Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2011 г. по делу № А33-16544/2010

Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2011 года.
В окончательной форме решение изготовлено 02 марта 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "РИК", Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
об оспаривании в части решения № 51-11-10 от 14.09.2010, предписания № 51-11-10 от 14.09.2010,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
общества с ограниченной ответственностью "РИК",
Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы",
общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис"
при участии в судебном заседании
от заявителей:
представителя общества с ограниченной ответственностью "РИК" Ибрагимова А.Х., действующего на основании доверенности от 13.09.2010,
представителя Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" Кашуба В.Н., действующего на основании доверенности от 07.02.2011 № 123,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" Исаева А.Х., действующего на основании доверенности от 11.10.2010,
от ответчика:
Капсудина Е.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2011 № 11;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
представителя общества с ограниченной ответственностью "РИК" Ибрагимова А.Х., действующего на основании доверенности от 13.09.2010,
представителя Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" Кашуба В.Н., действующего на основании доверенности от 07.02.2011 № 123,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" Исаева А.Х., действующего на основании доверенности от 11.10.2010,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РИК", Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю об оспаривании решения № 51-11-10 от 14.09.2010 в части признания заявителей нарушившими пункт 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", передачи копий материалов дела № 51-11-10 уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении указанных юридических лиц дел об административном правонарушении по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, передачи копий материалов дела № 51-11-10 в Главное следственное управление при Главном управлении внутренних дел по Красноярскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц заявителей к уголовной ответственности по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации. Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" заявило также о признании недействительным решения № 51-11-10 от 14.09.2010 в части выдачи обязательного для исполнения предписания, а также о признании недействительным предписания № 51-11-10 от 14.09.2010.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 16 часов 30 минут 21.02.2011 до 13 часов 30 минут 22.02.2011. По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 1, зал судебного заседания 316.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "РИК" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092468001878, расположено по адресу: г. Красноярск, ул. Взлетная, дом 5, строение 1; осуществляет, в том числе, деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг: подготовка к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронными бюро (устав, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.09.2010 № 21201А/2010).
Общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402471134, расположено по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, 22; осуществляет деятельность по оказанию услуг населению, а также иную незапрещенную законом деятельность (устав, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.07.2010 № 17162А/2010).
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1032402947378, расположено по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 35, осуществляет медицинскую деятельность по видам работ и услуг согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе организацию и проведение медицинских экспертиз, оказывает платные услуги, перечень которых устанавливается учредителем (устав, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 24 за номером 005270572).
Согласно перечню платных услуг, утвержденному Министром здравоохранения Красноярского края 17.12.2008, Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" вправе осуществлять, в том числе следующие работы (услуги):
- транспортировка тел умерших;
- бальзамирование тел умерших;
- сохранение невскрытого тела умершего;
- санитарная и косметическая обработка тел умерших.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 03.12.2009 № 867 "О проведении контрольного мероприятия" в связи с рассмотрением заявления общества с ограниченной ответственностью "Похоронное агентство" проведена внеплановая проверка соблюдения антимонопольного законодательства Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы".
В связи с выявлением во время проведения внеплановой проверки факта согласованных действий Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" с обществом с ограниченной ответственностью "РИК" и обществом с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" по оказанию ритуальных услуг на территории Красноярского края, приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю № 29 от 22.01.2010 в отношении указанных лиц возбуждено дело № 51-11-10 по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю № 51-11-10 от 14.09.2010 общество с ограниченной ответственностью "РИК", Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" и общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" признаны нарушившими пункт 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" выдано предписание № 51-11-10 от 14.09.2010 о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно:
- не допускать использование государственного имущества Красноярского края - нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 (зал прощания, поминальный киоск) коммерческими организациями без надлежащего оформления документов и без процедуры предусмотренной Законом о защите конкуренции;
- исключить факты предоставления коммерческим организациям государственного имущества (оборудования, инвентаря), приобретенного за счет бюджетных средств;
- не допускать использование коммерческими организациями без надлежащего оформления документов и без проведения процедуры, предусмотренной Законом о защите конкуренции, площадей морфологического корпуса КрасГМА по адресу: ул. Партизана Железняка, 1 "ж", переданных Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" Красноярской государственной медицинской академией.
Несогласие с вышеуказанным решением в части, относящейся к обществу с ограниченной ответственностью "РИК", Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", обществу с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис", а также несогласие Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" с предписанием явилось поводом для обращения указанных лиц в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемыми заявлениями.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить одновременное наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предметом настоящего Федерального закона является определение организационных и правовых основ защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" целью Закона является свобода экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как следует из оспариваемого в части решения, заявители признаны нарушившими пункт 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По пункту 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; под соглашением - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме; под признаками ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке; под товарным рынком - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Как следует из текста оспариваемого в части решения, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю сделан вывод о вменяемом заявителям нарушении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с заключением договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 и реализации их после формального расторжения, что привело к созданию препятствий для доступа на рынок ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара города Красноярска.
Согласно договору о сотрудничестве от 13.03.2009, заключенному между Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" (бюро) и обществом с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" (общество), указанный договор заключен в целях оптимизации функционирования бюро за счет сосредоточения им усилий на ведении основной уставной деятельности (пункт 1.1). В соответствии с пунктом 2.2 договора бюро передает обществу функции (услуги) по бальзамированию тел умерших, сохранению невскрытого тела умершего, санитарной и косметической обработке тел умерших, а общество обязуется предоставить Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" необходимые услуги, оборудование и иное, связанное с выполнением уставных задач бюро. По пункту 2.4 договора сотрудничество осуществляется по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 (павильон). Срок действия договора, исходя из пунктов 4.1, 4.2, установлен до 31.12.2009 с возможностью его продления на тех же условиях на неопределенный срок.
Соглашением от 24.06.2009 о расторжении договора о сотрудничестве от 13.03.2009 стороны договора - Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" и общество с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" согласились расторгнуть с 24.06.2009 договор о сотрудничестве.
Договор о сотрудничестве, содержащий условия, аналогичные условиям договора от 13.03.2009, заключен 27.04.2009 Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" с обществом с ограниченной ответственностью "РИК".
Соглашением от 24.06.2009 о расторжении договора о сотрудничестве от 27.04.2009 Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" и общество с ограниченной ответственностью "РИК" расторгли с 24.06.2009 договор от 27.04.2009.
Заявляя о продолжении исполнения сторонами условий договоров от 13.03.2009 и от 27.04.2009 после их формальных расторжений, Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю сослалось на наличие, в том числе следующих доказательств:
- акта ознакомления с производственным (служебным) помещением от 03.12.2009, согласно которому в помещении регистратуры, расположенном в отделе судебно- медицинской экспертизы трупов Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 "ж" (морфологический корпус), в нише рабочего стола фельдшера отдела экспертизы трупов (рабочее место регистратора) обнаружены проекты договоров - заказов на оказание платных ритуальных и дополнительных услуг умершему с указанием перечня оказываемых услуг, подписанные директором общества с ограниченной ответственностью "РИК" и заверенные печатью указанного общества;
- объяснений от 03.12.2009 фельдшера отдела экспертизы трупов Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" Бабушкина Я.А., являющегося с 15.12.2009 сотрудником общества с ограниченной ответственностью "РИК";


- акта № 191/2009 по результатам внеплановой проверки от 31.12.2009 Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", содержащего указание на акт ознакомления с производственным (служебным) помещением от 03.12.2009 и объяснения Бабушкина Я.А. от 03.12.2009;
- приказа исполняющего обязанности начальника Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно- медицинской экспертизы" от 23.04.2009 № 67 о запрете присутствия в специальных помещениях структурных подразделений бюро лиц, не имеющих отношения к производству экспертиз (исследований);
- договора аренды нежилых помещений (зала прощания, киоска) для использование под оказание ритуальных услуг населению Красноярского края, расположенных в павильоне по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 "ж", от 25.06.2009, заключенного между Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" и обществом с ограниченной ответственностью "РИК", действующий с 25.06.2009 до 24.07.2009; соглашения от 07.05.2010 о расторжении договора аренды от 25.06.2009;
- договора аренды от 01.12.2009 между ГОУ ВПО "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" и обществом с ограниченной ответственностью "РИК", согласно которому обществу передается в аренду нежилое помещение в доме 1 "ж" по ул. Партизана Железняка г. Красноярска для оказания ритуальных услуг;
- перечня ритуальных и дополнительных услуг (с указанием их стоимости), оказываемых обществом с ограниченной ответственностью "РИК";
- договора-заказа № 002523 от 21.06.2010, заключенного обществом с ограниченной ответственностью "РИК" с Гладышевой Т.В., квитанции № 050473 серии АА от 21.06.2010 на получение от Гладышевой Т.В. денежных средств в сумме 5400 руб. за оказанную услугу (подготовку тела к захоронению);
- договора аренды от 25.06.2009, заключенного Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" с обществом с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис", по условиям которого общество принимает в аренду нежилое помещение (поминальная), находящееся в павильоне по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 "ж", для оказания ритуальных услуг населению Красноярского края, на срок до 24.07.2009; соглашения от 07.05.2010 о расторжении договора аренды от 25.06.2009;
- договора о сотрудничестве от 01.04.2003 между Красноярской государственной медицинской академией и Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", по условиям которого Красноярская государственная медицинская академия предоставляет Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" площади в морфологическом корпусе академии по адресу: г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 "ж" (первый этаж, 4 кабинета второго этажа, 15 кабинетов пятого этажа, подвальные помещения западного крыла здания) для осуществления бюро производственной деятельности;
- приказа ГУВД по Красноярскому краю от 25.09.2009 "Об утверждении Инструкции о порядке действий сотрудников ОВД края при поступлении сообщений об обнаружении трупов при отсутствии данных, указывающих на признаки преступления", Инструкции о порядке действий сотрудников ОВД края при поступлении сообщений об обнаружении трупов при отсутствии данных, указывающих на признаки преступления, согласно которой оперативный дежурный ОВД при получении сообщения об обнаружении трупа и отсутствии данных, указывающих на признаки преступления, обязан занести в графу № 6 КУСП данные о времени сообщения и должностном лице подразделения Красноярского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы, принявшем информацию.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает, что они не подтверждают вывод Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, изложенный в оспариваемом в части решении, о нарушении заявителями пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в заключении договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 и реализации их после формального расторжения, что воспрепятствовало иным хозяйствующим субъектам доступу на рынок ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара города Красноярска.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", устанавливающий в соответствии со положениями статьи 1 основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
Согласно статье 3 указанного Закона, погребением являются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
Частью 2 статьи 5, статьей 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" закреплено, что действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, при этом исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего.
Исходя из положений части 1 статьи 9 названного Федерального закона супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
По части 2 указанной статьи услуги по погребению, перечисленные в части 1 статьи 9 Закона, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Постановлением администрации г. Красноярска от 11.07.1996 № 676 "О порядке реализации Федерального закона "О погребении и похоронном деле" специализированной службой по вопросам похоронного дела в городе Красноярске определено муниципальное предприятие "Компания ритуальных услуг".
Положением по муниципальному предприятию "Компания ритуальных услуг" о реализации Федерального закона "О погребении и похоронном деле", утвержденным Постановлением администрации г. Красноярска от 11.07.1996 № 676 также закреплено, что муниципальное предприятие "Компания ритуальных услуг" является специализированной службой по вопросам похоронного дела в г. Красноярске, оказывающей безвозмездно следующие услуги:
- оформление документов, необходимых для погребения;
- предоставление гроба;
- доставка гроба и других принадлежностей по адресу, указанному заказчиком;
- перевозка тела умершего на кладбище к месту захоронения от дома или морга (без выноса тела с места жительства);
- предоставление могилы и захоронение на плановом участке в порядке очередности, установленной планировкой кладбища.
Согласно ГОСТу Р 53107-2008 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 516-ст, подготовкой тел умерших или погибших к погребению является комплекс работ, проводимых с телом умершего или погибшего перед погребением; в состав основных работ по подготовке тел умерших или погибших к погребению входят санитарно-гигиенические услуги, бальзамирование, реставрационные, парикмахерские работы, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб и т.д.; бальзамирование - это обработка тела умершего или погибшего с использованием специальных средств для его сохранения; парикмахерские работы - косметическая и стилистическая обработка тела умершего или погибшего, постижерные работы.
Таким образом, услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших не входят в перечень услуг, оказываемых безвозмездно специализированной службой.
Следовательно, вышеперечисленные услуги вправе оказывать любые субъекты предпринимательской деятельности, изъявившие желание осуществлять соответствующую деятельность.
Как следует из материалов дела, предметом договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009, заключенных Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" с обществом с ограниченной ответственностью "РИК" и обществом с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис", явилась передача бюро указанным обществам функций (услуг) по бальзамированию тел умерших, сохранению невскрытого тела умершего, санитарной и косметической обработке тел умерших.
Вместе с тем, отказ Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" от оказания вышеперечисленных услуг, не предоставляет бюро право передавать полномочия на осуществление подобных услуг другим хозяйствующим субъектам, так же как не наделяет этих субъектов правомочием на оказание соответствующих услуг только в случае подписания договоров с Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы".
В связи с изложенным, суд признает обоснованным довод общества с ограниченной ответственностью "РИК" о ничтожности вышеуказанных договоров и необходимости применения к ним последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, договоры о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 не подтверждают факт наличия между заявителями соглашений, препятствующих доступу на рынок оказания ритуальных услуг в г. Красноярске иным хозяйствующим субъектам.
Более того, доказательства осуществления обществом с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" каких-либо действий по исполнению условий договора о сотрудничестве от 13.03.2009 в материалах дела отсутствуют.
Другие представленные в материалы дела доказательства также не свидетельствуют о правомерности изложенных в частично оспариваемом решении выводов.
Суд соглашается с доводом Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" о нарушении Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю положений статьи 25.3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при оформлении акта ознакомления с производственным (служебным) помещением от 03.12.2009.
В соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица. Осмотр осуществляется в присутствии не менее чем двух понятых, в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. По результатам осуществления осмотра составляется протокол.
Согласно статье 25.5 Федерального закона протокол подписывается составившим его должностным лицом антимонопольного органа, а также всеми лицами, участвовавшими в проведении действий и присутствовавшими при этом. Копия протокола вручается или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу.
Имеющийся в материалах дела акт ознакомления с производственным (служебным) помещением от 03.12.2009 не подписан понятыми, что свидетельствует о проведении осмотра и подготовки соответствующего документа по его результатам с нарушением законодательно установленных требований.
Принимая во внимание вышеизложенное, акт ознакомления с производственным (служебным) помещением от 03.12.2009 не является надлежащим доказательством по делу о нарушении антимонопольного доказательства, не подтверждает изложенные в нем обстоятельства.
Письменные объяснения Бабушкина Я.А. от 03.12.2009 об осуществлении им деятельности как от имени Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", так и от имени общества с ограниченной ответственностью "РИК", учитывая наличие в деле договора аренды от 01.12.2009, заключенного между Красноярским государственным медицинским университетом и обществом с ограниченной ответственностью "РИК" о передаче в аренду обществу нежилого помещения в доме 1 "ж" по ул. Партизана Железняка г. Красноярска для оказания ритуальных услуг, не свидетельствуют о наличии соглашения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", между обществом с ограниченной ответственностью "РИК" и бюро.
Иные представленные в дело доказательства, в том числе договоры аренды от 25.06.2009, могут свидетельствовать о наличии иных нарушений, но не подтверждают факт наличия запрещенных антимонопольным законодательством соглашений между заявителями.
Доказательства, полученные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в рамках иной проверки Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", проведенной после принятия решения по делу № 51-11-10 (в том числе объяснения от 23.12.2010, протокол осмотра от 23.12.2010, объяснения от 21.01.2011), не принимаются арбитражным судом в связи с их несоответствием принципам относимости и допустимости доказательств, закрепленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Приведенный в частично оспариваемом решении размер дохода, полученного общества с ограниченной ответственностью "РИК" в период с 31.03.2010 по 08.07.2010, по мнению суда, является необоснованным, поскольку представленные в подтверждение указанного обстоятельства страницы документа, содержащие указание на даты, номера, фамилии умерших, суммы и название фирм, не свидетельствуют о принадлежности документа указанному обществу.
Какие-либо иные доказательства в обоснование изложенного в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, требования заявителей о недействительности оспариваемого в части решения являются правомерными, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю № 51-11-10 от 14.09.2010 не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушает права и охраняемые законом интересы заявителей.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
С целью реализации вышеуказанных функций согласно статье 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Оспариваемым предписанием № 51-11-10 от 14.09.2010 Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю предписало Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" не совершать действия, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Принимая во внимание недействительность оспариваемого в части решения, выданное на его основе Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" предписание также является недействительным.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
По статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным для организаций составляет 2 000 рублей.
При обращении в арбитражный суд с заявлениями обществом с ограниченной ответственностью "РИК" произведена уплата государственной пошлины в размере 2000 руб. на основании чека-ордера от 20.10.2010; обществом с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" оплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. по чеку-ордеру от 20.10.2010; Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" платежным поручением № 5240 уплачено 4000 руб.
По части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
С учетом изложенного, уплаченная Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы"
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявления общества с ограниченной ответственностью "РИК", Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" удовлетворить.
Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю № 51-11-10 от 14.09.2010 в части признания общества с ограниченной ответственностью "РИК", Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" нарушившим пункт 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выдачи Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" обязательного для исполнения предписания, передачи копий материалов дела № 51-11-10 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью "РИК", Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" дел об административном правонарушении по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, передачи копий материалов дела № 51-11-10 в Главное следственное управление при Главном управлении внутренних дел по Красноярскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц общества с ограниченной ответственностью "РИК", Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" к уголовной ответственности по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также предписание 51-11-10 от 14.09.2010.
Проверено на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Возвратить Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" 2000 руб. государственной пошлины, ошибочно уплаченной по платежному поручению № 5240 от 06.10.2010.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "РИК" 2000 руб. государственной пошлины.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" 2000 руб. государственной пошлины.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Сервис" 2000 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.М.ЧУРИЛИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.10.2011 по делу № А33-16544/2010 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 по делу № А33-16544/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.03.2011 по делу № А33-16544/2010
<Услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших не входят в перечень услуг, предусмотренных Постановлением администрации г. Красноярска от 11.07.1996 № 676, оказываемых безвозмездно специализированной службой, следовательно, вышеперечисленные услуги вправе оказывать любые субъекты предпринимательской деятельности, изъявившие желание осуществлять соответствующую деятельность>


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru