Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2011 г. по делу № А47-6946/2011

Резолютивная часть решения объявлена "28" ноября 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме "5" декабря 2011 г.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи И.А. Малышевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Г. Карпенко,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области, г. Бузулук Оренбургской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Благо", г. Бузулук Оренбургской области задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, в сумме 3 111 руб. 06 коп.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Заявитель извещен о месте и времени судебного разбирательства в порядке ч.ч. 1, 3 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Ответчик считается надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства в порядке п. 3 ч. 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ по единственному известному арбитражному суду юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области, г. Бузулук Оренбургской области (далее по тексту - налоговый орган, инспекция, заявитель, МРИ ФНС РФ № 3 по Оренбургской области) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Благо", г. Бузулук Оренбургской области (далее по тексту - ответчик, налогоплательщик, общество, ООО "Благо") задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, в сумме 3 111 руб. 06 коп.
Указанная недоимка, числившаяся на лицевых счетах общества по состоянию на 01.07.2008, была выявлена налоговым органом по результатам анализа лицевых счетов ответчика по состоянию на 01.07.2008, отраженным в справке № 5454 от 03.08.2011, составленной по данным оперативного учета ООО "Благо".
По итогам анализа лицевых счетов ответчика по состоянию на 01.08.2011 инспекцией также было установлено и отражено в справке № 5453 от 03.08.2011, что сумма задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, осталась неизменной.
На уплату указанной выше недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, налоговым органом в адрес налогоплательщика 25.06.2006 было выставлено требование об уплате налога № 9805 по состоянию на 25.06.2006 (далее по тексту - требование № 9805), которым ответчику было предложено уплатить в срок до 29.06.2006 задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, в общей сумме 3 111 руб. 06 коп.
Меры по взысканию недоимки в бесспорном порядке, по имеющимся в материалах дела сведениям, инспекцией до обращения в арбитражный суд не принимались.
Пени и налоговые санкции ко взысканию в рамках настоящего дела не предъявлены.
Ответчик отзыв на заявление не представил, в связи с чем суд рассматривает дело на основании имеющихся в нем документов в порядке, установленном ч. 4 ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования, исходя из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В нарушение положений указанной нормы права заявитель не представил в материалы дела документов, подтверждающих наличие оснований для начисления недоимки, предъявленной ко взысканию в рамках данного дела, ссылаясь на истечение срока их хранения.
Из содержания требования № 9805 следует, что ко взысканию в рамках данного дела инспекцией предъявлена недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, с установленными сроками ее уплаты: 15.07.2005, 17.07.2005, 15.09.2005 и 16.01.2006.
Однако, периоды образования и суммы недоимки по единому социальному налогу из представленных инспекцией документов установить невозможно, поскольку в деле отсутствуют доказательства ее начисления налогоплательщиком самостоятельно либо налоговым органом по результатам мероприятий налогового контроля, необходимые для установления оснований для ее начисления и взыскания (расчеты, декларации, решения, принятые по результатам проведения камеральных и выездных налоговых проверок, платежные документы), вследствие чего арбитражный суд лишен реальной возможности проверить обоснованность начисления сумм недоимки, предъявленных ко взысканию в рамках данного дела.
Таким образом, в нарушение ст. 65, ч. 4 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ инспекцией не представлено доказательств обоснованности и правомерности начисления суммы единого социального налога, предъявленной ко взысканию в рамках данного дела в качестве недоимки.
Кроме того, налоговым органом нарушены пресекательные сроки взыскания единого социального налога. Выводы арбитражного суда в данной части основаны на следующем.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать суммы недоимки по налогам в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Из требования № 9805 и расчета задолженности, по которой истек срок взыскания, ООО "Благо" следует, что предъявленные налоговым органом ко взысканию в рамках данного дела суммы единого социального налога начислены по расчетам за 3 - 4 кварталы 2005 года, в связи с чем суд руководствуется положениями Налогового кодекса РФ, приведенными в редакциях, действовавших в до 25.06.2006, то есть в те периоды, когда были произведены спорные начисления, а также на момент выставления требования об уплате налога.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ (в соответствующей редакции) обязанность по уплате налога налогоплательщик должен исполнить самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
По общему правилу, закрепленному в статье 45 Налогового кодекса РФ, взыскание налогов с коммерческой организации производится в бесспорном (внесудебном) порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ.
Исключения из общего правила о бесспорном (внесудебном) порядке взыскания налоговыми органами с налогоплательщиков налогов приведены в пункте 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ (в настоящее время - пункт 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ), а также пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ.
В нормах названных статей указаны случаи, когда налоговые органы не вправе взыскивать налог с налогоплательщиков-организаций во внесудебном порядке и обязаны обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки.
Мерами принудительного характера, применяемыми в бесспорном порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, и направленными на исполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов либо налоговым агентом обязанностей, установленных налоговым законодательством, являются направление ему требования об уплате налогов, принятие налоговым органом решений о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. ст. 46, 47, 69, 70 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 3 ст. 46, п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ (в соответствующей редакции) решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган мог обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. При этом пропуск налоговым органом, не реализовавшим полномочия на бесспорное взыскание недоимки, срока обращения в суд свидетельствовал об утрате им возможности принудительного исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога в связи с пресекательным характером данного срока, который не подлежал восстановлению в соответствии с положениями перечисленных выше норм права в редакциях, действовавших до 25.06.2006.
Таким образом, налоговый орган утрачивал право применения мер принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате недоимки в случае, если им в установленные сроки не были приняты меры по бесспорному взысканию недоимки и пропущен срок обращения в суд с иском о ее взыскании.
Поскольку недоимка по единому социальному налогу, предъявленная ко взысканию в рамках данного дела, сформировалась по состоянию на 16.01.2006, то есть в тот период, когда сроки взыскания носили пресекательный характер, истечение данных сроков исключает возможность ее взыскания.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения требований налогового органа.
Заявленное инспекцией ходатайство о восстановлении пропущенного срока на взыскание удовлетворению не подлежит ввиду пресекательного характера сроков, предусмотренных положениями ст. ст. 46 - 48 Налогового кодекса РФ, в редакциях, действовавших в период возникновения у ответчика обязанности по уплате недоимки.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истолкованному применительно к п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В то же время пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом, срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ, для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Имея в виду, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
Вступление же в силу Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", которым включены в п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации положения о том, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом, не означает, что действие вышеуказанной нормы имеет обратную силу. В соответствии с общей нормой п. 2 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Учитывая изложенное, суд считает, что ходатайство заявителя о восстановлении срока на подачу заявления в суд о взыскании недоимки удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины арбитражным судом не рассматривается, поскольку заявитель от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 159, 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Ходатайство заявителя о восстановлении срока взыскания недоимки отклонить.
2. В удовлетворении заявленного требования отказать.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
5. Документы в электронном виде могут быть представлены через сервис "Мой арбитр" на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу: http://my.arbitr.ru.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.arbitr.18aac.ru.

Судья
И.А.МАЛЫШЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.12.2011 по делу № А47-6946/2011
Поскольку недоимка по единому социальному налогу, предъявленная ко взысканию в рамках данного дела, сформировалась в тот период, когда сроки взыскания носили пресекательный характер, истечение данных сроков исключает возможность ее взыскания, в удовлетворении заявленных требований судом отказано.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru