Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 декабря 2010 г. № 616-р

(в ред. Постановления Правительства РК от 31.01.2012 № 24)

1. Утвердить Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года согласно приложению.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, иным органам исполнительной власти Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), руководствоваться Основными направлениями развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми при разработке документов стратегического характера в области агропромышленного комплекса, а также планов мероприятий по их реализации, руководствоваться Основными направлениями развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Республики Коми Бурова А.А.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства РК от 31.01.2012 № 24)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР





Утверждены
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 31 декабря 2010 г. № 616-р
(приложение)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ДО 2020 ГОДА

Введение
Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года разработаны в целях определения ключевых проблем развития агропромышленного комплекса и выработки приоритетов государственной политики в области агропромышленного комплекса, которые позволяют повысить эффективность сельскохозяйственного производства и производств по переработке сельскохозяйственной продукции, а также обеспечить рост качества жизни в сельской местности.
Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года разработаны в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", Законом Республики Коми "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми", постановлением Правительства Республики Коми от 26 марта 2006 г. № 45 "О Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года".
Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года определяют цели, задачи и приоритетные направления формирования эффективного сельского хозяйства, повышения уровня обеспечения пищевыми продуктами высокого качества за счет собственного производства, создание условий для рентабельного ведения отрасли, а также для улучшения качества жизни сельского населения.

1. Анализ состояния агропромышленного комплекса
Республика Коми не относится к регионам, где агропромышленный комплекс занимает доминирующее положение. Сельскохозяйственное производство ведется на территориях с плохо развитой инфраструктурой, особенно транспортной и энергетической, при значительной удаленности от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (концентрированных кормов, семян, удобрений, сельскохозяйственной техники и т.д.), ограниченной доступности этих территорий и разбросанности производителей сельскохозяйственной продукции на большой территории Республики Коми.
Реформы последних лет, как и по всей стране, значительно изменили аграрный сектор в Республике Коми.
На селе появились новые хозяйствующие субъекты, сформировались новые земельные и имущественные отношения. Вместе с тем рыночные преобразования не способствовали развитию отрасли. Объемы производства сельскохозяйственной продукции, поголовье сельскохозяйственных животных снизились по сравнению с уровнем 1990 года в несколько раз.
В структуре продовольственных ресурсов Республики Коми доля ввозимой продукции составляет 88,5 процента. В результате снижения собственного производства Республика Коми вынуждена увеличивать завоз продовольствия.
В настоящее время за счет собственного производства обеспечивается около 27 - 30 процентов потребляемого населением мяса и молока, 98 процентов картофеля, 24 процента овощей и более 70 процентов яиц.
Вместе с тем агропромышленное производство продолжает играть важную роль в обеспечении населения Республики Коми продуктами питания и жизнеобеспечения сельского населения. Присутствие местной сельскохозяйственной продукции на региональном продовольственном рынке препятствует монополизации локальных рынков отдельными поставщиками продукции и является серьезным стабилизирующим фактором сдерживания цен на сельскохозяйственную и пищевую продукцию, ввозимую из других регионов России и иностранных государств.
Принятые в 2005 - 2009 гг. меры по осуществлению государственной поддержки в вопросах кадрового обеспечения агропромышленного комплекса способствовали преодолению сложившихся в отрасли негативных тенденций. За последние три года удалось стабилизировать численность работающих в отрасли. Переломным стал 2006 год, когда число принятых специалистов превысило число уволенных. Впервые за последние годы в отрасль пришло 55 молодых специалистов, обычно эта цифра составляла 40 - 44 человека. Но несмотря на довольно значительный объем выпуска (ежегодный выпуск специалистов с высшим и средним специальным образованием составляет от 270 до 300 человек), ощутим дефицит в отрасли зоотехников, ветеринаров, технологов по переработке мяса и молока. Всего же среднегодовая потребность в специалистах составляет 80 - 100 человек. Потребность агропромышленного комплекса в рабочих кадрах ежегодно составляет порядка 200 человек.
1.1. Сельское хозяйство
По итогам 2008 и 2009 годов индекс производства продукции сельского хозяйства составил 106% и 104% соответственно. В целом за 2005 - 2009 годы производство сельскохозяйственной продукции снизилось на 3 процента.
1.1.1. Растениеводство
Растениеводство в Республике Коми представлено овощеводством открытого и защищенного грунта, выращиванием картофеля и кормопроизводством. За анализируемый период продукция растениеводства уменьшилась на 26 процентов, характерным является снижение производства картофеля и овощей. Тенденция сокращения посевных площадей сохраняется в течение нескольких лет. Средняя урожайность сельскохозяйственных культур в Республике Коми невысокая. Сложившийся уровень урожайности сельскохозяйственных культур в первую очередь обусловлен низким природным плодородием почв. Характерными особенностями почв Республики Коми является высокая кислотность и низкое содержание доступных для растений элементов питания. Из-за отсутствия комплексного подхода к работе с землей ухудшается ее качественное состояние. За пять последних лет внесение минеральных удобрений и органических удобрений сократилось почти в два раза. Из года в год сокращался машинно-тракторный парк. Износ основных видов сельскохозяйственных машин достиг критического значения. Нагрузки на технику превышали нормативные значения более чем в полтора раза. Но в последние два года ситуация изменилась, наметились положительные тенденции по обновляемости технических средств. В 2009 году новой техники поступило в 3,8 раза больше, чем в 2004 году, а списано в 3,6 раза меньше. Особенностью 2009 года является значительное увеличение приобретения современных высокотехнологичных машин. Несмотря на то, что степень износа основных фондов снизилась по сравнению с 2004 годом на 3,4 процента, она остается довольно высокой и составляет более 40 процентов. Из имеющегося парка сельскохозяйственной техники более 10 лет работают 82 процента тракторов, 72 процента кормоуборочных комбайнов, прицепное оборудование изношено на 70 процентов.
Энергообеспеченность в расчете на 100 гектаров посевной площади и энерговооруженность в расчете на одного среднегодового работника в сельском хозяйстве с 2004 года выросла на 27 и 36 процентов соответственно. Рост обусловлен не увеличением энергетических мощностей, а сокращением посевных площадей и численности работников сельскохозяйственных организаций.


2) совершенствование взаимодействия товаропроизводителей с торговыми организациями по увеличению доли реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производимых товаропроизводителями на территории Республики Коми:
а) организации закупок сельскохозяйственной продукции от личных подсобных хозяйств граждан;
б) расширения ярмарочных форм торговли в виде сезонных ярмарок, ярмарок выходного дня, выставочных ярмарок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Республики Коми, а также обеспечения участия организаций агропромышленного комплекса Республики Коми в межрегиональных, международных ярмарках-выставках с перспективой вхождения на продовольственные рынки Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов страны по реализации продукции, производимой в Республике Коми;
в) обеспечению участия производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Коми в размещении заказов на поставку продуктов питания для государственных и муниципальных нужд, в том числе стимулированию заключения прямых долгосрочных контрактов с организациями социальной сферы на поставку сельскохозяйственной продукции и продовольствия от товаропроизводителей Республики Коми;
г) развитию единой системы контроля качества агропродовольственной продукции на всех этапах ее прохождения от поля до конечного потребителя;
д) созданию сельскохозяйственных потребительских сбытовых кооперативов и регионального логистического центра по сбыту сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
5.5. Развитие кадрового обеспечения
Освоение новых технологий и совершенствование управления в агропромышленном комплексе подразумевает, прежде всего, наличие профессиональных кадров. Эта проблема в отрасли существовала всегда, а в последние годы она стала особенно острой. Решение задачи по удовлетворению потребности отрасли в квалифицированных руководителях, специалистах и кадрах рабочих профессий, востребованных в агропромышленном комплексе Республики Коми, должно быть обеспечено за счет:
1) организации переподготовки и повышения квалификации специалистов и рабочих кадров в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования Республики Коми и других регионов России;
2) организации целевой и целевой контрактной подготовки специалистов, в том числе по новым перспективным специальностям на базе учреждений высшего профессионального образования Республики Коми и других регионов России;
3) применения мер материального стимулирования для закрепления квалифицированных руководителей, специалистов и рабочих кадров в отрасли;
4) содействия по организации проведения учебно-производственной практики студентов, учащихся учебных учреждений, обучающихся по сельскохозяйственным специальностям, в организациях агропромышленного комплекса Республики Коми;
5) обеспечения мер социальной защиты руководителей сельскохозяйственных организаций;
6) повышения качества прогнозирования потребности региона в трудовых ресурсах, создания информационной базы сведений о потребности агропромышленного комплекса в квалифицированных рабочих и специалистах.
5.6. Устойчивое развитие сельских территорий
Экономической базой устойчивого развития сельских территорий является создание условий для наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции, достижения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе малых форм хозяйствования, что в конечном итоге обеспечит рост доходов сельского населения. Меры по развитию агропромышленного комплекса, диверсификация сельской экономики, предусматривающая создание в сельской местности максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, позволят решить проблему занятости сельского населения, обеспечить сохранение и создание новых рабочих мест. Немаловажным фактором в решении задачи по обеспечению занятости является расширение доступа сельского населения к земельным ресурсам, предотвращение нерационального перевода земель сельскохозяйственного назначения в иные категории земель.
Наряду с распространением опыта кооперации и некооперативных форм взаимодействия граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств стоит задача по обеспечению поддержки эффективной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства, и потребительской кооперации, а также развития несельскохозяйственной деятельности, в том числе сельского туризма, народных промыслов, сбора и переработки дикорастущего сырья и иных видов продукции из местного сырья.
Одним из важных направлений развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни населения, в том числе совершенствование социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий. Формирование комплексной социальной инфраструктуры, включая доступность газификации сельских населенных пунктов, обеспечение их жителей питьевой водой, дорогами с твердым покрытием, будет осуществляться в соответствии с разработанными федеральными и региональными нормативами и соответствующими целевыми программами.
Решение задачи по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, будет способствовать созданию условий для повышения престижности проживания в сельской местности, привлечения и закрепления молодых квалифицированных специалистов и рабочих кадров. При этом будут использованы различные формы государственной поддержки, в том числе участие федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми (в соответствии с федеральными целевыми и долгосрочными республиканскими целевыми программами) в компенсации основной части затрат на строительство благоустроенного жилья, его водообеспечение, газификацию, а также кредитование, включая использование ипотечных механизмов, с субсидированием процентной ставки по кредитам, предоставленным коммерческими банками.

6. Механизмы реализации Основных направлений развития агропромышленного комплекса до 2020 года
Основными механизмами реализации Основных направлений развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года будут являться:
1) совершенствование нормативно-правовой базы в области агропромышленного комплекса;
2) участие в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
3) участие в реализации мероприятий федеральных целевых программ в области агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий;
4) разработка и реализация долгосрочных республиканских целевых и ведомственных целевых программ в области агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий;
5) расширение доступа производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к кредитным ресурсам;
6) оптимизация структуры и размещения отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в соответствии с природно-климатическим потенциалом, необходимости удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, рационального использования производственных ресурсов Республики Коми;
7) развитие системы инновационной, инвестиционной государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
8) мониторинг состояния и тенденций развития агропромышленного комплекса.
В области поддержки сельскохозяйственного производства приоритетными являются:
1) финансовая поддержка инноваций в сельском хозяйстве, связанных с обновлением основных фондов, освоением новых технологий и приобретением новых машин и оборудования, элитных семян и племенного скота, минеральных удобрений, средств защиты растений и других материально-технических ресурсов;
2) компенсационные меры, ограждающие производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия от негативного воздействия на их экономику посредством удорожания материально-технических ресурсов, используемых в отрасли;
3) финансовая поддержка преодоления производственных рисков, связанных с природными и иными явлениями, не зависящими от сельскохозяйственных товаропроизводителей;
4) стимулирование восстановления посевных площадей сельскохозяйственных культур, а также производства продукции животноводства;
5) стимулирование мероприятий по землеустройству и землепользованию земель сельскохозяйственного назначения и земель сельскохозяйственного использования;
6) стимулирование привлечения квалифицированных работников, подготовка и переподготовка кадров;
7) информационное и консультационное обеспечение производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Экономическими инструментами государственной поддержки являются:
1) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам не являющимися государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями;
2) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг;
3) участие в софинансировании расходов, предусмотренных в федеральных целевых программах на развитие сельских территорий;
4) гарантии Республики Коми сельскохозяйственным товаропроизводителям, иные формы государственной поддержки.

7. Ожидаемый результат реализации Основных направлений развития агропромышленного комплекса
Результативность реализации Основных направлений развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года будет определяться показателями, характеризующими: уровень производства сельскохозяйственной и пищевой продукции, уровень самообеспеченности продовольственными товарами, уровень доходов сельского населения, в том числе заработной платы в организациях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, уровень газификации и водообеспечения в сельской местности, а также уровень обеспеченности сельского населения жильем.
Реализация основных направлений развития агропромышленного комплекса позволит обеспечить производство скота и птицы на убой до 50 тыс. тонн, молока - около 70 тыс. тонн, овощей 25 тыс. тонн, картофель - 83 тыс. тонн. Прирост производства продукции позволит повысить уровень самообеспеченности продовольственными товарами региона к 2020 году по картофелю - до 100 процентов, овощам - до 37 процентов, молоку и молокопродуктам, мясу и мясопродуктам - до 35 процентов, яйцам - до 80 процентов от всех потребляемых ресурсов. Среднемесячная начисленная заработная плата работников, занятых в агропромышленном комплексе увеличится к 2020 году в 3 - 4 раза.




Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.


Изменения, внесенные Постановлением Правительства РК от 31.01.2012 № 24, вступили в силу с 31 января 2012 года.

Распоряжение Правительства РК от 31.12.2010 № 616-р
(ред. от 31.01.2012)
<Об Основных направлениях развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года>


Распоряжение
Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года
Введение
1. Анализ состояния агропромышленного комплекса
1.1. Сельское хозяйство
1.1.1. Растениеводство
1.1.1.1. Производство картофеля
1.1.1.2. Производство овощей
1.1.1.3. Кормопроизводство
1.1.2. Животноводство
1.1.2.1. Молочное скотоводство
1.1.2.2. Производство скота и птицы
Мясное скотоводство
Свиноводство
Мясное птицеводство
Оленеводство
1.1.2.3. Производство яиц
1.2. Пищевая и перерабатывающая промышленность
2. Оценка ресурсного потенциала агропромышленного комплекса
Земельные ресурсы
Поголовье сельскохозяйственных животных
Племенные ресурсы
Материально-технические ресурсы
Финансовые ресурсы
Трудовые ресурсы
Продовольственные ресурсы
3. Основные проблемы развития агропромышленного комплекса
В сельском хозяйстве
В пищевой и перерабатывающей промышленности
4. Цели и задачи развития агропромышленного комплекса
5. Приоритетные направления развития агропромышленного комплекса
5.1. Развитие растениеводства
5.1.1. Развитие производства картофеля и овощей
5.1.2. Развитие кормопроизводства
5.2. Развитие животноводства
5.2.1. Развитие молочного скотоводства
5.2.2. Развитие мясного скотоводства
5.2.3. Развитие свиноводства
5.2.4. Развитие птицеводства
5.2.5. Развитие оленеводства
5.3. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности
5.4. Развитие агропродовольственного рынка
5.5. Развитие кадрового обеспечения
5.6. Устойчивое развитие сельских территорий
6. Механизмы реализации Основных направлений развития агропромышленного комплекса до 2020 года
7. Ожидаемый результат реализации Основных направлений развития агропромышленного комплекса
Действующая редакцияНедействующая редакция

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru