ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2012 г. № 66-П
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Во исполнение постановления
Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", с целью обеспечения эффективной реализации комплексного проекта модернизации региональной системы общего образования в Саратовской области Правительство области постановляет:
1. Определить министерство образования области уполномоченным органом исполнительной власти области по реализации проекта модернизации региональной системы общего образования в Саратовской области в 2012 году.
2. Утвердить комплекс мер
по модернизации в 2012 году общего образования в Саратовской области согласно приложению.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ
Приложение
к постановлению
Правительства Саратовской области
от 10 февраля 2012 г. № 66-П
КОМПЛЕКС МЕР
ПО МОДЕРНИЗАЦИИ В 2012 ГОДУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Текущее состояние системы общего образования
Саратовской области
В 2011/2012 учебном году систему общего образования Саратовской области образуют 1003 общеобразовательных учреждения (97,6 % к уровню прошлого учебного года) и 116 филиалов школ, в том числе 979 (97,6 %) дневных государственных и муниципальных школ, находящихся в ведении министерства образования области (42 начальные школы и 76 филиалов; 228 основных школ и 33 филиала, 683 средние школы и 7 филиалов, 25 коррекционных школ и школ-интернатов, спецшкола закрытого типа), 9 негосударственных дневных школ, 15 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (в том числе 9 - при ИТУ).
В системе общего образования 38,2 тыс. работников, в том числе 21,8 тыс. педагогов, из них 19,0 тыс. учителей.
Действуют 18 гимназий (из них 1 сельская) с численностью учащихся 13,2 тыс. человек (108,2 % к 2010/2011 учебному году), 21 лицей с численностью 15,5 тыс. учащихся (107,5 %). В кадетских учреждениях обучаются 1,6 тыс. человек (104 % к 2009/2010 учебному году).
По численности обучающихся в гимназиях и лицеях из субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, показатели выше, чем в Саратовской области, в Республиках Башкортостан, Татарстан и Самарской области.
На развитие сети общеобразовательных учреждений оказывают влияние демографические процессы и движение контингента обучающихся по классам. Общий контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях в 2011/2012 учебном году составил 221376 человек (99,2 % по сравнению с началом прошлого учебного года), в том числе в государственных и муниципальных дневных общеобразовательных школах - 215666 человек (99,4 %), в негосударственных школах - 1676 человек (97 %), вечерних школах - 4034 человека (92,2 %). Прием в первый класс составил 102,1 % к уровню прошлого учебного года (23169 человек). Наполняемость классов в дневных общеобразовательных учреждениях в 2011/2012 учебном году: на селе - 9 человек, в городской местности - 23 человека (на уровне прошлого года).
Системные изменения общего образования Саратовской области осуществляются с 2006 года в рамках участия области в направлениях приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО), в том числе в реализации направления "Реализация в регионах Российской Федерации комплексных проектов модернизации системы образования" (далее - КПМО), продолжены в рамках реализации федерального проекта модернизации региональных систем общего образования.
Модернизацию системы общего образования Саратовской области характеризует следующее.
1. Введена новая система оплаты труда (далее - НСОТ) (соответствует рекомендуемой федеральной формульной методике, основанной на стоимости ученико-часа), нормативное финансирование доведено до каждого общеобразовательного учреждения (в 954 общеобразовательных учреждениях, 97,3 % от общего числа государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, за исключением 25 государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, 2,7 %, где новая система оплаты труда введена на основе должностных окладов).
В результате:
получен позитивный опыт формульного планирования затрат на образование;
создан прозрачный механизм планирования и распределения расходов на финансирование общеобразовательных учреждений;
внедрен объективный подход при распределении средств на оплату труда и учебные расходы между общеобразовательными учреждениями в зависимости от количества обучающихся;
включены механизмы саморегулирования деятельности школы, мобильности развития сети учреждений в зависимости от изменяющихся условий, созданы экономические стимулы к сокращению избыточного персонала, обеспечению оптимальной наполняемости классов, снижению неэффективной учебной нагрузки обучающихся;
внедрены механизмы связи заработной платы с качеством, результативностью труда (доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда - до 30 %), дифференциации заработной платы учителей в зависимости от квалификации работника, сложности и интенсивности труда по типам и видам образовательных учреждений.
Направления совершенствования механизма финансирования общеобразовательных учреждений в связи с реализацией Федерального закона
от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ:
устанавливаются государственные (муниципальные) задания образовательным учреждениям на оказание государственной (муниципальной) услуги для достижения количественных и качественных показателей, характеризующих образовательную деятельность. Школы, получившие статус автономного или нового бюджетного учреждения, имеют гораздо больше прав и возможности по инициативной, самостоятельной организации своей деятельности, нежели ранее. Соответственно, возрастает и их возможность самостоятельно внедрять образовательные инновации;
│модернизации системы общего │ │ │ │ │области │
│образования на территории │ │ │ │ │ │
│Саратовской области │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼───────────────┤
│Рассмотрение вопросов реализации │ + │ + │ + │ + │министерство │
│проекта на заседаниях коллегии │ │ │ │ │образования │
│министерства образования области,│ │ │ │ │области │
│областном совещании работников │ │ │ │ │ │
│образования, совещаниях с │ │ │ │ │ │
│руководителями муниципальных │ │ │ │ │ │
│органов управления образованием │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼───────────────┤
│Опросы общественного мнения по │ + │ + │ + │ + │министерство │
│удовлетворенности населения │ │ │ │ │образования │
│образовательными услугами, │ │ │ │ │области │
│проводимые независимыми │ │ │ │ │ │
│экспертами │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼───────────────┤
│Освещение вопросов реализации │ + │ + │ + │ + │министерство │
│проекта в региональных и │ │ │ │ │образования │
│муниципальных СМИ │ │ │ │ │области; │
│ │ │ │ │ │администрации │
│ │ │ │ │ │муниципальных │
│ │ │ │ │ │районов │
│ │ │ │ │ │(городских │
│ │ │ │ │ │округов) │
│ │ │ │ │ │области (по │
│ │ │ │ │ │согласованию) │
├─────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼───────────────┤
│Отчетность перед Министерством │ + │ + │ + │ + │министерство │
│образования и науки Российской │ │ │ │ │образования │
│Федерации по освоению средств │ │ │ │ │области │
│субсидии │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼───────────────┤
│Подготовка проекта комплекса мер │ │ │ │ + │министерство │
│по модернизации системы общего │ │ │ │ │образования │
│образования Саратовской области │ │ │ │ │области; │
│на 2013 год │ │ │ │ │администрации │
│ │ │ │ │ │муниципальных │
│ │ │ │ │ │районов │
│ │ │ │ │ │(городских │
│ │ │ │ │ │округов) │
│ │ │ │ │ │области (по │
│ │ │ │ │ │согласованию); │
│ │ │ │ │ │ГАОУ ДПО │
│ │ │ │ │ │"СарИПКиПРО" │
└─────────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴───────────────┘