Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2011 г. по делу № А54-1583/2011

(извлечение)

Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника № 1" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области (далее - ответчик, налоговый орган), при участии в деле в качестве третьего лица - Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании суммы переплаты ЕСН в размере 330718,18 руб.
Представитель заявителя уточнил заявленные требования и просил суд обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области вернуть ошибочно перечисленную сумму (переплату) по ЕСН в размере 330718,18 руб.
Уточнения приняты судом к рассмотрению по существу.
В судебном заседании представитель заявителя поддерживает требования с учетом уточнения. Пояснил, что переплата по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, сложилась у Учреждения в связи с ошибкой в указании кода бюджетной классификации в платежных поручениях № 320 от 10.04.2009, № 540 от 08.06.2009, № 568 от 11.06.2009, № 679 от 09.07.2009, № 690 от 10.07.2009.
Представитель налогового органа в судебном заседании требование не признает. Пояснил, что переплата у налогоплательщика образовалась в результате превышения расходов производимых налогоплательщиком на цели государственного социального страхования над суммой начисленного им налога. Излишне уплаченные суммы по ЕСН были частично направлены инспекцией на уплату текущей недоимки, а часть спорной суммы возвращена налогоплательщику на расчетный счет (л.д. 16 - 18 т. 2). В денежном выражении переплата по ЕСН у заявителя отсутствует.
Представитель третьего лица поддерживает позицию заявителя. Пояснил, что переплата у налогоплательщика образовалась именно в результате переплаты ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, а не за счет превышения расходов на цели обязательного социального страхования. В этой связи считает, что требования заявителя являются законными и обоснованными.
Из материалов дела судом установлено: Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника № 1" состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области.
Платежными поручениями № 320 от 10.04.2009, № 540 от 08.06.2009, № 568 от 11.06.2009, № 679 от 09.07.2009, № 690 от 10.07.2009 Учреждение перечислило денежные средства на общую сумму 359402 руб. в счет уплаты "подоходного налога", указав при этом неверный код КБК 18210201010271000110 (ФСС).
22.01.2010 Учреждение обратилось в Межрайонную ИФНС России № 2 по Рязанской области с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в сумме 330718,18 руб. (л.д. 31 т. 1).
16.02.2010 Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области было принято решение № 10912 об отказе в осуществлении зачета (возврата) по ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ в сумме 330718,18 руб. (л.д. 33 т. 1).
Не согласившись с отказом налогового органа в возврате переплаты по единому социальному налогу, Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника № 1" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд полагает, что заявленное требование (с учетом уточнения) подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника № 1" до 01.01.2010 являлось плательщиком единого социального налога.
В силу статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до дня вступления в силу пункта 2 статьи 24 настоящего Федерального закона (1 января 2010 года).
Таким образом, зачет или возврат суммы излишне уплаченного ЕСН после 1 января 2010 года должен осуществляться налоговыми органами в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, сумму превышения произведенных расходов на цели соцстрахования налогоплательщик вправе засчитывать в счет предстоящих авансовых платежей по ЕСН в части уплаты в ФСС РФ.
Согласно положениям пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
Порядок учета и расходования средств Фонда социального страхования РФ определен в Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.03.2004 № 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" (и действующей в спорный период).
В силу п. 2.5, 3.3 вышеуказанной Инструкции страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд.
В случае превышения суммы расходов над суммой начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд, страхователь обращается за возмещением средств в отделение фонда с предоставлением расчетов по размерам средств, необходимых для осуществления расходов по государственному социальному страхованию.
Фонд возмещает названные расходы на основании расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за отчетный период, подтверждающей произведенные расходы, и иных документов, установленных ФСС РФ.
Таким образом, Фонд социального страхования Российской Федерации имеет право только возмещать налогоплательщикам (работодателям) отдельные виды расходов на цели государственного социального страхования.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов регламентирован в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В силу пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Из содержания приведенных норм следует, что условиями возврата налога являются наличие переплаты по нему, отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, соблюдение налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления, в пределах которого может быть произведен возврат.
В пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, срок подачи в суд иска об обязании налогового органа возвратить из бюджета излишне уплаченные суммы налога не определен.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № 173-О от 21.06.2001, установленный пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации порядок означает лишь то, что требования налогоплательщика о возврате подлежат безусловному удовлетворению налоговой инспекцией в течение трех лет со дня уплаты налога. Если же налогоплательщик пропустил указанный срок, это не препятствует ему обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, где он обязан доказать факт излишней уплаты налога. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности, установленные нормой статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности установлен в три года. Пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В связи с этим, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Как следует из материалов дела, 22.01.2010 Учреждение обратилось в Межрайонную ИФНС России № 2 по Рязанской области с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в сумме 330718,18 руб. (л.д. 31 т. 1).
Из акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 21.06.2011 № 8226, который составлен и подписан Учреждением и Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области без разногласий, у Муниципального учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника № 1" по состоянию на 21.06.2011 следует, что у заявителя имеется переплата по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 477808,21 руб.
Представленными материалами дела, а именно справкой Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (л.д. 14 т. 2), актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (л.д. 103 - 107 т. 1), расчетной ведомостью по средствам фонда социального страхования Российской Федерации (л.д. 3 - 10 т. 2), декларациями (расчетами) по единому социальному налогу, платежными документами подтвержден факт переплаты ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ.
Позицию заявителя поддерживает и Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. В приложении к отзыву от 12.08.2011 "Состояние расчетов МУЗ "Городская детская поликлиника № 1" за 2009 год" (т. 2, л. 11 - 14) представлены данные о начисленных суммах налога, произведенных платежах в "денежном выражении", а также суммах расходов на социальное страхование.
Показатели приложения позволяют прийти к выводу о том, что образовавшаяся по результатам 2009 года задолженность является переплатой в денежном выражении, обязанность возврата которой лежит на налоговом органе.
Таким образом, судом установлено и не опровергнуто инспекцией, что указанная выше переплата образовалась в денежном выражении.
Доводы налогового органа о том, что переплаты в денежном выражении не было, поскольку спорные суммы были направлены на уплату текущей задолженности, не может быть принят во внимание, так как расходы на цели государственного социального страхования уменьшают ЕСН, подлежащий уплате в Фонд социального страхования.
С учетом изложенного, суд считает, что материалами дела подтверждено наличие переплаты по единому социальному налогу в сумме 330718,18 руб.
Учреждение обратилось в налоговый орган с заявлениями о возврате имеющейся переплаты по налогам, пеням и штрафам в пределах трехлетнего срока, установленного статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации на возврат налога.
Поскольку Учреждение обратилось с заявлением о возврате имеющейся переплаты в течение трех лет с момента, когда оно узнало о наличии переплаты по налогу, инспекция обязана возвратить имеющуюся у налогоплательщика переплату.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного налога в сумме 330718,18 руб. противоречит положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права налогоплательщика.
Ссылка налогового органа об отсутствии у налогоплательщика переплаты по ЕСН в денежном выражении противоречит материалам дела.
Учитывая изложенное, требования заявителя об обязании Межрайонную ИФНС России № 2 по Рязанской области возвратить Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская детская поликлиника № 1" излишне уплаченные суммы ЕСН в размере 330718,18 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются Арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
Таким образом, суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
При этом Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено право суда на уменьшение судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, размер которой по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, четко определен ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 9614,36 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области (ОГРН 1046209032539, г. Рязань, проезд Завражнова, д. 5) вернуть Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская детская поликлиника № 1" (ОГРН 1026200960720, г. Рязань, ул. Дзержинского, д. 16а) излишне уплаченный единый социальный налог в сумме 330718,18 руб.
2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области (ОГРН 1046209032539, г. Рязань, проезд Завражнова, д. 5) в пользу Муниципального учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника № 1" (ОГРН 1026200960720, г. Рязань, ул. Дзержинского, д. 16а) судебные расходы в сумме 9614,36 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Рязанской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.09.2011 по делу № А54-1583/2011
<Поскольку истец обратился с заявлением о возврате имеющейся переплаты в течение трех лет с момента, когда узнал о наличии переплаты по налогу, налоговый орган обязан возвратить имеющуюся у налогоплательщика переплату, в связи с чем исковые требования о взыскании суммы переплаты ЕСН удовлетворены>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru