Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Орловская область


СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ОРЛА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2012 года

18 января 2012 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Макаровой О.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда города Орла гражданское дело по заявлению прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим и неподлежащим применению п. 1 ст. 19 Положения о статусе Орловского городского Совета народных депутатов в части установления порядка привлечения депутата городского Совета на территории г. Орла к административной ответственности,

установил:

Прокурор Советского района г. Орла обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим и неподлежащим применению п. 1 ст. 19 Положения о статусе Орловского городского Совета народных депутатов в части установления порядка привлечения депутата городского Совета на территории г. Орла к административной ответственности. В обоснование заявления указал, что прокуратурой Советского района г. Орла проведена проверка соответствия федеральному законодательству Положения о статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов, утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 21/317-ГС (ред. от 28.04.2011 г.). Проверкой было установлено, что данным пунктом Положения устанавливает дополнительные, не предусмотренные федеральными законами гарантии прав депутатов Орловского городского Совета при привлечении их к административной ответственности. Действующее федеральное законодательство не устанавливает каких-либо особых условий привлечения депутатов представительных органов местного самоуправления к административной ответственности. Пункт 1 статьи 19 Положения, определяющий особый порядок привлечения депутатов представительного органа местного самоуправления к административной ответственности, противоречит требованиям части 8 статьи 40 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. В связи с изложенным, прокурором района в соответствии со ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ" 29.06.2011 г. был принесен протест на имя председателя Орловского городского Совета народных депутатов с требованием привести в соответствие с федеральным законодательством пункт 1 статьи 19 Положения "О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов", утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 21/317-ГС. При этом в протесте было указано на необходимость его обязательного рассмотрения на ближайшем заседании Совета. <...> в адрес прокуратуры района был направлен проект решения Орловского городского Совета народных депутатов "О внесении изменений в Положение "О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов", разработанный во исполнение требований прокурора, изложенных в протесте. Данный проект НПА был рассмотрен на <...> заседании городского Совета народных депутатов, которое состоялось <...>. Однако проект решения Орловского городского Совета народных депутатов "О внесении изменений в Положение "О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов" не был принят депутатами городского Совета. В дальнейшем, с учетом результатов рассмотрения данного вопроса на заседании комитета по правовому регулированию местного самоуправления, которое состоялось <...>, проект решения "О внесении изменений в Положение "О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов" был уточнен и повторно внесен для рассмотрения на <...> заседание городского Совета. При принятии повестки дня заседания городского Совета данный вопрос депутатами был из нее исключен. Таким образом, в нарушение вышеизложенных требований закона на сегодняшний день протест прокурора от <...> Орловским городским Советом народных депутатов не рассмотрен, требования прокурора, изложенные в нем, не удовлетворены. Как видно из оспариваемого п. 1 ст. 19 Положения о статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов, утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 21/317-ГС (ред. от 28.04.2011), в нем установлены особые условия привлечения депутатов Орловского городского Совета народных депутатов к административной ответственности, что свидетельствует о распространении указанных норм в качестве обязательных в отношении неопределенного круга лиц и о неоднократном их применении. Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 21/317-ГС (ред. от 28.04.2011 г.) было опубликовано в <...> и является нормативным правовым актом. Просил суд признать пункт 1 статьи 19 Положения о статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов, утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 г. № 21/317-ГС (ред. от 28.04.2011 г.), в части установления порядка привлечения депутата городского Совета на территории г. Орла к административной ответственности недействующим и неподлежащим применению.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Орла Климова К.Б. заявленные требования поддержала в полном объеме. Просила суд признать пункт 1 статьи 19 Положения о статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов, утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 21/317-ГС (ред. от 28.04.2011), в части установления порядка привлечения депутата городского Совета на территории г. Орла к административной ответственности недействующим и неподлежащим применению.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Орловского городского Совета народных депутатов по доверенности Б. заявленные требования не признал, суду пояснил, что Орловским городским Советом народных депутатов на <...> заседании городского Совета, которое состоялось <...>, в целях удовлетворения требований прокурора, изложенных в протесте от <...>, был рассмотрен проект решения "О внесении изменения в положение "О статусе депутатов Орловского городского Совета народных депутатов". Однако проект решения не был принят депутатами городского Совета. Ряд депутатов высказали позицию, что действующее законодательство и в частности Конституция РФ не исключает возможности наличия данной нормы. В дальнейшем проект решения был уточнен и повторно внесен для рассмотрения на заседание городского Совета. При принятии повестки дня заседания городского Совета данный вопрос депутатами был из нее исключен. Просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что решением Орловского городского Совета народных депутатов № 21/317-ГС от 30.08.2007 года, принято Положение "О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов".
Согласно п. 1 ст. 19 вышеуказанного Положения, в соответствии с федеральным законом депутат городского Совета на территории г. Орла не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу, личному досмотру без согласия прокурора Орловской области, за исключением случаев задержания на месте преступления, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условии для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 5.1).
Согласно ч. 8 ст. 40 вышеуказанного Закона гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
В силу ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
При привлечении депутата представительного органа местного самоуправления к административной ответственности гарантии на федеральном уровне, установленные федеральными законами, отсутствуют.
Прокурором Советского района г. Орла на имя председателя Орловского городского Совета народных депутатов <...> был принесен протест с требованием привести на ближайшем заседании Совета в соответствие с федеральным законодательством пункт 1 статьи 19 Положения "О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов", утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 21/317-ГС.
<...> в адрес прокуратуры Советского района г. Орла был направлен проект решения Орловского городского Совета народных депутатов "О внесении изменений в Положение "О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов", разработанный во исполнение требований прокурора, изложенных в вышеуказанном протесте.
В соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ" от 17.01.1992 № 2202-1 протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.
Данный проект НПА был рассмотрен на шестом заседании городского Совета народных депутатов, которое состоялось <...>. Однако проект решения Орловского городского Совета народных депутатов "О внесении изменений в Положение "О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов" не был принят депутатами городского Совета.
В дальнейшем, с учетом результатов рассмотрения данного вопроса на заседании комитета по правовому регулированию местного самоуправления, которое состоялось <...>, проект решения "О внесении изменений в Положение "О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов" был уточнен и повторно внесен для рассмотрения на <...> заседание городского Совета.
При принятии повестки дня заседания городского Совета данный вопрос депутатами был из нее исключен.
Таким образом, в нарушение вышеизложенных требований закона протест прокурора от <...> Орловским городским Советом народных депутатов не рассмотрен, требования прокурора, изложенные в нем, не удовлетворены.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим полностью или в части (ст. 251 ГПК РФ).
Как видно из оспариваемого п. 1 ст. 19 Положения о статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов, утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 21/317-ГС (ред. от 28.04.2011), в нем установлены особые условия привлечения депутатов Орловского городского Совета народных депутатов к административной ответственности, что противоречит действующему законодательству.
Таким образом, пункт 1 статьи 19 Положения, определяющий особый порядок привлечения депутатов представительного органа местного самоуправления к административной ответственности, устанавливает дополнительные, не предусмотренные федеральными законами гарантии прав депутатов при привлечении их к административной ответственности, что противоречит требованиям части 8 статьи 40 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.
На основании изложенного, суд считает заявленные требования правомерными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим и неподлежащим применению п. 1 ст. 19 Положения о статусе Орловского городского Совета народных депутатов в части установления порядка привлечения депутата городского Совета на территории г. Орла к административной ответственности - удовлетворить.
Признать пункт 1 статьи 19 Положения о статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов, утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 21/317-ГС (ред. от 28.04.2011 г.), в части установления порядка привлечения депутата городского Совета на территории г. Орла к административной ответственности недействующим и неподлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Полный текст решения изготовлен <...>.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:
О.В.МАКАРОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Советского районного суда города Орла от 18.01.2012
О признании недействующим и неподлежащим применению пункта 1 статьи 19 Положения о статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов, утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 21/317-ГС, в части установления порядка привлечения депутата городского Совета на территории г. Орла к административной ответственности.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru