Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 июля 2011 г. по делу № 3-42/2011

г. Иваново

Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Плехановой Н.А.,
при секретаре К.,
с участием
заместителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Нармания Е.Б., помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягина А.А.,
представителя Службы по охране объектов животного мира Ивановской области О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующим распоряжения Службы по охране объектов животного мира Ивановской области от 08.04.2010 № 122 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Ивановской области",

установил:

Службой по охране объектов животного мира Ивановской области 08.04.2010 принято распоряжение "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Ивановской области" № 122.
Распоряжение от 08.04.2010 № 122 опубликовано в издании "Собрание законодательства Ивановской области", 30.06.2010, специальный выпуск.
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ивановский областной суд с заявлением о признании незаконным указанного распоряжения Службы по охране объектов животного мира Ивановской области.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемое распоряжение от 08.04.2010 № 122 не соответствует требованиям федерального законодательства. При принятии распоряжения не соблюден Порядок определения границ рыбопромысловых участков, утвержденный приказом Федерального агентства по рыболовству от 22.04.2009 г. № 338. Определение границ рыбопромысловых участков осуществлено без участия муниципальных образований и общественных объединений. Предусмотренным п. 6 Порядка правом на создание комиссии для определения границ рыбопромысловых участков Служба по охране объектов животного мира Ивановской области не воспользовалась. В результате границы рыбопромысловых участков Ивановской области были определены без учета интересов лиц, согласование с которыми обязательно. Перечень рыбопромысловых участков Ивановской области, утвержденный распоряжением Службы по охране объектов животного мира Ивановской области от 08.04.2010 г. № 122, принятый с нарушением установленного порядка определения границ рыбопромысловых участков, подлежит отмене.
В судебном заседании заместитель Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Нармания Е.Б. и помощник прокурора Сутягин А.А. уточнили заявление, просили по основаниям, изложенным в заявлении признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение Службы по охране объектов животного мира Ивановской области "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Ивановской области" от 08.04.2010 № 122.
Представитель Службы по охране объектов животного мира Ивановской области О. с заявлением не согласился, просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку оспариваемое распоряжение не противоречит действующему законодательству. В ходе подготовки распоряжения Служба общалась с заинтересованными лицами, в том числе главами Юрьевецкого и Пучежского муниципальных районов Ивановской области, научной организацией - Нижегородской лабораторией ФГНУ ГосНИОРХ. Перечень рыбопромысловых участков согласован с федеральным исполнительным органом власти в области рыболовства и соответствует действующему законодательству, что подтверждается заключением комиссии Верхневолжского территориального управления Росрыболовства от 16.02.2010, экспертным заключением Управления Министерства юстиции РФ по Ивановской области. Создание комиссии для определения границ рыбопромысловых участков является правом Службы. Меры прокурорского реагирования были приняты через год после вступления в силу распоряжения. Заявление прокурора не соответствует требованиям части 3 статьи 131 ГПК РФ и информационного письма Генеральной прокуратуры РФ от 27.01.2003 № 8-15-2003.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, протоколы фиксирования географических координат базовых точек, определяющих границы рыбопромысловых участков Ивановской области, суд приходит к следующему.
На основании статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты, принимаемые на территории субъекта Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, действующим на территории РФ, принятым по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона "О животном мире" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий в области охраны и использования водных биологических ресурсов:
- организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб; организация и регулирование прибрежного рыболовства (за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб), в том числе распределение прибрежных квот и предоставление рыбопромысловых участков;
- охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
В силу ч. 2 и ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 № 166-ФЗ рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Пунктом 5.3.11 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 444, предусмотрено право Федерального агентства по рыболовству принимать нормативно-правовой акт - порядок определения границ рыбопромысловых участков.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 22.04.2009 № 338 утвержден Порядок определения границ рыбопромысловых участков (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для организации любительского и спортивного рыболовства.
На основании п. 3 Порядка определение границ рыбопромысловых участков осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, нормативными правовыми актами Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федерального агентства по рыболовству и других федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим Порядком.
Пунктом 5 Порядка установлено, что определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной области субъекта Российской Федерации учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) федеральных государственных учреждений - по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (далее - бассейновые управления), находящихся в ведении Росрыболовства, территориальных управлений Росрыболовства, при участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.
Пункт 6 Порядка предусматривает право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации создавать комиссию для определения границ рыбопромысловых участков, в состав которой включаются представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), природоохранных и научных организаций.
Из анализа пункта 5 Порядка в совокупности с другими положениями Порядка следует, что определение границ рыбопромысловых участков осуществляется с учетом предложений соответствующих организаций при обязательном участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.
При этом муниципальные образования и общественные объединения принимают участие в определении границ и без создания комиссий, право на формирование, которых предусмотрено п. 6 Порядка.
Согласно п. 1.1. Положения о службе по охране объектов животного мира Ивановской области, утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 09.11.2009 № 113-уг служба по охране объектов животного мира Ивановской области (далее - Служба) является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющей функции по контролю и надзору в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты на территории Ивановской области.
Служба является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, полномочия Ивановской области в области охраны и использования животного мира и водных биологических ресурсов, а также полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и водных биологических ресурсов, переданные Ивановской области.
В силу пункта 3.6.5. Служба утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства перечень рыбопромысловых участков на территории Ивановской области.
Из материалов дела следует, что в мае 2009 года Службой приняты меры по подготовке проекта распоряжения "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Ивановской области".
Распоряжением от 27.05.2009 № 78 ОГУ "Агентство по охране и использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических и природных ресурсов Ивановский области" Службой предписано в срок до 01.10.2009 подготовить проект указанного распоряжения, осуществив работу по определению границ рыбопромысловых участков и подготовив соответствующие материалы, исходя из требований действовавшего на тот момент приказа Госкомрыболовства РФ от 31.01.2008 г. № 47 "Об утверждении Порядка определения границ рыбопромысловых участков".
Указанный приказ Госкомрыболовства РФ утратил силу в связи с принятием приказа Росрыболовства от 22.04.2009 № 338 "Об утверждении Порядка определения границ рыбопромысловых участков".
Во исполнение распоряжения Службы от 27.05.2009 г. № 78 ОГУ "Агентство по охране и использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических и природных ресурсов Ивановский области" произведено определение границ рыбопромысловых участков Ивановской области, путем установления географических координат точек, определяющих границы данных участков.
В результате проведенной работы определения границ рыбопромысловых участков по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) распоряжением Службы от 08.04.2010 № 122 утвержден Перечень рыбопромысловых участков Ивановской области.
Из представленных 150 протоколов уточнения (фиксирования) географических координат базовой точки, определяющей границу рыбопромысловых участков Ивановской области, писем, направленных пользователям рыбопромысловых участков, материалов дела усматривается, что протоколы составлялись сотрудниками ОГУ "Агентство по охране и использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических и природных ресурсов Ивановский области" в присутствии пользователей рыбопромысловых участков.
Муниципальные образования и общественные объединения при определении границ рыбопромысловых участков участия не принимали.
Данные обстоятельства не отрицал в судебном заседании и представитель Службы, полагая, что участие муниципальных образований и общественных объединений необязательно.
Пояснения представителя Службы об участии глав Юрьевецкого и Пучежского муниципальных образований в определении границ рыбопромысловых участков доказательствами не подтверждены.
Кроме того, определялись границы рыбопромысловых участков, расположенных не только в указанных муниципальных районах Ивановской области, но и в Заволжском, Кинешемском, Вичугском, Приволжском и других муниципальных районах области.
Перечень включает в себя 61 рыбопромысловый участок, расположенный в 11 районах Ивановской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что границы рыбопромысловых участков Ивановской области были определены без учета интересов лиц, участие которых при определении границ рыбопромысловых участков предусмотрено федеральным законодательством.
Доводы представителя Службы о сроке обращения в суд прокурора с настоящим заявлением, несоответствии его требованиям части 3 статьи 131 ГПК РФ и информационного письма Генеральной прокуратуры РФ несостоятельны и основаниями для отказа в удовлетворении заявления прокурора не являются.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Ивановской области № 526/10 от 19.07.2010 на распоряжение Службы от 08.04.2010 № 122 не относится к бесспорным доказательствам обязательным для суда, не содержит сведений о соблюдении процедуры определения границ рыбопромысловых участков, не свидетельствует о законности оспариваемого распоряжения.
Суд, оценивая представленные сторонами доказательства, полагает, что оспариваемое прокурором распоряжение Службы по охране объектов животного мира Ивановской области от 08.04.2010 № 122 принято с нарушением установленного порядка определения границ рыбопромысловых участков, противоречит федеральному законодательству. Заявление прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ нормативный правовой акт следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Ивановского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение Службы по охране объектов животного мира Ивановской области от 08.04.2010 № 122 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Ивановской области".
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий
Н.А.ПЛЕХАНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ивановского областного суда от 13.07.2011 по делу № 3-42/2011
<О признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжения Службы по охране объектов животного мира Ивановской области от 08.04.2010 № 122 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Ивановской области">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru