Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 ноября 2011 г. по делу № А04-1403/2011

(извлечение)

9 ноября 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
11 ноября 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМ" (ОГРН 1102808001471, ИНН 2808023556)
к Управлению Роспотребнадзора по Амурской области в г. Тында, Тындинскому и Сковородинскому районах (ОГРН 1052800034385, ИНН 2801102086)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

открытое акционерное общество "Коммунальные системы БАМ" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к управлению Роспотребнадзора по Амурской области в г. Тында, Тындинскому и Сковородинскому районах (далее по тексту - Роспотребнадзор, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11 марта 2011 г. № 34 по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 руб. - за оказание услуг по удалению (очистке) сточных вод из септиков ненадлежащего качества.
Требования обоснованы тем, что септики, внутридомовые канализационные сети и внешние сети для отвода бытовых стоков многоквартирных домов, расположенных в городе Тынде по адресам: улица Коммунистическая, дом № 1, дом № 2, дом № 3, дом № 4, дом № 5, дом № 6; улица Семилетки, дом № 7, дом № 12 по концессионному соглашению не передавались. Септики не наделены статусом недвижимого имущества, свидетельства о государственной регистрации права не имеют.
По мнению заявителя, указанные септики и системы коммунальной инфраструктуры общества технологически никак не связаны и не граничат между собой, поэтому общество не является ресурсоснабжающей организацией в таком понятии, в каком это определено в Правилах № 307, следовательно, их применение к спорным правоотношениям невозможно. Правила № 307 регулируют отношения, при которых внутридомовые системы водоотведения непосредственно присоединены к системам коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Услуги по вывозу бытовых стоков из септиков, которые оказывает общество не являются коммунальными услугами, а относятся к услугам, оказываемым собственниками помещений по договору подряда, предметом которого является вывоз бытовых стоков из септиков. В связи с изложенным, на такие правоотношения распространяются Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155 (далее по тексту - Правила № 155), пункт 7 которых предусматривает оформление заказа на выполнение услуги в письменной форме путем составления документа, в том числе талона.
Заявитель полагает, что он является ненадлежащим субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между совершенными обществом действиями (бездействием) и наступившими общественно-опасными последствиями. Учитывая, что общество не состояло в договорных отношениях с потребителями упомянутой услуги, оно могло оказывать услугу по удалению сточных вод из септиков. Считает, что этот вывод вытекает из решения Тындинского районного суда от 21 июля 2011 года, оставленного без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 сентября 2011 года, отказавшего в удовлетворении требований исполняющего обязанности Тындинского городского прокурора по иску к обществу об обязании обеспечить жителям города Тынды, проживающих в домах, водоотведение от которых производится через специальную накопительную емкость - септик, бесперебойное отведение бытовых стоков.
Роспотребнадзор находит требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку событие и состав административного правонарушения имел место, что подтверждается материалами дела и решением Тындинского районного суда от 21 июля 2011 года по делу № 2-671/11.
По ходатайству общества и согласия Роспотребнадзора определением от 23 мая 2011 года производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Тындинского районного суда по иску прокурора города Тынды к обществу о признании незаконными действий открытого акционерного общества "Коммунальные системы БАМ" по предоставлению с 1 января 2011 года коммунальной услуги водоотведения для жителей года Тынды, проживающих в жилых домах, водоотведение которых производится через специальную накопительную емкость - септик, по предоплатной системе - талонами обязании обеспечить бесперебойное водоотведение этим жителям из жилых помещений бытовых стоков. После того, как основания для приостановления производства по делу отпали, определением от 11 октября 2011 года суд возобновил производство по делу.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд не нашел оснований для удовлетворения требований.
Как видно из материалов дела, на основании обращений граждан, проживающих в жилых домах города Тынды по адресам: улица Коммунистическая, дом № 1, дом № 2, дом № 3, дом № 4, дом № 5, дом № 6; улица Семилетки, дом № 7, дом № 12 по факту некачественного предоставления обществом услуг по вывозу жидких бытовых отходов и вытеканию этих отходов из канализационных сооружений (септиков) на прилегающую к жилым домам территорию, проведена проверка. По результатам проверки в отношении общества определением от 10 февраля 2011 г. № 135 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования. 21 февраля 2011 года с участием двух понятых составлен протокол осмотра места совершения административного правонарушения - территорий вышепоименованных жилых домов. По окончании административного расследования без участия законного представителя общества, извещенного о времени и месте составления протокола надлежащим образом, о чем свидетельствует отметка в получении извещения от 21 февраля 2011 года, составлен протокол об административном правонарушении от 24 февраля 2011 г. № 31. Бездействие заявителя, выразившееся в неудалении из септиков канализационных вод, признано нарушающим требования пунктов 1 и 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее по тексту - Закон о защите прав потребителей) и абзаца 2 пункта 9 главы Правил № 307, а правонарушение квалифицировано по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением в присутствии представителя общества, действовавшего на основании доверенности от 28 февраля 2011 г. № 17, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с постановлением Роспотребнадзора, общество обратилось в Арбитражный суд.
В ходе проверки установлено и подтверждается материалами дела, что между государственным унитарным предприятием Амурской области "Коммунальные системы БАМ" (концессионер) и муниципальным учреждением комитетом по управлению муниципальным имуществом города Тынды (концедент) 30 сентября 2010 года заключены концессионные соглашения № 1, № 2, № 3, № 4, в соответствии с которыми концессионер обязался за свой счет реконструировать недвижимое имущество, состав и описание которого указаны в разделе 2 соглашений, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять деятельность, указанную в пункте 8.1 соглашений с использованием объектов соглашений. А концедент в свою очередь обязался предоставить концессионеру на 5 лет со дня подписания (пункт 9.1 соглашений) права владения, пользования объектами соглашений. Пунктами 2.1 соглашений предусмотрено, что объектами соглашений являются здания, строения, сооружения, транспортные средства и иное имущество, указанное в приложении № 1 и в плане реконструкции и модернизации объектов.
В соответствии с пунктами 8.1, 8.2 соглашений установлено, что концессионер обязан на условиях, предусмотренных соглашением, осуществлять следующие виды деятельности: производство, передачу, распределение холодной (питьевой) воды в городе Тынде; передача распределение горячей воды; удаление и очистка сточных вод на территории города Тынды. Концессионер обязан осуществлять эту деятельность и не прекращать (приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента. В приложениях № 1 к упомянутым концессионным соглашениям указано 483 наименования единиц муниципального имущества, которое передано по акту от 1 января 2011 года, в том числе специализированные ассенизаторские автоцистерны. Все концессионные соглашения зарегистрированы в установленном порядке в органах государственной регистрации, кадастра и картографии.
На основании приказа министерства имущественных отношений Амурской области от 29 ноября 2010 г. № 1455-ОД государственное унитарное предприятие Амурской области "Коммунальные системы БАМ" было преобразовано в открытое акционерное общество "Коммунальные системы БАМ", путем приватизации, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 13 декабря 2010 года внесена соответствующая запись. В соответствии с пунктом 1.2 устава общество является универсальным правопреемником государственного унитарного предприятия.
Учитывая, что общество получило имущество 1 января 2011 года, с этой даты заявитель осуществляет деятельность в рамках вышеназванных концессионных соглашений. Приступив к осуществлению названной деятельности, общество за вывоз жидких бытовых отходов из специальных сооружений - септиков установило талонную систему оказания услуг путем предварительной оплаты с выдачей соответствующих талонов и прекратило вывоз этих отходов при отсутствии талонов, в том числе и от вышеперечисленных жилых домов.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об ошибочном понимании заявителем норм права, регулирующих отношения в сфере обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат доказыванию вновь в арбитражном процессе вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в арбитражном деле.
Решением Тындинского районного суда от 21 июля 2011 года по делу № 2-671/11, оставленного без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 сентября 2011 года признаны незаконными действия общества, выразившиеся в ненадлежащем предоставлении с 1 января 2011 года коммунальной услуги водоотведения, так как указанная услуга с 1 января 2011 года предоставляется ОАО "Коммунальные системы БАМ", по предоплатной системе - по талонам, когда откачка вод из септика производится согласно объема, оплаченного потребителем, для жителей города Тынды, проживающих в жилых домах, водоотведение от которых производится через специальную накопительную емкость - "септик", в том числе в указанных в оспариваемом постановлении домах, расположенных по адресам: улица Семилетки, дом 7, улица Коммунистическая, дом № 1, дом № 2, дом № 3, дом № 5, дом № 6.
В своих судебных актах Тындинский районный суд и судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда установили следующие обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела.
1. Многоквартирные жилые дома, расположенные в городе Тынде по улицам: Семилетки, дом 7, Коммунистической, дом № 1, дом № 2, дом № 3, дом № 4, дом № 5, дом № 6 относятся к категории домов с системой канализации, отведение которой заканчивается сбором в стационарные накопительные емкости "септики". К этой же категории домов относится многоквартирный жилой дом № 12 по улице Семилетки, что подтверждается протоколом осмотра места совершения административного правонарушения, материалами дела об административном правонарушении и не оспаривается лицами, участвующими в деле. Эти дома имеют внутридомовые и наружные водопроводно-канализационные сети.
2. С 1 января 2011 года вывоз бытовых стоков от этих домов осуществляет общество и ему по концессионным соглашениям передан комплекс очистных сооружений № 2 и специализированные ассенизаторские автоцистерны.
3. Большинство граждан, проживающих в домах указанной группы, не выбрали способ управления многоквартирными жилыми домами, в том числе это касается указанных в оспариваемом постановлении домов, кроме собственника квартиры № 3 дом № 4 по улице Коммунистической, заключившего договор управления с ООО УК "ТЭК-2".
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 устава общества оно создано с целью решения социальных задач, удовлетворения общественных в результатах его деятельности. Для этого общество осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности: производство, передачу, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей, сбор и очистку воды, производство санитарно-технических работ, удаление и обработку сточных вод и т.д., следовательно, в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее по тексту - Закон № 210-ФЗ).
Согласно пункту 2 раздела 1 Правил № 155 твердые и жидкие бытовые отходы представляют собой отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
В пункте 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения в канализации в Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 (далее по тексту - Правила № 167) раскрыты следующие понятия:
"водопроводные и канализационные устройства и сооружения для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации (водопроводный ввод или канализационный выпуск)" - устройства и сооружения, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения и (или) сбрасывает сточные воды в систему коммунальной канализации;
"водопотребление" - использование воды абонентом (субабонентом) на удовлетворение своих нужд;
"водоснабжение" - технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды;
"водоотведение" - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации;
"канализационная сеть" - система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод;
"сточные воды" - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).
Таким образом, жидкие бытовые отходы отличаются от сточных вод тем, что последние связаны непосредственно с использованием воды потребителями посредством получения коммунальной услуги по водоснабжению через централизованную систему трубопроводов.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона № 210-ФЗ системы коммунальной инфраструктуры представляют собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Согласно пункту 6 Правил № 307 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:
холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;
горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;
водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.
Пунктом 28 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее по тексту - Правила № 306) установлено, что норматив водоотведения определяется исходя из суммы нормативов холодного и горячего водоснабжения с учетом степени благоустройства многоквартирных домов или жилых домов.
Следовательно, услуга по водоотведению отличается от услуги по вывозу жидких бытовых отходов. Водоотведению в обязательном порядке предшествует процесс водопотребления через систему централизованного водоснабжения. Такого условия для жидких бытовых отходов законодательством не установлено.
В рассматриваемом случае во всех, указанных в оспариваемом постановлении многоквартирных жилых домах, водопотребление осуществляется с использованием системы централизованного водоснабжения, а сточные воды выводятся из квартир посредством внутридомовых систем канализации, которые отводят эти стоки для накапливания в септики. В дальнейшем с помощью специальных транспортных средств эти стоки транспортируются на очистные сооружения.
Таким образом, анализ вышеперечисленных норм права и фактических обстоятельств дела свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае имеет место коммунальная услуга по водоотведению, осуществляемая посредством отвода сточных вод в септики, транспортировки из специальных накопительных емкостей - септиков сточных вод специализированными транспортными средствами для очистки на очистные сооружения, что является единым законченным процессом, регулирование которой осуществляется в порядке, установленном для коммунальных услуг. Оказание такой услуги возлагается на организацию, осуществляющую водоснабжение. Материалами дела подтверждается, что водоснабжение населения, проживающего в спорных домах, осуществляет общество, следовательно, водоотведение, являясь продолжением процесса водоснабжения обязано осуществлять общество. Вместе с тем вывоз жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой и не может регулироваться в указанном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 9 Правил № 307 при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;
бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков.
Пунктом 8 Правил № 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающей организацией с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что внутридомовые канализационные сети и внешние сети для отвода бытовых стоков указанных многоквартирных жилых домов по концессионным соглашениям не передавались, поэтому не возникло обязанности вывозить бытовые стоки судом признан не основанным на законодательстве и фактических обстоятельствах дела.
Названными концессионными соглашениями обществу переданы в пользование водозаборы, подъезды к ним, скважины, водопроводы, ассенизаторские автоцистерны, очистные сооружения, необходимые для осуществления единого процесса водоснабжения и водоотведения. При этом отсутствие передаточных документов на септики и присоединенным к ним системам канализации не снимает с общества обязанности по выполнению услуги водоотведения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ называется "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а не "Об основных принципах организации местного самоуправления".

В силу статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления" организация работ в границах поселений по водоотведению возложена на органы местного самоуправления, а рассматриваемом случае - на администрацию города Тынды, а не на потребителей.
Пунктом 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Из материалов дела усматривается, что до настоящего времени администрацией города Тынды не приняты меры по определению собственника внешнедомовых канализационных систем и септиков, правоустанавливающие документы не оформлены, меры по проведению конкурса по выборам управляющих организаций в отношении спорных домов не приняты. При таких обстоятельствах не допускается оставление потребителей без оказания коммунальных услуг либо ненадлежащее оказание этих услуг.
Несостоятельна ссылка заявителя на приказ Минэкономразвития России от 23 июля 2009 г. № 147, поскольку обществом этот приказ не представлен, а в информационных базах "Консультант", "Гарант", "Кодекс" информация об этом приказе отсутствует. При этом судом установлено, что имело место оказание коммунальной услуги по водоотведению не соответствующая Правилам № 307.
Мера ответственности установлена с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, что вытекает из того, что применен минимальный размер штрафа, установленный санкцией статьи 14.4 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Заявления данной категории государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

открытому акционерному обществу "Коммунальные системы БАМ" в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Амурской области от 11 марта 2011 г. № 34 по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение вступает в силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 11.11.2011 № А04-1403/2011
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановления о привлечении открытого акционерного общества к административной ответственности за оказание услуг по удалению сточных вод из септиков ненадлежащего качества отказано, поскольку судом установлено, что имело место оказание не соответствующей требованиям законодательства коммунальной услуги по водоотведению

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru