Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 31 января 2012 г. № 15

О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ,
А ТАКЖЕ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СО СТОРОНЫ
НАСЕЛЕНИЯ"

Заслушав и обсудив информацию депутата Пермской городской Думы Фенева А.Ю. о результатах деятельности рабочей группы по реализации основного направления деятельности Пермской городской Думы "Обеспечение прозрачности деятельности управляющих компаний, а также механизмов контроля за их деятельностью со стороны населения", Пермская городская Дума решила:

1. Информацию принять к сведению.
2. Принять к обсуждению разработанный рабочей группой проект концепции управления жилищным фондом города Перми согласно приложению к настоящему решению.
3. Внести изменения в решение Пермской городской Думы от 31.05.2011 № 117 "О создании рабочей группы по реализации основного направления деятельности Пермской городской Думы "Обеспечение прозрачности деятельности управляющих компаний, а также механизмов контроля за их деятельностью со стороны населения":
3.1. абзац второй пункта 2 изложить в редакции:
"разработка проекта решения Пермской городской Думы "Об утверждении Концепции управления жилищным фондом города Перми";
3.2. абзац десятый пункта 3 исключить;
3.3 в абзаце втором пункта 4 слова "до 01.12.2011" заменить словами "до 01.06.2012";
3.4. в пункте 5 слово "ноябрьском" исключить.
4. Рабочей группе обеспечить участие в обсуждении проекта концепции представителей управляющих многоквартирными домами организаций и их объединений, ресурсоснабжающих организаций, территориальных органов местного самоуправления и общественности.
5. Контроль за исполнением решения возложить на комитет Пермской городской Думы по городскому хозяйству.

Глава города Перми -
председатель Пермской городской Думы
И.В.САПКО





Приложение
к решению
Пермской городской Думы
от 31.01.2012 № 15

КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ ГОРОДА ПЕРМИ

1. Введение

Подведение итогов первого этапа реформы ЖКХ позволяет сделать неоднозначный вывод. С одной стороны, "традиционная" система централизованного управления жилищно-коммунальным хозяйством претерпела серьезные изменения, с другой стороны - собственники жилья еще не стали играть ведущую роль в организации собственных условий жизни. Остроту ситуации придает завершение в 2012 году деятельности государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", что предполагает делегирование полномочий по выработке самостоятельных механизмов решения проблем ЖКХ на региональном и муниципальном уровнях.
Стратегические направления развития реформы на втором этапе определены Концепцией федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 № 102-р, а также Планом действий по привлечению инвестиций в ЖКХ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 22.08.2011 № 1493-р.
Новый этап развития жилищно-коммунального хозяйства как составной части модернизации экономики Российской Федерации в целом невозможен без системного подхода к развитию современной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Для этого необходимо принятие мер по повышению эффективности жилищного фонда (1), модернизации систем коммунальной инфраструктуры (2), повышению качества и надежности поставки коммунальных ресурсов (3) за счет внедрения современных технологий и подготовки квалифицированных управленческих кадров (4), активному включению в процессы управления жителей и их общественных объединений.
Успешное решение этих первоочередных задач неразрывно связано с объединением усилий как со стороны исполнительных органов всех уровней власти, так и со стороны частных компаний и непосредственно самих граждан.
Актуальность проблем ЖКХ для населения города Перми, а также объективная необходимость консолидации усилий всех участников процесса производства и потребления жилищных и коммунальных услуг вытекает из результатов социологического исследования, проведенного АНО "Институт общественного проектирования" по теме "Управление многоквартирными домами: уровень социальной агрессии" (договор № 155/К от 08.12.2010).
Как отмечено в исследовании, любой социальный конфликт в сфере ЖКХ - это потенциально возможный конфликт с властью:
- государственной властью - как реакция на ее неспособность быть гарантом прав и свобод человека и гражданина;


В условиях переходного периода и неотработанности механизмов конкурентного выбора добросовестной управляющей организации администрация города Перми должна разработать рекомендательные стандарты, предъявляемые к УО, сформировать совместно с общественными объединениями управляющих организаций и ТСЖ реестр добросовестных управляющих и подрядных организаций.
Важным моментом снижения риска недобросовестной конкуренции на рынке управляющих организаций должно стать стимулирование и поддержка создания саморегулируемых организаций управляющих компаний города Перми и Пермского края. Членство в СРО является еще одним фактором, снижающим риски недобросовестного исполнения управляющими компаниями своих функций.
Ужесточение требований к профессионализму и платежеспособности управляющих организаций приведет к формированию особо малых управляющих компаний в форме микропредприятий, обслуживающих жилищный фонд до 10 тыс. кв. м (сюда можно отнести и ТСЖ, не заключившие договор управления со сторонней организацией) и крупных управляющих компаний, профессионально занимающихся именно управлением жилищным фондом, привлекая на аутсорсинг компании по обслуживанию и содержанию жилищного фонда на конкурсной основе.
Основной задачей управляющей организации в перспективе должна стать профессиональная защита интересов ТСЖ (собственников жилищного фонда), решение которой предполагает:
- профессионализм управленческих кадров;
- построение системы взаимовыгодных отношений потребителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг;
- привлечение долгосрочных инвестиций в повышение качества и долговечности жилищного фонда;
- наличие достаточных активов для обеспечения своих обязательств перед собственниками жилищного фонда.
Основным показателем эффективности деятельности управляющей организации должно стать изменение структуры жилищно-коммунальных платежей населения (50/50) в рамках сохранения платежеспособности домохозяйств и соответствующее повышение стоимости жилищного фонда (его капитализации).
Со своей стороны администрация города Перми должна разработать рекомендуемые стандарты и показатели функционирования управляющей организации, позволяющие организовать действенный контроль за деятельностью последней как со стороны собственников жилищного фонда, так и со стороны контролирующих органов.

7.9.4. Оптимизация форм управления жилищным фондом

Полифункциональность сферы жилищно-коммунальных отношений предполагает дальнейшее развитие многообразия организаций, участвующих в оказании жилищных, коммунальных и сервисных услуг на принципах добросовестной конкуренции и углубляющейся специализации. Объективное увеличение числа субъектов жилищных отношений в условиях отказа от прямого директивного управления делает необходимым формирование площадки, обеспечивающей не только постоянное взаимодействие всех субъектов жилищных отношений, но и дающей возможность влияния на происходящие процессы методами, отличными от административных.
Такой площадкой в современных условиях может стать ассоциация саморегулируемых организаций субъектов жилищных отношений, участниками которой могли бы стать управляющие организации, ресурсоснабжающие организации, подрядные организации, страховые организации, а также организации инфраструктуры расчетно-платежной системы, обеспечивающие поставку ресурсов и оказание услуг собственникам жилищного фонда. Муниципальное образование город Пермь может стать участником этой ассоциации через муниципальные организации жилищно-коммунального комплекса. Создание отраслевой ассоциации СРО позволит формализовать и унифицировать взаимоотношения большинства организаций - поставщиков услуг в жилищном фонде города Перми, заинтересованных в обеспечении прозрачности своей деятельности, сформировать общность принципов и подходов к решению отраслевых проблем, найти общие, наиболее эффективные пути их решения.
В то же время администрации города Перми необходимо сформировать площадку, обеспечивающую взаимодействие как поставщиков услуг, объединенных в рамках СРО, так и потребителей услуг, представленных ТСЖ, ОТОС и другими формами ассоциаций и объединений, для выработки жилищной политики и способов ее реализации с учетом мнений всех заинтересованных сторон. На этой площадке должны быть представлены интересы и вышестоящих структур как регионального, так и федерального уровня, чье участие может повысить эффективность вырабатываемых предложений, рекомендаций и решений. Институционально такой площадкой должен стать департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации города Перми.
Именно на этом уровне власти необходимо создать механизм разрешения противоречий интересов собственников жилья, управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций и бюджета, отвечающего в конечном счете в соответствии с федеральным законодательством за обеспечение функционирования сетевых организаций коммунального комплекса, а также за организацию управления жилищным фондом в случае возникновения проблем, не решаемых на уровне прямых договорных отношений поставщиков и потребителей услуг.
Именно муниципалитет должен быть максимально заинтересован в снятии проблемных ситуаций на стадии, предшествующей конфликту, с привлечением профессионального сообщества в лице ассоциаций и объединений как независимого и авторитетного арбитра.

Схема 3. Оптимальная модель взаимодействия в жилищной сфере с участием управляющей организации как оператора отрасли

                                                        ┌─────┐
┌────────────┐                                          │РСО 1│
│Собственники│                                          └──┬──┴──┐
└─┬──────────┘                            Договор поставки │РСО 2│
  V                ──────────               коммунальных   └──┬──┴──┐
┌───┐            /            \                ресурсов       │РСО 3│
│   │           /    ┌───┐     \                    ┌─────>   └──┬──┴──┐
└───┘          │     │ТСЖ│      │   Договор         │            │РСО 4│
┌───┐          │     └───┘      │предоставления     │          /\└─────┘
│   │          │                │управленческих,    │          │
└───┘          │                │  жилищных и       │  Договор │   ┌─────────────────┐
┌───┐ Договор  │  ┌─────────┐   │ коммунальных   ┌──┴─┐оказания│   │Поставщик услуг 1│
│   │управления│  │Правление│   │     услуг      │ УО │ услуг  │  ┌┴────────────────┬┘
└───┘ ────────>│  │   ТСЖ   │   ├───────────────>│    ├────────┼─>│Поставщик услуг 2│
┌───┐          │  └─────────┘   │                │    │        │  └┬────────────────┴┐
│   │          │                │                └────┘ ┌──────┘   │Поставщик услуг 3│
└───┘          │                │                  /\   │         ┌┴────────────────┬┘
┌───┐          │ ┌────────────┐ │                  │    │         │Поставщик услуг 4│
│   │          │ │Председатель│ │                  │    │         └─────────────────┘
└───┘          │ │ правления  │ │                  │    │             /\
┌───┐          │ │    ТСЖ     │ │                  \/   \/  ┌─────────┘
│   │           \└────────────┘/      ┌───────────┐         \/    Договор
└───┘            \            /       │Кредитные  │   ┌─────┐    оказания
                   ──────────         │организации│   │Фонды│   финансовых
                                      └──────┬────┴───┴──┬──┘      услуг
                                             │Страховые  │
                                             │организации│
                                             └───────────┘

Схема 4. Оптимальная модель взаимодействия ОМС с субъектами жилищных отношений

                         ┌─────────────┐
                         │ Федеральные │
                         │органы власти│
                         └───────┬─────┴───────┐
 ┌──┐  ┌──┐  ┌──┐                │Региональные │       ┌───┐  ┌───┐  ┌───┐
 │ОУ│  │ОУ│  │ОУ│                │органы власти│       │ТСЖ│  │ТСЖ│  │ТСЖ│
 └┬─┘  └─┬┘  └─┬┘                └─────────────┘       └─┬─┘  └─┬─┘  └─┬─┘
  └──────┼─────┘                      /\                 └──────┼──────┘
         │                            │                         │
         │                            \/                        │
┌────────┴───────┐           ┌───────────────┐           ┌──────┴─────┐
│Саморегулируемые│<─────────>│     ОМС:      │<─────────>│Общественные│
│  организации   │           │департамент ЖКХ│           │организации │
└────────┬───────┘           └───────────────┘           └──────┬─────┘
         │                           /\                         │
         │                           │                          │
  ┌──────┼──────┐                    \/                ┌────────┼───────┐
┌─┴─┐  ┌─┴─┐  ┌─┴─┐      ┌──────────────────────┐    ┌─┴──┐  ┌──┴─┐  ┌──┴─┐
│РСО│  │РСО│  │РСО│      │ГИВК, Роспотребнадзор,│    │ОТОС│  │ОТОС│  │ОТОС│
└───┘  └───┘  └───┘      │   Росгортехнадзор,   │    └────┘  └────┘  └────┘
                         │Росприроднадзор, УФАС,│
                         │       ОВД, ФСБ       │
                         └──────────────────────┘

Этот процесс уже начат и имеет положительный опыт реализации. В Перми ведут деятельность объединения саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ. Это некоммерческие партнерства СРО "Ассоциация управляющих компаний", СРО "Межрегиональная гильдия управляющих компаний в ЖКХ (Пермское отделение)", "Пермская СРО в ЖКХ", "СРО в сфере управления недвижимостью - филиал Ассоциации управляющих и собственников жилья" (центральный офис в г. Екатеринбурге), а также некоммерческое партнерство "Гильдия управляющих компаний".
Между администрацией города Перми и саморегулируемыми организациями управляющих многоквартирными домами достигнуто взаимодействие по вопросам мониторинга платежей за коммунальные услуги, проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, подготовки к отопительному сезону, взаимообмена текущей информацией.
Управлением ЖКХ администрации города Перми осуществляется активное сотрудничество с "Ассоциацией ТСЖ и ЖСК" (г. Москва), Национальным объединением саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью (НОСО УН), а также депутатами Государственной Думы РФ - членами профильных комитетов и рабочих групп.
Таким образом, первые шаги в организации ассоциаций и объединений управляющих компаний и получение ими статуса саморегулируемых показали правильность выбранного направления движения в управлении жилищной сферой города Перми. Сохраняя позитивную динамику в развитии этого направления сотрудничества поставщиков ресурсов и услуг в жилищной сфере следует больше внимания уделить организации участия собственников жилья в управлении своей собственностью.
Исходя из основной цели Концепции - "создания системы управления многоквартирными домами, предусматривающей безопасное и комфортное проживание граждан на основе самоорганизации и активного участия жителей в управлении домом" следует сформировать условия для активного включения в процессы управления жилищным фондом собственников и нанимателей жилья, их общественных объединений.
Построение такой системы управления жилищным фондом начинается с "элементарной ячейки" городского сообщества - собственника (нанимателя) жилья. Высокие темпы приватизации жилищного фонда не позволили в эти же сроки сформировать психологию собственников у подавляющего большинства жителей, получивших "даром" недоремонтированное имущество многоквартирного дома. Показателем этого является количество созданных ТСЖ и жилищных кооперативов, которые основаны, как правило, при строительстве домов за счет средств самих собственников.
Первым уровнем формирования "чувства хозяина" является создание всеохватывающей системы жилищно-коммунального ликбеза с изучением азов управления собственностью - "Школа собственников жилья". Этот уровень объективно полностью падает на плечи бюджета.
Вторым уровнем является подготовка и информационное обеспечение деятельности актива домов, коллегиальных органов управления собственностью многоквартирных домов - советы домов, правления и т.п. Этот уровень подготовки предполагает уже более высокую профессионализацию деятельности, т.е. более углубленное обучение на базе создаваемой инфраструктуры поддержки субъектов управления жилищным фондов в виде информационно-консультационных центров с участием работников ОМС. Этот образовательный этап предполагает совместное участие в финансировании затрат как со стороны бюджета, так и со стороны ТСЖ и управляющих организаций, из общественных организаций. Возможна имущественная поддержка муниципалитетом информационно-консультационных мероприятий за счет предоставления муниципальных помещений на льготных условиях.
Третьим уровнем является профессиональная подготовка освобожденных работников, участвующих в управлении жилищным фондом - председатели ТСЖ, управляющие, руководящий состав управляющих организаций, руководители ассоциаций и объединений собственников жилья, управляющих компаний и т.п. Основной упор на этом уровне делается на финансирование со стороны профессиональных участников рынка жилищных отношений для проведения обучения на базе коммерческих образовательных программ средних и высших учебных заведений.
Создание постоянно действующей системы информирования населения, подготовки и переподготовки кадров, взаимодействия субъектов жилищных отношений под эгидой муниципального образования позволит сформировать механизм успешной реализации обозначенных в Концепции локальных целей:
- формирование простых и понятных механизмов управления многоквартирными домами, критериев оценки качества ЖКУ;
- создание информационной системы актуальных и достоверных данных по каждому многоквартирному дому;
- создание системы образования жителей по вопросам жилищных и коммунальных отношений;
- организация эффективного процесса управления многоквартирным домом жителями и их общественными объединениями.
При этом одним из краеугольных вопросов организации управления многоквартирным домом на текущем этапе является:
- стимулирование создания ТСЖ;
- стимулирование ТСЖ к заключению договора управления многоквартирными домами.
Основные мероприятия по совершенствованию форм управления в сфере жилищных отношений с учетом положений настоящей Концепции получили отражение в плане мероприятий по реализации Концепции (приложение № 1).




Официальная публикация в СМИ:
"Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", № 9, 10.02.2012


Решение Пермской городской Думы от 31.01.2012 № 15
"О результатах деятельности рабочей группы по реализации основного направления деятельности Пермской городской Думы "Обеспечение прозрачности деятельности управляющих компаний, а также механизмов контроля за их деятельностью со стороны населения"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru