Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 октября 2011 г. по делу № 33-10465

Судья Дружкова А.В.

18 октября 2011 года. Судебная коллегия по гражданским делам
Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи
Погорелко О.В., судей Кузиной Т.А., Пятовой Н.Л.,
при секретаре Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А.
с участием П.Н.А.
дело по кассационной жалобе П.Н.А.
на решение Починковского районного суда Нижегородской области от 6 сентября 2011 года
по делу по иску П.Н.А. к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет федерального бюджета незаконным и о признании права на получение единовременной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета

установила:

П.Н.А. обратился в суд с заявлением о признании решения Министерства социальной политики Нижегородской области об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет федерального бюджета незаконным и о признании права на получение единовременной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, указывая на то, что решением министерства социальной политики Нижегородской области от 27 июля 2011 года № <...> ему было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ № 714 издан 07.05.2008, а не 08.05.2008.

П.Н.А. считает, что данное решение является незаконным, не соответствующим положениям статей 2, 17, 15 ч. 2, 14, 23.2 ФЗ РФ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", нарушающим его права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как участника Великой Отечественной войны, инвалида 2 группы по общему заболеванию, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании П.Н.А. свое заявление поддержал.
Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в суд не явился, о дне слушания извещен, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. В дело представлен отзыв на заявление, согласно которому требования ответчик не признает.
Решением Починковского районного суда Нижегородской области от 6 сентября 2011 года постановлено: В удовлетворении заявления П.Н.А. к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет федерального бюджета незаконным и о признании права на получение единовременной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета отказать.
В кассационной жалобе П.Н.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Кассатор указывает на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав П.Н.А., судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права.
Отказывая в заявленных требованиях, суд 1 инстанции указал, что П.Н.А. проживает в собственном доме, который к числу служебного жилого фонда не относится, в связи с чем в соответствии со ст. 17 ФЗ РФ "О ветеранах" у него не возникло право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Данный вывод не основан на нормах действующего законодательства.
В соответствии с требованиями ст. 195 ч. 1 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 362 ч. 1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года (в редакции Указа Президента РФ № 30 от 09.01.2010 года) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г." постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п.п. "з" п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П.Н.А. проходил действительную военную службу с декабря 1944 года по март 1946 года в отдельном батальоне по охране ВМФ (л.д. 10).
П.Н.А. награжден медалью "За победу над Германией" (л.д. 10, 14).
Указанные обстоятельства подтверждают, что П.Н.А. относится к ветеранам Великой Отечественной войны, а именно военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
В силу Закона РФ "О ветеранах" П.Н.А. имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 указанного закона.
В соответствии с п. 4 ст. 17 Закона РФ "О ветеранах" военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Также судом установлено и из материалов дела следует, что П.Н.А. проживает в жилом доме по адресу: <...>, который принадлежит ему на праве собственности.
Заключением межведомственной комиссии № <...> от 01.11.2010 года. Назначенной постановлением главы местного самоуправления Починковского района Нижегородской области № <...> от 20.11.2007 года, указанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания по результатам его комиссионного обследования (л.д. 7, 8).
Кроме того, П.Н.А. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно с 13 мая 1993 года (л.д. 15).
Указанные обстоятельства по делу не оспаривались.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 4 статьи 17 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ.

Решением Министерства социальной политики Нижегородской области, оформленным письмом № <...> от 27.07.2011 года, П.Н.А. было отказано в оказании содействия в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что данное право в соответствии со ст. 17. 14 ФЗ РФ "О ветеранах" ему не предоставлено.
С данным решением согласился суд 1 инстанции.
Однако, данное решение не соответствует закону, а именно положениям ст. 14, ст. 15 ч. 2, ст. 23.2 ФЗ РФ "О ветеранах".
Следовательно, П.Н.А. может быть предоставлена единовременная денежная выплата, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", который подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 года № 89-О, на заявителя как на участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом 2 группы вследствие общего заболевания, распространяются меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренные в ст. 14 Федерального закона "О ветеранах".
Статьей 23.2 ФЗ РФ "О ветеранах" предусмотрены следующий порядок обеспечение мерами социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем:
1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
3.1. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, П.Н.А. как участнику Великой Отечественной войны, инвалиду 2 группы по общему заболеванию, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
При данных обстоятельствах, в соответствии со ст. 254 - 258 ГПК РФ, ст. 14, 15 ч. 2, 17, 23.2 ФЗ РФ "О ветеранах", учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом 1 инстанции на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое по делу решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Починковского районного суда Нижегородской области от 6 сентября 2011 года по настоящему делу отменить и принять новое решение.
Заявление П.Н.А. к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет федерального бюджета незаконным и о признании права на получение единовременной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета удовлетворить.
Признать решение Министерства социальной политики Нижегородской области от 27 июля 2011 года № 5257 об отказе в предоставлении П.Н.А. единовременной денежной выплаты на приобретение (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета незаконным.
Признать за П.Н.А. право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.


Определение Нижегородского областного суда от 18.10.2011 по делу № 33-10465
Решение суда об отказе в удовлетворении предъявленных к министерству социальной политики области требований о признании незаконным решения министерства об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет федерального бюджета и о признании за истцом права на получение указанной выплаты отменено, по делу вынесено новое решение - об удовлетворении названных требований, так как факт наличия у истца статуса участника Великой Отечественной войны и факт непригодности его дома для проживания подтверждены материалами дела.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru