пп. 1 п. 1 приложения № 2 к Правилам № 307 от 23 июня 2006 года, а именно S x № x Т, где S - общая площадь жилого помещения в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома, № - норматив потребления тепловой энергии, Т - тариф на тепловую энергию". 5. Ответчик предлагает редакцию пп. 4.1 п. 4 в договоре:
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, на 2011 год" от 10.12.2010 зарегистрирован за № 151-пр/т, а не за № 151пр/т.
"Цена настоящего договора на 2011 год составляет 3434049 (три миллиона четыреста тридцать четыре тысячи сорок девять рублей) 19 копеек (предприятие не является плательщиком НДС), из расчета 1084,47 Гкал по тарифу 3160,74 руб./Гкал за 1 Гкал, утвержденный управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 10 декабря 2010 г. № 151пр/т ". Исполнитель коммунальных услуг предлагает следующую редакцию пп. 4.1 п. 4 договора: "Цена настоящего договора за период с 1 января 2011 года до 31 декабря 2011 года составляет 2629633 рубля 20 копеек (два миллиона шестьсот двадцать девять тысяч шестьсот тридцать три рубля 20 копеек) (предприятие не является плательщиком НДС), расчет производится согласно приложению № 10 к настоящему договору". Размер платы за тепловую энергию рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Величина вышеуказанного норматива потребления тепловой энергии на дату заключения настоящего договора составляет 0,0274 Гкал. на 1 кв. м в месяц". 6. Истец просит принять дополнительную редакцию в п. 4 в следующем виде: "Размер платы за тепловую энергию, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Величина вышеуказанного тарифа на дату заключения настоящего договора составляет 3160,74 руб./1 Гкал". 7. Истец также просит исключить из договора приложения № 3 - согласованные объемы на теплоснабжение; № 5 - график отпуска тепловой энергии за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года; № 6 - расчет потребности тепловой энергии; № 7 - расчет стоимости тепловой энергии за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года. 8. Принять дополнительную редакцию в пп. 9.5 п. 9 договора: "приложение № 10 "Объем услуг по теплоснабжению для населения в жилых объектах по ул. Калинина, Строительная с. Константиновка на 2011 год". Как следует из перечисленных условий договора от 1 января 2011 г. № 1 и приложений к нему стороны не пришли к согласию о количестве отпускаемой тепловой энергии, применяемой в методике расчета потребности тепловой энергии и соответственно, по цене договора. В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В пределах своих полномочий Правительством Российской Федерации постановлением от 23 мая 2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила № 307), пунктом 8 которых предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным правовым актам Российской Федерации. Как видно из материалов дела, в домах отсутствуют приборы учета тепловой энергии. Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с приложением № 2 к названным Правилам, которым установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги. Следовательно, при отсутствии средств измерения в жилом доме объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее - Правила № 306). Таким образом, порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги регулируется императивными нормами и подлежит применению независимо от наличия или отсутствия возражений сторон, условий договора или положений нормативных актов, противоречащих статье 157 ЖК РФ, Правилам N№ 306 и 307 . Как видно из представленного ответчиком согласования объемов теплоснабжения (приложение № 3 к договору в редакции ответчика), расчет объемов потребленной тепловой энергии на отопление жилых домов не приведен - в графе "объем м куб." по каждому дому определен заранее установленный объем потребления. Между тем, из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что в спорных домах отсутствуют приборы учета тепловой энергии. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что редакции спорных пунктов договора и приложений к нему, не учитывающих норматив потребления с отсутствием расчета потребления, предложенные ответчиком, противоречат приведенным нормативным положениям. При этом, истцом спорные пункты договора, а также дополнительная редакция в пп. 9.5 п. 9 договора (приложение № 10 "Объем услуг по теплоснабжению для населения в жилых объектах по ул. Калинина, Строительная с. Константиновка на 2011 год") предложены с учетом норматива потребления. Примененный истцом расчет размера платы основан на формуле, предусмотренной Правилами № 307, а именно, размер платы за отопление в многоквартирном доме определен по формуле: S x № x Т, где: S - общая площадь жилого помещения в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома, № - норматив потребления тепловой энергии, Т - тариф на тепловую энергию. Приложения договора (приложения № 3 - согласованные объемы на теплоснабжение; № 5 - график отпуска тепловой энергии за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года; № 6 - расчет потребности тепловой энергии; № 7 - расчет стоимости тепловой энергии за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года) дополняющие условия договора, касающиеся количества отпускаемой тепловой энергии, применяемой методике расчета потребности тепловой энергии и соответственно, цены договора, которые истец просит исключить из договора также не учитывают норматив потребления, не основаны на установленных Правилами № 307 расчетах, в связи с чем, также не соответствуют изложенным нормам. Доводы ответчика об обратном, основанные на количестве отпущенной многоквартирным домам теплоэнергии в 2010 году противоречат изложенным и императивно установленным нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N№ 306 , 307 , в связи с чем судом отклоняются. Как следует из пп. 1.1 п. 1 (отсылает к приложению № 10); пп. 4.1 п. 4; дополнительной редакции п. 4 договора; дополнительной редакции пп. 9.5 п. 9 договора (устанавливает приложение № 10 по объему услуг) данные пункты договора, предложенные истцом в его редакции содержат указания на конкретный норматив потребления и размер тарифа на дату заключения договора. Норматив потребления коммунальных услуг для населения Константиновского сельсовета с 1 января 2008 года установлен постановлением администрации Константиновского сельсовета от 23 ноября 2007 г. № 137 и составляет (норматив отопления) на 1 кв. м - 0,0274 Гкал. Доказательств принятия другого норматива сторонами или отмены указанного постановления не представлено. Тариф на тепловую энергию в виде горячей воды для ООО "Бытовик" (котельная расположенная по адресу: с. Константиновка, ул. Калинина, 20) на 2011 год установлен приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 10 декабря 2010 г. № 151-пр/т и составляет 3160,74 руб./Гкал. Поскольку в указанные редакции пунктов договора предложены истцом из расчета установленных норматива и тарифа со ссылкой на момент заключения договора, суд считает их не противоречащими Правилам N№ 306 , 307 . На основании изложенного, судом принимаются пункты пп. 1.1 п. 1, абз. 2.3.3 пп. 2.3 п. 2, абз. 3.1.1 пп. 3.1 п. 3, пп. 4.1 п. 4, дополнительная редакция п. 4, пп. 9.5 п. 9 договора от 1 января 2010 г. № 1 в редакции истца. Пункт пп. 1.2 п. 1 договора и приложения к договору № 3 - согласованные объемы на теплоснабжение; № 5 - график отпуска тепловой энергии за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года; № 6 - расчет потребности тепловой энергии; № 7 - расчет стоимости тепловой энергии за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года, подлежат исключению из договора. Относительно иных пунктов договора суд приходит к следующим выводам. 1. Ответчик предлагает следующую редакцию абз. 2.2.2 пп. 2.2 п. 2 договора:
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "О теплоснабжении" от 27.07.2010 зарегистрирован за № 190-ФЗ, а не за № 190.
"В случае нарушения Исполнителем коммунальных услуг установленных настоящим договором сроков оплаты полученной тепловой энергии, Теплоснабжающая организация вправе ввести в отношении Потребителя частичное или полное ограничение режима потребления тепловой энергии в соответствии с действующим законодательством (ст. 22 ФЗ № 190 "О теплоснабжении" и приложением № 4 к настоящему договору". Истец предлагает следующую редакцию абз. 2.2.2 пп. 2.2 п. 2 договора: "Производить прекращение или ограничение подачи тепловой энергии Исполнителю коммунальных услуг без соответствующего его предупреждения с последующим уведомлением, в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению и ликвидации аварии в системе теплоснабжающей п. 2.3 ст. 546 ГК РФ". Истец также просит исключить из договора приложение № 4 - порядок частичного и полного ограничения потребления тепловой энергии. 2. Ответчик предлагает следующую редакцию пп. 5.4 п. 5 договора: "В случае обнаружения в системе Потребителя водоразборных кранов и вентилей, оформляется двусторонний акт и потребитель уплачивает теплоснабжающей организации штраф в размере 5000 рублей за каждый кран. При повторном обнаружении кранов Потребитель уплачивает штраф в размере 10000 рублей за каждый кран. Штраф оплачивается на основании платежного документа Теплоснабжающей организации не позднее 3-х дней с момента его получения Потребителем, а при отказе добровольной оплаты - через суд". Истец предлагает редакцию пп. 5.4 п. 5 из договора исключить. Указанные пункты договора, по выводу суда, противоречат основам гражданского законодательства и направлены на создание заранее установленных обязательств, в основе которых лежит деликтный фактор, у третьего лица (потребителя), не являющегося стороной договора. К тому же, положения Правил № 307, касающиеся приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, предусматривают возможность только приостановления или ограничения, а не прекращения подачи тепловой энергии и только исполнителем коммунальных услуг (в настоящем случае - истцом, имеющим статус управляющей компании), а не ресурсоснабжающей организацией, к которой относится ответчик, предлагающий указанные редакции пунктов договора. Частями 2 , 3 статьи 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом. Условие договора (абз. 2.2.2 пп. 2.2 п. 2), предложенное истцом соответствует названной норме, в связи с чем подлежит принятию в редакции истца. Приложение № 4 (порядок частичного и полного ограничения потребления тепловой энергии) и пп. 5.4 п. 5 договора подлежат исключению из договора, как противоречащие указанному. Ответчик предлагает следующую редакцию абз. 3.1.2 пп. 3.1. п. 3 договора: "Расчет потребности тепловой энергии на отопление (приложение № 5) произведен исходя из продолжительности отопительного сезона 222 дня. При изменении продолжительности отопительного сезона, количество фактически потребленной тепловой энергии определяется расчетным методом, исходя из количества дней, в которых производилась поставка тепловой энергии, в соответствующем периоде. Теплоснабжающая организация вместе со счетом-фактурой направляет Потребителю расчет количества тепловой энергии". Истец предложенную редакцию абз. 3.1.2 пп. 3.1 п. 3 предлагает исключить. Суд приходит к выводу о несоответствии редакции ответчика п. 14 Правил № 307, в соответствии с которым расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, в связи с чем, предложенная ответчиком редакция абз. 3.1.2 пп. 3.1 п. 3 подлежит исключению из договора. Доводы ответчика, основанные на Методических указаниях по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, разработанными ГУП АКХ имени К.Д.Памфилова и одобренными научно-техническим советом Центра энергоресурсоснабжения Госстроя России судом не принимаются, поскольку не являются нормативно установленными и противоречат изложенным нормативным положениям. Относительно требования истца об исключении из договора приложения № 2 - акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, суд также приходит к выводу об удовлетворении требований, поскольку из протокола согласования разногласий к протоколу разногласий к договору № 1 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 года (пункты 35, 36 протокола согласования) усматривается, что ответчиком принята (согласована) редакция приложения № 9 "Акт разграничения эксплуатационной ответственности", предложенная истцом. Вместе с тем, приложение № 2 - акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, предложенное первоначально ответчиком ресурсоснабжающей организацией из договора не исключено. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины по настоящему делу (с учетом уточненных исковых требований) составляет 4000 руб. При предъявлении иска истцом платежным поручением № 43 от 1 апреля 2011 года оплачена государственная пошлина в размере 4000 руб., расходы по уплате которой согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. Руководствуясь ст.ст. 110 , 167 - 170 , 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить. 1) принять пп. 1.1 п. 1 договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1 в редакции Исполнителя коммунальных услуг, а именно: "По настоящему договору теплоснабжающая организация обязуется подавать "Исполнителю коммунальных услуг" через тепловую энергию в количестве, предусмотренном приложением № 10 к настоящему договору, по закрытой (открытой) системе теплоснабжения, а "Исполнитель коммунальных услуг" обязуется оплачивать принимаемую тепловую энергию по утвержденным в установленном тарифам и в порядке, определенными сторонами на условиях настоящего договора"; 2) исключить пп. 1.2 п. 1 из договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1; 3) принять абз. 2.2.2 пп. 2.2 п. 2 договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1 в редакции исполнителя коммунальных услуг, а именно: "Производить прекращение или ограничение подачи тепловой энергии Исполнителю коммунальных услуг без соответствующего его предупреждения с последующим уведомлением, в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению и ликвидации аварии в системе теплоснабжающей п. 2.3 ст. 546 ГК РФ"; 4) принять абз. 2.3.3 пп. 2.3 п. 2 договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1 в редакции исполнителя коммунальных услуг: "Производить оплату потребленной тепловой энергии по показаниям приборов учета тепловой энергии в случае их отсутствия, по нормативу потребления коммунальных услуг в установленные настоящим договором сроки"; 5) принять абз. 3.1.1 пп. 3.1 п. 3 договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1 в редакции исполнителя коммунальных услуг: "Учет тепловой энергии и теплоносителя и контроль договорных параметров осуществляется по приборам учета (при их наличии), при отсутствии приборов учета, объем услуг на теплоснабжение, обслуживаемых жилых объектов, определяется в соответствии с формулой расчета платы за отопление, которая учитывается в пп. 1 п. 1 приложения № 2 к Правилам № 307 от 23 июня 2006 года, а именно S x № x Т, где S - общая площадь жилого помещения в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома, № - норматив потребления тепловой энергии, Т - тариф на тепловую энергию"; 6) исключить абз. 3.1.2 пп. 3.1 п. 3 из договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1; 7) принять пп. 4.1 п. 4 договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1 в редакции исполнителя коммунальных услуг: "Цена настоящего договора за период с 1 января 2011 года до 31 декабря 2011 года составляет - 2629633 рубля 20 копеек (два миллиона шестьсот двадцать девять тысяч шестьсот тридцать три рубля 20 копеек) (предприятие не является плательщиком НДС), расчет производится согласно приложению № 10 к настоящему договору". Размер платы за тепловую энергию рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Величина вышеуказанного норматива потребления тепловой энергии на дату заключения настоящего договора составляет 0,0274 Гкал. на 1 кв. м в месяц"; 8) принять дополнительную редакцию в п. 4: "Размер платы за тепловую энергию, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Величина вышеуказанного тарифа на дату заключения настоящего договора составляет - 3160,74 руб./1 Гкал"; 9) исключить пп. 5.4 п. 3 из договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 1 января 2011 г. № 1; 10) исключить приложение № 2 - акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности; 11) исключить приложение № 3 - согласованные объемы на теплоснабжение; 12) исключить приложение № 4 - порядок частичного и полного ограничения потребления тепловой энергии; 13) исключить приложение № 5 - график отпуска тепловой энергии за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 года; 14) исключить приложение № 6 - расчет потребности тепловой энергии; 15) исключить приложение № 7 - расчет стоимости тепловой энергии за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года; 16) принять дополнительную редакцию в пп. 9.5 п. 9 договора: "приложение № 10 "Объем услуг по теплоснабжению для населения в жилых объектах по ул. Калинина, Строительная с. Константиновка на 2011 год". Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Бытовик" (ОГРН 1062827000543, ИНН 2817004214) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Константиновская Управляющая компания" (ОГРН 1082827000508, ИНН 2817040773) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб. Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Официальная публикация в СМИ: публикаций не найдено
Решение Арбитражного суда Амурской области от 16.06.2011 № А04-1419/2011 В договор на отпуск и потребление тепловой энергии внесены изменения и дополнения, устанавливающие возможность прекращения или ограничения подачи тепловой энергии без соответствующего предупреждения с последующим уведомлением в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению и ликвидации аварии, определяющие порядок оплаты и учета потребленной тепловой энергии, размер платы за тепловую энергию, цену договора
|