Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2011 г. по делу № А04-1578/2011

(извлечение)

14 июня 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
21 июня 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Строитель-М" (ОГРН 1072801001790, ИНН 2801119185)
к администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015)
о признании незаконными действий

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Строитель-М" (далее по тексту - заявитель, общество) (ОГРН 1072801001790, ИНН 2801119185) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными действий администрации города Благовещенска (далее по тексту - ответчик, администрация) (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015), выразившихся в отказе ООО "Строитель-М" предоставить земельные участки для строительства 3-х гаражей и выставлении в соответствии с постановлением главы администрации г. Благовещенска от 16 сентября 2010 г. № 4197 3-х земельных участков на торги; обязании администрации г. Благовещенска предоставить ООО "Строитель-М" на условиях аренды 3 земельных участка (два - площадью по 41 кв. м, один - площадью 81 кв. м) в 408 квартале г. Благовещенска для строительства трех гаражей.
В обоснование заявленных требований указал, что с 17 октября 2007 г. неоднократно обращался в администрацию города Благовещенска по вопросу выбора земельных участков для строительства 3 гаражей в 408 квартале. Общество выполняло все требования администрации, согласовало вопросы с землепользователями, согласовало межевой план, осуществило кадастровый учет земельного участка. После выполнения всех работ членами комиссии подписан акт выбора земельного участка. Общество обратилось в администрацию по вопросу выделения земельных участков. Общество получило ответ администрации, в котором было указано, что земельные участки будут выставлены на торги. Считает, что действия администрации незаконны, так как закон о проведении торгов на земельные участки вступил в силу 29 декабря 2008 г., общество обратилось в администрацию до вступления закона в силу и соответственно земельный участок не может быть выставлен на торги.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ земельные участки должны быть предоставлены при приеме заявления о выборе земельного участка без проведения торгов.
Заявитель письменно уточнил требования по заявлению - просит признать незаконными действия администрации города Благовещенска, выраженные в письменном ответе от 11 апреля 2011 г. № 654/19 об отказе в предоставлении ООО "Строитель-М" земельного участка в квартале 408 г. Благовещенска и проведении торгов по продаже права на заключение договора земельного участка.
Суд на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ принимает уточнение требований по заявлению.
Ответчик требования не признал, указал, что администрация осуществила выбор запрашиваемых земельных участков, после чего было опубликовано сообщение о возможном предоставлении земельных участков. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 кодекса.
Дополнительно указал, что требования истца о предоставлении земельных участков на праве аренды не могут быть удовлетворены, поскольку согласно статье 32 Земельного кодекса РФ основанием предоставления земельного участка для строительства является решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Данное решение администрацией не принималось.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
17 октября 2007 г. общество с ограниченной ответственностью "Строитель-М" обратилось к мэру города Благовещенска с заявлением о рассмотрении возможности выбора земельного участка для строительства боксовых гаражей.
25 октября 2007 г. администрация на обращение общества сообщила, что территория квартала 408, в границах которой расположены запрашиваемые земельные участки, не обеспечена документацией по планировке территории.
26 сентября 2008 г. общество обратилось в администрацию по вопросу выбора земельных участков для строительства гаражей в 408 квартале.
Администрация города Благовещенска письмом от 30 декабря 2008 г. № 2315/19 сообщила о препятствиях для выбора в связи с наличием прав третьих лиц на часть земельных участков, предложила выполнить условия в части достижения соглашений с третьими лицами и повторно обратится в администрацию с целью продолжения процедуры выбора.
18 августа 2010 г. составлен акт о выборе земельных участков для размещения объектов. Согласно акту участки пригодны для размещения гаражей.
21 февраля 2001 г. общество обратилось в администрацию по вопросу вынесения постановления о передаче обществу трех земельных участков в квартале 408 г. Благовещенска (ул. Кантемирова - ул. Воронкова).
9 марта 2011 г. администрация сообщила обществу о том, что в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ проведена процедура выбора запрашиваемых земельных участков. Комиссией по выбору земельных участков для строительства принято решение о возможности размещения объектов на запрашиваемых земельных участках. В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ опубликована информация о возможном предоставлении запрашиваемых земельных участков для строительства гаражей. В случае, если в течение одного месяца после опубликования такой информации в администрацию города не поступят заявления на получение этих земельных участков для строительства гаражей, администрацией города будет принято постановление о предварительном согласовании обществу мест размещения объектов на запрашиваемых земельных участках. В случае, если поступят заявления, земельные участки будут сформированы и право на заключение договора аренды земельных участков будет выставлено на торги.
29 марта 2011 г. общество обратилось в администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельных участков в 408 квартале г. Благовещенска под строительство трех гаражей с учетом предыдущих обращений ООО "Строитель-М" в администрацию города Благовещенска в течение 3 лет.
11 апреля 2011 г. администрация письмом за № 654/19 на обращение общества о заключении договоров аренды земельных участков, сообщила о проведении процедуры выбора запрашиваемых обществом земельных участков, опубликовании информации о возможном предоставлении земельных участков для строительства гаражей. В течение месяца после опубликования информации в администрацию поступило 9 заявлений на получение этих земельных участков для строительства гаражей. Администрация указала на намерение выставить на торги право на заключение договоров аренды указанных земельных участков. Договор аренды будет заключен с победителем аукциона. В связи с изложенными обстоятельствами заключение договоров аренды трех земельных участков для строительства гаражей в квартале 408 не представляется возможным.
Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 6 Закона Амурской области от 29 декабря 2008 г. № 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса РФ.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков представляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный кодексом срок (пункт 2 статьи 31 кодекса).
После определения участка (ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Указанная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 г. № 4224/10. Содержащееся в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Довод заявителя о том, что общество обратилось в администрацию до вступления закона в силу и соответственно земельный участок не может быть выставлен на торги подлежит отклонению, так как в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации введен в действие со дня его официального опубликования. Кодекс был опубликован в "Российской газете", N№ 211 - 212, 30 октября 2001 г.
Таким образом, у администрации имелась компетенция по совершению спорных действий, действия администрации соответствовали закону, в связи с чем оспариваемые действия не нарушают права и законные интересы общества, в соответствии со статьей 201 АПК РФ указанные обстоятельства являются основаниями для принятия решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина 2000 рублей.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 2000 рублей.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 1110 в Арбитражном процессуальном кодексе РФ отсутствует, имеется в виду статья 110.

Таким образом, по делу подлежала уплате государственная пошлина 2000 рублей, в удовлетворении требований заявителя отказано, следовательно, на основании статьи 1110 АПК РФ государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 180, 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 № 06АП-3472/2011 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Амурской области от 21.06.2011 № А04-1578/2011
В удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий администрации города, выразившихся в непредоставлении земельных участков для строительства гаражей и выставлении земельных участков на торги, отказано, поскольку при нескольких заявках о предоставлении одного и того же земельного участка для строительства объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения такой участок должен предоставляться по результатам торгов

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru