ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 сентября 2009 г. № 329-рП
О КОНЦЕПЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. распоряжения
Правительства Пензенской обл.
от 28.12.2011 № 828-рП)
В соответствии с Федеральным законом
от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с последующими изменениями), Федеральным законом
от 10.01.2002 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями), распоряжением Правительства Пензенской области от 07.05.2009 № 103-рП "О мерах по соблюдению природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Пензенской области", с учетом оценки состояния окружающей среды, данной в Программе
экономического и социального развития Пензенской области на 2008 - 2012 годы, утвержденной Законом Пензенской области от 10.10.2007 № 1369-ЗПО "О Программе экономического и социального развития Пензенской области на 2008 - 2012 годы" (с последующими изменениями), в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды, а также руководствуясь Законом
Пензенской области от 22.12.2005 № 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Одобрить прилагаемую Концепцию
обращения с отходами производства и потребления на территории Пензенской области.
2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы охраны окружающей среды.
(в ред. распоряжения
Правительства Пензенской обл. от 28.12.2011 № 828-рП)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Исполняющий обязанности
Губернатора Пензенской области
О.К.АТЮКОВА
Одобрена
распоряжением
Правительства
Пензенской области
от 23 сентября 2009 г. № 329-рП
КОНЦЕПЦИЯ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА
ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. распоряжения
Правительства Пензенской обл.
от 28.12.2011 № 828-рП)
I. Общие положения
Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Пензенской области на 2010 - 2012 годы (далее - Концепция) определяет основные задачи и направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами на территории Пензенской области.
Концепция сформирована в соответствии с основными направлениями программы экономического и социального развития Пензенской области в целях обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду за счет внедрения эффективной системы обращения с отходами производства и потребления.
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
- концепция - система связных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление;
- отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
- система обращения с отходами производства и потребления - организация деятельности хозяйствующих субъектов по сбору, сортировке, транспортированию, размещению, переработке и уничтожению отходов, государственное управление и контроль за соблюдением установленных норм и правил в области обращения с отходами производства и потребления, сбор информации в области обращения с отходами производства и потребления, меры экономического регулирования в указанной области, вовлечение населения в деятельность по ресурсосбережению и уменьшению образования бытовых отходов, включая организацию раздельного сбора отходов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Пензенской области;
- вторичное сырье - материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки;
- сортировка отходов производства и потребления - разделение отходов по видам с целью выделения из них вторичного сырья, пригодного для дальнейшего использования;
1. Создание нормативно-законодательной базы, обязывающей юридические лица (промышленные предприятия, торговые центры, магазины, оптовые рынки, банки) осуществлять вывоз отходов в центры их сбора и первичной обработки. При этом нормативная база должна обеспечивать экономическую эффективность деятельности этих центров.
2. Организация центров сбора и первичной обработки отходов.
3. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей применение изделий из вторичных материалов в городском хозяйстве.
В практике всех развитых стран федеральные и местные власти стимулируют использование и потребление вторичных отходов. Методы их стимулирования включают в себя снижение ставок налогов для предприятий, занимающихся производством изделий из вторичных материалов, и обеспечение государственного заказа на изделия из вторичных материалов. Государственный заказ, как правило, заключается в том, что предприятия, выполняющие республиканские и местные заказы, обязаны использовать определенное количество изделий из вторичных материалов.
VI. Механизм реализации Концепции
Решение приоритетных задач Концепции предполагается обеспечить в рамках целевой программы по обращению с отходами производства и потребления. Реализация Концепции с использованием программно-целевого метода на территории Пензенской области необходима для максимально эффективного управления отраслью обращения с отходами, а также ресурсами, в том числе инвестиционными.
Таким образом, необходимость разработки и реализации целевой программы по обращению с отходами производства и потребления обусловлена следующими причинами:
- социально-экономическая острота проблемы;
- межотраслевой и межведомственный характер проблемы;
- загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления;
- необходимость получения методической и иной помощи от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Пензенской области, общественных институтов, в том числе с целью снижения отраслевых рисков для частных инвесторов.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
- координацию деятельности органов исполнительной власти Пензенской области, органов местного самоуправления и частных инвесторов в области развития региональной инфраструктуры по обращению с отходами;
- реализацию комплекса мероприятий, способствующих улучшению качества окружающей природной среды;
- создание и развитие индустрии переработки отходов.
VII. Воспитание экологической культуры и обучение
безопасному обращению с твердыми бытовыми отходами
Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование сферы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Пензенской области, без участия руководителей производств, ученых, специалистов и всего населения Пензенской области невозможна.
Необходимо расширять и углублять экологическое образование, формировать менталитет, ориентированный на развитие навыков рационального природопользования, внедрение передовых методов обращения с отходами, а также организацию экологического воспитания подрастающего поколения. В этих целях рекомендуется с раннего возраста проводить обучение культуре обращения с отходами в форме различных конкурсов, постановок кукольных спектаклей, выпуска детских книг, мультфильмов, посвященных теме экологии.
Необходимо вовлекать жителей Пензенской области в систему экологического просвещения, так как невозможно без проведения соответствующей подготовки и разъяснительной работы среди населения организовать раздельный сбор твердых бытовых отходов. Нужно довести до каждого жителя информацию о том, какие экологические и экономические результаты влечет раздельный сбор бытовых отходов, как он будет осуществляться (какие виды отходов будут собираться в отдельные контейнеры, чем отличаются контейнеры для бумаги, пластика и других видов отходов).
Необходимо развивать и поддерживать осознание жителями Пензенской области своей возможности влиять на состояние окружающей среды, участвовать в реальном ресурсосбережении, создавать безопасную и эффективную систему обращения с твердыми бытовыми отходами.
VIII. Оценка эффективности социальных, экономических и
экологических последствий от реализации Концепции
Разработка и осуществление программы к 2012 году позволит обеспечить рост качественных показателей в состоянии окружающей среды и количественных показателей в области обезвреживания, утилизации отходов и ресурсосбережения.
Качественные показатели:
1. Достижение целей, определенных Экологической доктриной
Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р, в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Пензенской области.
2. Выполнение законов и нормативных актов Российской Федерации и Пензенской области, регламентирующих порядок и правила обращения с отходами производства и потребления.
3. Минимизация бюджетных затрат на устранение последствий загрязнения окружающей среды продуктами человеческой жизнедеятельности.
4. Создание индустрии переработки отходов с максимальным использованием их полезной материальной и энергетической части.
5. Обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности в Пензенской области.
6. Привлечение инвестиционных ресурсов в экономику Пензенской области.
7. Повышение уровня ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области за качество окружающей среды.
Количественные показатели (экология и ресурсосбережение):
1. Увеличение объемов использования отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов.
2. Уменьшение объема размещения отходов на свалках, полигонах, хранилищах.
3. Возврат в хозяйственный оборот ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками.
4. Получение дополнительных источников энергии (продукт - газ, тепло) и органических удобрений.
Количественные показатели (экономика и социальная сфера):
1. Привлечение инвестиций в экономику Пензенской области.
2. Пополнение бюджета Пензенской области и бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований.
3. Создание дополнительных рабочих мест.