Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


АССОЦИАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 27 января 2012 года

Вопрос 1. Результаты заседания Президиума Госсовета РФ об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей

Тема защиты прав потребителей, которой было посвящено первое в этом году заседание Госсовета, названа Президентом РФ важной для государства и для граждан нашей страны.
В этом направлении за последние 20 лет была создана новая отрасль потребительского права и национальная система защиты прав потребителей, наработана очень существенная практика. Вместе с тем, жизнь развивается, и законодательство уже несколько отстает от современных тенденций, которые должны определять защиту прав потребителей в нашей стране. Поэтому сегодня Президент РФ предлагает уделить внимание этим важным вопросам.
На заседании выделены наиболее актуальные сферы защиты прав потребителей, которые нуждаются в повышенном внимании: финансовые услуги, жилищно-коммунальное хозяйство и долевое строительство жилья, туристические услуги, почтовые, транспортные и услуги коллекторских агентств.
Президент также призвал активнее развивать общественный контроль за соблюдением прав потребителей. И здесь работе общественных объединений потребителей была дана высокая оценка, поскольку они обладают значительным ресурсом именно для повышения уровня правовой культуры и грамотности населения, для разъяснительной и просветительской работы.
От интенсивности и настойчивости общественного контроля зависит очень многое, потому что именно в руках общественных организаций зачастую находится необходимый набор инструментов не только для того, чтобы помочь отдельному человеку, но и сформировать судебную практику по делам о защите прав потребителей, считает Президент.
В отношении проверок бизнеса на заседании Госсовета принято решение о возможном ужесточении системы проверок в пищевом секторе и общепите.
По словам Президента, потребитель должен быть в полной мере защищен от недобросовестных производителей и продавцов. Это главное, что вытекает из системы защиты прав потребителей. У нас есть все шансы сделать ее более эффективной и современной.
В этих целях по результатам заседания будут подготовлены поручения правительству и органам исполнительной власти субъектов РФ.

Вопрос 2. Планируемые изменения законодательства о защите прав потребителей

На заседании президиума Госсовета "Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в РФ" намечены планы по реформированию некоторых сфер защиты прав потребителей.
Во-первых, выдвинута идея о необходимости обобщения судебной практики по делам о защите прав потребителей, что мог бы сделать пленум Верховного суда. Эта необходимость назрела, поскольку предыдущее постановление пленума состоялось уже давно, а это очень динамичные дела. При этом целесообразно обобщение практики по этим делам для их общего осмысления проводить один раз в пять лет.
Еще одна проблема, мешающая обеспечению прав потребителей в регионах - несовершенство федерального законодательства, которое приводит к тому, что в схожих ситуациях даже суды выносят принципиально разные решения. В качестве одной из таких проблемных сфер специалисты выделили сферу оказания финансовых услуг кредитными организациями, отметив, что вопрос защиты прав потребителей здесь может быть решен только при объединении усилий всех органов власти.
Сфера финансовых услуг в части потребительского кредита требует дополнительных мер для защиты граждан-заемщиков. Эта сфера всегда была проблемной, поскольку отношения между гражданином и банком хотя формально являются равносторонними, тем не менее, явно доминирует одна сторона (банки), а другая зачастую оказывается бесправной. Поэтому здесь присутствует необходимость регулирования таких отношений со стороны государства.
Деятельность коллекторских агентств по взысканию долгов у заемщиков по просроченным кредитам также нуждается в регулировании, в противном случае можно столкнуться с крайними, криминальными формами ее ведения.
Должны быть регламентированы и почтовые услуги. При этом правила оказания услуг почтовой связи нужно привести в соответствие с общими требованиями законодательства о защите прав потребителей, поскольку здесь имеются расхождения.
Еще одна проблемная сфера, которая требует принятия мер - это потребительский рынок в сфере ЖКХ и долевое жилищное строительство. Здесь поступает огромное количество жалоб.
В целях решения всех указанных проблем по результатам заседания Госсовета будут приняты меры по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей.

Вопрос 3. Госдума приняла законопроект о создании Патентного суда

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о создании в России арбитражного суда по интеллектуальным правам - первого в России специализированного арбитражного суда. Новый суд должен начать работу не позднее 1 февраля 2013 года.
Суд будет заниматься делами, связанными с защитой интеллектуальной собственности и установлением правообладателя. Кроме рассмотрения, споров он имеет право обращаться с запросами в Конституционный Суд, обобщать судебную практику и готовить законодательные предложения.
Согласно одобренному закону специализированный арбитражный суд создается для рассмотрения споров, возникающих из особых правоотношений и требующих специальных знаний от судьи.
Суд будет рассматривать дела как в первой, так и в кассационной инстанции. Кассационные жалобы суд по интеллектуальным правам будет рассматривать в коллегиальном составе.
Помимо этого, Госдума приняла сопутствующий закон об отборке судей для специализированного патентного суда. Согласно закону новый суд должен быть сформирован не позднее 1 февраля 2013 года и будет состоять не менее чем из 30 судей. Порядок назначения на должности в суде предполагается сделать аналогичным порядку, действующему для федеральных арбитражных судов округов.
Решение о создании Патентного суда принято еще в 2009 году. По подсчетам Высшего Арбитражного суда, это обойдется государству в сумму около 2 млрд. рублей.
Сейчас решением споров о зарегистрированных товарных знаках занимается Палата по патентным спорам. Например, недавно Палата удовлетворила заявление российской транспортной монополии РЖД о притязаниях на правообладание товарным знаком "Российские железные дороги RZD Russian railways", который был зарегистрирован за Национальной ассоциацией транспортников. Спор за этот бренд компания "Российские железные дороги" выиграла, убедив Палату по патентным спорам в своей заинтересованности в этом бренде и необходимости лишить ассоциацию траспортников прав на него.

Вопрос 4. Правительство РФ утвердило новые федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012 - 2014 годы

Правительство РФ утвердило новые федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012 - 2014 годы.
Согласно документу в 2012 году стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья составит в среднем по России 97,2 рубля в месяц. По сравнению с 2011 годом рост - 16 рублей, или 19,7 процента. В 2013 и 2014 годах среднероссийский стандарт стоимости составит соответственно 104,5 и 111,8 рубля на квадратный метр.
Федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц установлен на 2012 год в размере 6 рублей, на 2013 год - в размере 6,5 рубля, и на 2014 год - в размере 7 рублей.
Федеральные стандарты предельной стоимости ЖКУ на 2012 и 2013 годы увеличены, а стоимости капитального ремонта уменьшены по сравнению со стандартами, установленными на эти же годы предыдущим постановлением Правительства РФ на эту тему.
В минрегионе предупреждают, что не надо пугаться этих цифр. Они вовсе не означают, что стоимость коммунальных услуг вырастет до этих пределов. Данные стандарты необходимы для расчета объемов субсидий регионам для малоимущих граждан и льготников, которые имеют право на скидки по оплате услуг ЖКХ. По данным минрегиона, в 2012 году получателей субсидий в стране увеличится.
Постановлением также определены стандарты оплаты жилья по регионам. Они, понятно, значительно отличаются: минимальные - в южных регионах, максимальные - на Дальнем Востоке. Для Пензенской области стандарт предельной стоимости коммунальных услуг в 2012 году составит 67,5 рубля, в 2013 году - 72,6 рубля, в 2014 году - 77,7 рубля.
Надо заметить, что первоначально было установлено, что федеральный стандарт на 2012 год составлял меньшую сумму. Однако, проанализировав реальные затраты домохозяйств на услуги ЖКХ в текущем году, а также учтя обновленный прогноз Минэкономразвития по изменению затрат жилищно-коммунальной сферы, в правительстве пришли к выводу о необходимости скорректировать стоимостные стандарты. Кроме того, в новых стандартах было учтено и то, что за последние годы не просто выросли сами цены за коммунальные услуги, люди стали реально больше получать таких услуг. Где-то провели газ, где-то соорудили канализацию... Соответственно, люди стали больше платить.

Вопрос 5. Введена административная ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации управляющими компаниями

Внесены важные для граждан изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Для управляющих компаний введены штрафы за сокрытие информации от жильцов. Закон был инициирован правительством России. Для простых граждан, живущих в многоэтажных домах, это очень важные поправки.
До сих пор управляющие компании часто скрывали информацию, которая касается их деятельности. В результате жильцы про их обычно дорогую работу ничего толком не знали. Выяснить подробности в цифрах и фактах жильцам обычно удавалось лишь в суде.
Управляющие организации обязаны обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, о выполняемых работах по содержанию и ремонту общедомового имущества, об их стоимости, и расходовании денежных средств. Привлечь же к ответственности нарушителей этой нормы было нельзя - это не было урегулировано законодательством.
Теперь в Кодекс дополнена статья - "Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами". Что будет, если управляющая компания все-таки скроет информацию, которая касается жителей многоквартирного дома?
Во-первых, можно расстаться с немаленькими деньгами. Расплатиться придется как отдельным должностным лицам, так и самой управляющей компании. Во-вторых, весьма вероятны проблемы с карьерой - закон запретит на некоторое время работать в системе ЖКХ.
В законе сказано следующее - нарушение требований законодательства о раскрытии информации управляющими компаниями - это нарушение порядка, способов и сроков раскрытия информации либо ее раскрытие не в полном объеме или предоставление недостоверной информации.
Все перечисленное влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей на юридических лиц, т.е. самих управляющих компаний - от 250 тысяч до трехсот.
За повторное нарушение должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3-х лет.

Вопрос 6. Введена административная ответственность за нарушение правил подключения к коммунальным сетям

Второй пакет важных поправок в Административный кодекс касается нарушений правил подключения к коммунальным сетям.
Кодекс дополнен статьей "Нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения".
Под нарушением указанных правил имеется в виду несоответствие технических условий подключения, предлагаемых потребителю, по сравнению с действующими правилами, нарушение сроков представления потребителю проекта договора или технических условий, а также необоснованный отказ в заключении договора присоединения к сетям. За это установлены серьезные штрафы для должностных лиц.
Им придется раскошелиться на сумму от 10-ти до 40 тысяч рублей. Коммунальным службам это выйдет дороже - от 100 до 500 тысяч рублей. За повторное в течение года нарушение этих правил размер штрафа будет увеличен - на должностных лиц от 40 до 50-ти тысяч рублей. Коммунальные службы могут быть оштрафованы на сумму от 600 тысяч до 1 миллиона рублей.
В поправках также сказано, какие органы будут рассматривать дела о новых нарушениях, появившихся в Административном кодексе. Так, нарушения правил раскрытия информации управляющими компаниями рассматривают органы, осуществляющие контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда - это управление государственной жилищной инспекции. А дела о повторных аналогичных правонарушениях уже будут рассматривать судьи.
Дела о нарушении правил подключения к коммунальным сетям будут рассматривать антимонопольные органы.

Начальник юридического отдела
Общественного движения
"Ассоциация потребителей
Пензенской области"
Ю.С.ВАСИЛЬЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Разъяснение> Ассоциации потребителей Пензенской обл. от 27.01.2012
<Правовые новшества в сфере защиты прав потребителей. О новых федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, о новых видах административной ответственности в сфере ЖКХ>

Вопрос 1. Результаты заседания Президиума Госсовета РФ об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей
Вопрос 2. Планируемые изменения законодательства о защите прав потребителей
Вопрос 3. Госдума приняла законопроект о создании Патентного суда
Вопрос 4. Правительство РФ утвердило новые федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012 - 2014 годы
Вопрос 5. Введена административная ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации управляющими компаниями
Вопрос 6. Введена административная ответственность за нарушение правил подключения к коммунальным сетям

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru