АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2011 г. по делу № А14-347/2011
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена "28" февраля 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено "28" февраля 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Г", г. Воронеж (далее - ООО "Г") обратилось в Арбитражный суд с иском к федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Б" Министерства обороны Российской Федерации, г. Богучар (далее - ФГКЭУ "Б" Минобороны России), а также к Министерству обороны РФ, г. Москва, о взыскании 27 950, 86 руб. задолженности за реализованный природный газ, услуги по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги за период с 01.12.2010 г. по 31.12.2010 г.
При недостаточности денежных средств у ФГКЭУ "Б" Минобороны России просил возложить субсидиарную ответственность на Министерство обороны Российской Федерации.
Определением суда от 26.01.2011 г. предварительное судебное заседание по делу назначено на 28.02.2011 г.
В судебное заседание 28.02.2011 г. ответчики, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. В поступившем 04.02.2011 г. через канцелярию суда отзыве ФГКЭУ "Б" Минобороны России образовавшуюся задолженность обязалось погасить в кратчайшие сроки, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Поскольку ответчиками возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие не заявлено, на основании п. 4 ст. 137
АПК РФ предварительное судебное заседание завершено, открыто судебное заседание в первой инстанции.
В порядке ст. 156
АПК РФ судебное заседание проводилось в отсутствие ответчиков.
Представитель истца исковые требования поддержал.
Из материалов дела следует, что 15.12.2009 г. между ООО "Г" и ФГКЭУ "Б" Минобороны России был заключен договор поставки газа № 11-6-4-0415/10, по условиям которого ООО "Г" обязалось поставлять с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. ФГКЭУ "Б" Минобороны России газ, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, а ФГКЭУ "Б" Минобороны России обязалось получать (отбирать) газ и оплачивать (п. 2.1 договора).
Пунктом 2.1 договора стороны также согласовали месячный и годовой договорные объемы поставки газа в 2010 г.
Пунктом 5.1 договора стороны оговорили, что цена на газ на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемой оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги, стоимости услуг на транспортировку газа и определяются Федеральной службой по тарифам РФ и Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.5 договора расчетным периодом стороны определили один календарный месяц, и следующий порядок оплаты стоимости газа:
- в срок до 30 (31) числа месяца поставки производит платеж за договорной месячный объем газа, рассчитанный на установленный месячный объем поставки газа текущего месяца. Покупатель вправе осуществлять авансовые платежи в размере 30% суммы договора. Окончательный расчет за месяц осуществляется в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.
Во исполнение условий договора истец в период с 01.12.2010 г. по 31.12.2010 г. осуществил поставку природного газа ответчику в размере 7, 207 тыс. м. куб. на сумму 27 950, 86 руб. (с НДС), что подтверждено актом поданного-принятого газа от 31.12.2010 г.
Ответчик полученный природный газ не оплатил.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, оценив представленные по делу доказательства, суд находит исковые требования правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 309
ГК РФ обязательства должны исполнять надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Заключенный между истцом и ответчиком договор по своей правовой природе относится к договорам энергоснабжения.
Согласно ст. 539
ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 310
ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ст. 544
ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424
ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Количество поставленного природного газа за спорный период определено истцом на основании показателей контрольно-измерительных приборов коммерческого измерительного комплекса учета газа (п. 3.1 договора) и составляет 7, 207 тыс. м. куб. в декабре 2010 г. Цена подтверждена Приказом ФСТ № 400-э/6 от 11.12.2009 г. в ред. Приказа ФСТ № 481-э/21 от 22.12.2009 г.
Доказательства оплаты поставленного газа в полном объеме ответчиком не представлены, размер задолженности не оспорен.
Таким образом, требование заявителя в размере 27 950, 86 руб. основного долга следует признать обоснованным.
Согласно ст. 120
ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с Постановлением
Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. № 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120
Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158
БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1
указанной статьи БК РФ.
В силу ст. 399
ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Обращаясь в суд с иском о взыскании задолженности одновременно с учреждения и с субсидиарного должника, истцом соблюден порядок, предусмотренный статьей 399
ГК РФ. Доказательства надлежащего исполнения обязательств по оплате оказанных услуг в полном объеме ответчиком 1 - основным должником в материалы дела не представлены.
Согласно п. 1.3 Устава ФГКЭУ "Б" Минобороны России, полномочия его учредителя после создания осуществляет Министерство обороны РФ.
Согласно ст. 214
ГК РФ собственником государственного учреждения является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.
В силу ст. 125
ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1
настоящей статьи, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1 ст. 126
ГК РФ установлено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации отвечают по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 4 ст. 214
ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Согласно п. 1
Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 (ред. от 01.09.2009 г.), Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Сведений о выделении из федерального бюджета ФГКЭУ "Б" Минобороны России, г. Богучар, денежных сумм в спорном периоде, в том числе достаточных для погашения спорной задолженности, в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, суд считает необходимым, в случае недостаточности денежных средств у ФГКЭУ "Б" Минобороны России, г. Богучар, для погашения взыскиваемой суммы взыскать ее в порядке субсидиарной ответственности с собственника имущества основного должника - Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что основной должник на стадии рассмотрения дела не может быть освобожден от ответственности за нарушение договорных обязательств.
В соответствии со ст. 110
АПК РФ госпошлина относится на ответчиков.
Поскольку при подаче иска по платежному поручению № 290 от 18.01.2011 г. истец уплатил госпошлину в размере 2 000 руб., с ответчика 1 подлежит взысканию в пользу истца 2 000 руб. расходов по госпошлине по госпошлине.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 65
, 110
, 167
- 171
АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
Взыскать с федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Б" Министерства обороны Российской Федерации, г. Богучар Воронежской области (ОГРН - <...>, ИНН - <...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Г", г. Воронеж (ОГРН - <...>, ИНН - <...>) 27 950, 86 руб. задолженности; 2 000 руб. расходов по госпошлине.
При недостаточности средств, находящихся в распоряжении федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Богучарская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации субсидиарную ответственность возложить на Министерство обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.