Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 октября 2011 г. по делу № А04-1404/2011

(извлечение)

20 октября 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
21 октября 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" (ОГРН 1102808001471, ИНН 2808023556)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Амурской области (ОГРН 1042800038159, ИНН 2801100642)
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности
Третьи лица: администрация г. Тынды; муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды

установил:

открытое акционерное общество "Коммунальные системы БАМа" (далее по тексту - заявитель, ОАО "КС БАМа") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Амурской области (далее - ответчик, Управление Роспотребнадзора) от 11 марта 2011 г. № 33 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Требования обоснованы тем, что оспариваемое постановление вынесено без учетов обстоятельств дела и в отношении иного субъекта. Услуги по вывозу бытовых стоков из септиков, которые оказывает ОАО "КС БАМа", не являются коммунальными, а относятся к услугам, оказываемым собственникам помещений по договору подряда, в связи с чем, на такие отношения распространяются Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. № 155.
Определением от 23 мая 2011 года производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта Тындинского районного суда. Определением от 5 октября 2011 года производство по делу возобновлено, назначено судебное разбирательство.
Представитель заявителя в заседании на требованиях настаивал по основаниям, отраженным в заявлении. С учетом решения Тындинского районного суда от 21 июля 2011 г. по делу № 2-671/11 и кассационного определения Амурского областного суда от 14 сентября 2011 г. по делу № 33-482/11, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, считает, что не является субъектом нарушений. Вина в действиях (бездействии) ОАО "КС БАМа" отсутствует. ОАО "КСБ" не является единственной организацией на территории г. Тынды, способной осуществлять услугу водоотведение для жителей домов с водоотведением бытовых стоков в "септик". В силу заключенных концессионных соглашений ОАО "КСБ" не обязано осуществлять услугу очистки септиков, поскольку это не является коммунальной услугой. Считает оспариваемое постановление незаконным, просил его отменить.
Представитель ответчика в заседании требования не признал по доводам, отраженным в отзыве. Считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. Указал, что проверка проведена в связи с поступившей жалобой жителей г. Тынды по факту вытекания жидких хозяйственно-бытовых отходов из канализационных сооружений (септиков) на прилегающую территорию жилых домов г. Тында по ул. Первомайской, 17, ул. Семилетки, 7, 12, ул. Коммунистической, 1, ул. Ветеранов, 69. ОАО "КС БАМа" является единственным предприятием в городе Тында для оказания услуг водоотведения. Ненадлежащее исполнение обществом услуги "водоотведение" для жителей указанных жилых домов, нарушает права граждан и способно привести к непредсказуемым последствиям. Загрязнение почвы, а следствие и водоносных горизонтов, ухудшает эпидемиологическую обстановку г. Тында. Действия общества не соответствуют требованиям санитарного законодательства. Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Просил в удовлетворении требований отказать.
Администрация г. Тынды в заседание представителя не направила, извещена надлежащим образом. Представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды в заседание представителя не направило, представило пояснения, указав, что в собственности муниципального образования находится следующее имущество: квартиры 1, 3 по ул. Семилетки, 12; квартиры 1 - 8 по ул. Ветеранов, 69; квартиры 2, 4 по ул. Коммунистической, 1; квартиры 2, 3, 7 по ул. Коммунистической, 2; квартиры 5, 6, 7 по ул. Коммунистической, 3; квартиры 5, 6, 7 по ул. Коммунистической, 4; квартиры 1, 2, 4, 5, 6, 8 по ул. Коммунистической, 5. По муниципальному контракту от 13 сентября 2011 года на ОАО "КСБ" возложена обязанность по откачке стоков септиков жилищного фонда г. Тынды, в том числе по ул. Ветеранов, 69, ул. Коммунистическая 1, 2, 3, 4, 5, ул. Семилетки, 7. По ул. Первомайская, 17, 18 решением Тындинского районного суда от 21 июля 2011 года, кассационным определением от 14 сентября 2011 года действия ОАО "КСБ", выразившиеся в ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги водоотведение признаны незаконными. Представило выписки из муниципального реестра, постановление мэра от 23 июня 2011 г. № 1625. Ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Дело рассматривается согласно статье 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ОАО "КС БАМа" зарегистрировано в Едином государственном реестре за ОГРН 1102808001471, ИНН 2808023556.
По рассмотрению поступивших 17 января 2011 года и 24 января 2011 года в Управление Роспотребнадзора обращений жителей, проживающих по адресу: г. Тында ул. Семилетки, д. 12, ул. Ветеранов, д. 69, ул. Первомайская, д. 17, 18, по факту вытекания жидких хозяйственно-бытовых отходов из канализационных сооружений на прилегающую территорию жилых домов, в результате несвоевременного удаления (очистки) сточных вод, определением Управления Роспотребнадзора от 26 января 2011 г. № 57 в отношении ОАО "КС БАМа" возбуждено административное дело, истребованы сведения, назначено административное расследование.
По запросу Роспотребнадзора от 17 февраля 2011 г. № 14/05-05-11 заместителем мера г. Тынды в письме от 7 февраля 2011 г. № 423 указано, что с 1 января 2011 года оказанием услуги по сбору и отводу бытовых вод жилых домов, оборудованными септиками занимается на основании концессионного соглашения ОАО "Коммунальные системы БАМа".
21 февраля 2011 года Управлением Роспотребнадзора в присутствии мастера ОАО "КС БАМа" В.А., свидетелей М.Ф., В.О. и Ч.Н., произведен осмотр территории по адресам: г. Тында, ул. Коммунистическая, д. 1 - 5, ул. Семилетки, д. 12, ул. Ветеранов, д. 69. По окончании осмотра составлен протокол. В ходе осмотра установлено, что по указанным адресам имеются септики, откачивание которых не производится с 1 января 2011 года, сточные (канализационные) воды от квартир растекаются по территории жилого поселка, часть стоков замерзла и представляет собой наледь.
В результате установлено нарушение ОАО "КС БАМа" пунктов 1.2, 2.3.4, 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест"; статьи 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", с 1 января 2011 года по адресам: г. Тында, ул. Коммунистическая, д. 1 - 5, ул. Семилетки, д. 12, ул. Ветеранов, д. 69, ул. Первомайская, д. 17, 18, не производится удаление (очистка) сточных (канализация) вод.
Извещением от 21 февраля 2011 года ОАО "КС БАМа" приглашено для ознакомления с материалами дела, дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении в Управление Роспотребнадзора на 24 февраля 2011 года.
24 февраля 2011 года в отношении ОАО "Коммунальные системы БАМа" по 8.2 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении № 30.
Определением от 24 февраля 2011 года назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 11 марта 2011 года.
Постановлением от 11 марта 2011 г. № 33, вынесенным в присутствии директора ОАО "КС БАМа" Т.А., общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Управления Роспотребнадзора, ОАО "КС БАМа" обратилось в Арбитражный суд.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора произведен осмотр территории в г. Тында по ул. Коммунистическая, д. 1 - 5, ул. Семилетки, д. 12, ул. Ветеранов, д. 69, что подтверждается протоколом от 21 февраля 2011 года.
Доказательств обследования территории по ул. Первомайская, 17, 18, Управлением Роспотребнадзора не представлено, иная информация о выявленных нарушениях по указанным домам в нарушение статьи 65 в материалы дела не представлены. В связи с чем, вмененное нарушение по адресам: г. Тында, ул. Первомайская, д. 17, 18, необоснованно.
Также суд считает незаконным привлечение к ответственности за нарушение пунктов 1.2, 2.3.4, 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" и статьи 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в части жилых домов, расположенных по адресам: г. Тында, ул. Семилетки, 12, Коммунистическая, 4, по следующим основаниям.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла решения, имеется в виду: "... расположенного в г. Тында ...".

Вступившим в законную силу решением Тындинского районного суда от 21 июля 2011 г. по делу № 2-671/11 (поддержанным позицией кассационного определения Амурского областного суда от 14 сентября 2011 г. по делу № 33-482/11), сделан вывод о том, что обязанность оказывать услугу водоотведения жителям дома, расположенного г. Тында, ул. Коммунистическая, 4, лежит на исполнителе коммунальных услуг ООО УК "ТЭК-2" в силу договора управления от 29 ноября 2010 г. № 383 (абзац 13 страницы 12 решения).
Основания возникновения обязанности ОАО "КС БАМа" предоставления услуг водоотведения по адресу: г. Тында, ул. Семилетки, 12, в материалы дела не представлено, концессионные соглашения от 30 сентября 2010 года указанную обязанность не содержат. Довод ответчика о том, что имеется письмо заместителя мэра от 7 февраля 2011 г. № 423, по которому с 1 января 2011 года оказанием услуги по сбору и отводу бытовых вод жилых домов, оборудованными септиками, занимается на основании концессионного соглашения ОАО "Коммунальные системы БАМа", судом отклонен, поскольку письмо противоречит решению Тындинского районного суда от 21 июля 2011 г. по делу № 2-671/11, указывающим на иных субъектов деятельности коммунальных услуг в г. Тынде, а вывод о незаконности действий ОАО "КС БАМа" в ненадлежащем предоставлении услуг водоотведения по адресу: г. Тында, ул. Семилетки, 12, в решении отсутствует.
Требования в части признания незаконным оспариваемого постановления за нарушение пунктов 1.2, 2.3.4, 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" и статьи 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в части жилых домов, расположенных по адресам: г. Тында, ул. Ветеранов, 69, ул. Коммунистическая, 1 - 3, 5, суд считает не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением исполкома местного Совета народных депутатов.
Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим. Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м. На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности, административных комиссий местных Советов. В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев и каптажей родников на расстояние не менее 50 м. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода (пункты 2.3.1 - 2.3.4 СанПиН).
Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (пункты 3.1 СанПиН).
В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 КоАП РФ, являются лица, ответственные за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Факт несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований судом установлен, является документально подтвержденным. Более того, решением Тындинского районного суда от 21 июля 2011 года по делу № 2-671/11 признаны незаконными действия ОАО "КС БАМа", выразившееся в ненадлежащем предоставлении с 1 января 2011 года коммунальной услуги водоотведение, т.к. указанная услуга с 1 января 2011 года предоставляется по предоплатной системе - по талонам, когда откачка вод из септика производится согласно объема, оплаченного потребителем, для жителей города Тынды, проживающих в жилых домах, водоотведение от которых производится через специальную накопительную емкость - "септик", а именно по адресу, в том числе, Ветеранов, 69, Коммунистическая, 1 - 3, 5. С учетом кассационного определения от 14 сентября 2011 года Амурского областного суда решение вступило в законную силу.
Доводы заявителя о том, что не является субъектом правонарушения и услуги по вывозу бытовых стоков из септиков не являются коммунальными, отклонен судом, поскольку противоречат решению Тындинского районного суда от 21 июля 2011 г. по делу № 2-671/11 и нормам действующего законодательства РФ.
Наличие вины ОАО "КС БАМа" в совершении вмененного ему правонарушения в части жилых домов, расположенных по адресам: г. Тында, ул. Ветеранов, д. 69, ул. Коммунистическая, д. 1, 2, 3, 5, является доказанным, и служит основанием для вывода о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ. ОАО "КС БАМа" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм действующего законодательства, хотя у него имелась возможность их соблюдения, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, у ответчика имелись законные основания для привлечения ОАО "КС БАМа" к административной ответственности в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ в части жилых домов, расположенных по адресам: г. Тында, ул. Ветеранов, д. 69, ул. Коммунистическая, д. 1, 2, 3, 5, поскольку в его действиях имеется состав административного правонарушения по указанной статье КоАП РФ.
Согласно пункту 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Амурской области от 11 марта 2011 года № 33 о привлечении открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение пунктов 1.2, 2.3.4, 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" и статьи 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в части жилых домов, расположенных по адресам: г. Тында, ул. Семилетки, 12, Коммунистическая, 4, Первомайская, 17,18.
В остальной части в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Амурской области от 11 марта 2011 года № 33 о привлечении открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) в течение десяти дней со дня принятия, либо в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 21.10.2011 № А04-1404/2011
Постановление Управления Роспотребнадзора по Амурской области о привлечении к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с хозяйственно-бытовыми отходами признано незаконным и подлежит отмене, поскольку доказательств обследования территорий на наличие указанных нарушений и доказательств возникновения обязанности заявителя по предоставлению услуг водоотведения суду не представлено

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru