Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 октября 2011 г. по делу № 33-10477/2011

Судья: Максименко Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Пряничниковой Е.В.
судей: Нижегородцевой И.Л., Таниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе Т.И.
на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 31 августа 2011 года
гражданское дело по иску Т.И. к Администрации г. Сарова Нижегородской области о признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет как ветерана Великой Отечественной войны и признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Заслушав доклад судьи областного суда П.Е., выслушав объяснения представителя Т.И. - П.Ю., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Министерства социальной политики Нижегородской области - М., просившего обжалуемое решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Т.И. обратился в суд с иском к Администрации г. Сарова Нижегородской области о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах". Заявленные требования мотивированы тем, что Т.И., <...> года рождения, в период с октября 1939 года по август 1971 года проходил службу в С.А., в том числе в период Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года, был награжден медалями и орденом. С 16 октября 2000 года истец является инвалидом 2 группы по общему заболеванию и проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью 57.2 кв. м, принадлежащей в равных долях дочери Т.Л. и внучке Т.А. В указанной квартире зарегистрированы 6 человек, в связи с чем на каждого человека приходится по 9.5 кв. м, что ниже учетной нормы в 11 кв. м. В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945 годов" истец обратился в Администрацию г. Саров с заявлением о принятии его на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, 30 июня 2011 года жилищная комиссия Администрации г. Саров отказала в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, истцу было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Считая отказ незаконным, Т.И. окончательно просил суд: признать Т.И. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и поставить его на учет в органе местного самоуправления г. Саров как ветерана Великой Отечественной войны с 29 июня 2011 года; признать за Т.И. право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", как ветерана Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Администрация г. Сарова Нижегородской области и Министерство социальной политики Нижегородской области исковые требования не признали.
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 31 августа 2011 года постановлено: исковые требования Т.И. к Администрации г. Сарова Нижегородской области о признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет как ветерана Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", как ветерана Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов оставить без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит состоявшееся решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов гражданского дела, Т.И., <...> года рождения, является ветераном Великой Отечественной Войны и инвалидом второй группы по общему заболеванию.
Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", предусматривает меры их социальной поддержки как в натуральной, так и в денежной форме. При этом, данный Федеральный закон с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (пп. "а" - "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 названного закона).
Действовавшая до 01 января 2005 года система мер социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, установленная Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", включала предоставление им дополнительных прав и льгот (ст. 13), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов. Так, наибольший объем мер социальной защиты устанавливался для инвалидов войны (ст. 14), а меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "а" - "ж", "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", т.е. лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (ст. 15), превосходили по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (ст. 17).
Вместе с тем, ст. 15 данного Федерального закона предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Упоминание участников Великой Отечественной войны без деления на отдельные категории как в названии статьи 15 "Меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны", так и в тексте данного нормативного положения допускает распространение его действия на всех лиц, отнесенных законодателем к участникам Великой Отечественной войны (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах").
Именно такой подход к определению сферы действия по кругу лиц положения п. 2 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" после внесения Федеральным законом от 02 января 2000 года № 40-ФЗ в данный Федеральный закон изменений и дополнений и изложения его в новой редакции и получил закрепление в Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года № 69 по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2000 года № 2448).
В частности, в ее п. 2.7 предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), в удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", что и было сделано в отношении удостоверения Т.И.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, однако п. 2 ст. 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, - на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны без разделения на категории, установленные в пп. 1 п. 1 ст. 2 названного закона.
Положениями пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что инвалидам войны, среди мер социальной поддержки предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Указом Президента Российской Федерации № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 1, 2, 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ.

При этом п. 1, 2 и 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривается, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Согласно п. 6 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На территории Нижегородской области предоставление мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с Законом Нижегородской области от 07 июля 2006 года № 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" в форме предоставления жилого помещения либо в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Системное толкование положений Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Закона Нижегородской области от 07 июля 2006 года № 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", свидетельствует о том, что ветераны Великой Отечественной войны и члены их семей, вправе рассчитывать на получение жилого помещения по договору социального найма лишь при условии, если они могут быть отнесены к нуждающимся в жилом помещении, по правилам, установленным ст. 49 - 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно п. 2 решения городской Думы г. Сарова от 17 ноября 2005 года № 151/4-гд "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма" учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 11 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Из материалов гражданского дела усматривается, что Т.И. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и собственником жилого помещения, а проживает в качестве члена семьи собственников дочери Т.Л. и внучки Т.А. в квартире расположенной по адресу: <...>. Указанная квартира находится в собственности, общей площадью 57.2 кв. м. Помимо Т.И., Т.Л. и Т.А. в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают С.И. (муж Т.Л.И.), Б. (внук Т.Л.И.), П.М. (внучка Т.Л.И.).
Таким образом, на каждого члена семьи собственника приходится по 9,53 кв. м, что меньше учетной нормы, установленной решением городской Думы г. Сарова от 17 ноября 2005 года № 151/4-гд.
Поэтому Т.И., вопреки утверждениям суда первой инстанции, вправе состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а так же как ветеран Великой Отечественной войны вправе рассчитывать на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".
Обратные выводы суд первой инстанции о том, что Т.И. имеет право на социальную поддержку только в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О ветеранах" (предоставление жилья в случае выселения из служебного жилого помещения), не может быть приравнен по мерам социальной поддержки по обеспечению жилым помещением к инвалидам войны либо инвалидам боевых действий, на него не распространяются социальные льготы и гарантии, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (инвалиды войны) основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах принятое по делу судебное решение в указанной части не может быть признано законным и обоснованным, и в силу ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362 и ст. 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отмене.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных Т.И. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

определила:

решение Саровского городского суда Нижегородской области от 31 августа 2011 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Т.И. удовлетворить.
Признать Т.И. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и возложить на Администрацию г. Сарова Нижегородской области обязанность поставить его на учет нуждающихся в жилом помещении в качестве ветерана Великой Отечественной войны с 29 июня 2011 года.
Признать за Т.И. право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.


Кассационное определение Нижегородского областного суда от 18.10.2011 по делу № 33-10477/2011
Решение суда об отказе в удовлетворении требований о признании истца нуждающимся в жилом помещении, о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана Великой Отечественной войны и признании за ним права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем отменено, по делу вынесено новое решение - об удовлетворении указанных требований, поскольку факт превышения учетной нормы площади жилого помещения на одного члена семьи собственника жилого помещения установлен.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru