Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2011 г. № 7-5-42-2011

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Приморским межрайонным природоохранным прокурором в соответствии с заданием прокуратуры Приморского края проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в части использования земель природоохранного и рекреационного назначения на территории г. Владивостока.
Проверкой установлены нарушения в действиях департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент).
Так, прокуратурой проверены распоряжения, принятые Вами в период 2010 г. и с 01.01.2011 по 05.03.2011 о предварительном согласовании и предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам.
В соответствии с п. 8 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Подпунктом 5 ч. 1 и пунктом 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе рекреационным. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса. Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
В соответствии с пунктом 3 статьи 95 Земельного кодекса РФ в пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
В соответствий со ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся территории, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Постановлениями Администрации Приморского края № 470 от 17.12.1993 "О выделении особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения в Приморском крае" и № 199 от 21.03.1996 "О выделении земель рекреационного назначения в городе Владивостоке" (ред. от 05.09.2007), однако возглавляемым Вами департаментом при предоставлении земельных участков указанные требования закона не учитывались.
Распоряжением № 538 от 02.03.2011 "О предоставлении ООО "Р" земельного участка, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе <...>" для размещения стоянки автотранспортных средств на рекреационной территории, факт вхождения указанного участка в границы рекреационной территории не только подтверждается кадастровым паспортом земельного участка № 28-2/08-1138 от 04.04.2008, но и п. 2 указанного распоряжения.
1 марта 2011 департаментом издано распоряжение № 504 от 1 марта 2011 г. "О предварительном согласовании земельного участка гаражно-лодочному кооперативу "П" места размещения эллингов с объектами обслуживания маломерного флота на земельном участке по адресу: Приморский край, город Владивосток, в районе <...>".
2 февраля 2011 года Вами подписано распоряжение № 184 "О предоставлении гражданину К. земельных участков по адресу: Приморский край, город Владивосток, <...>".
Согласно пункту № 1 указанного распоряжения К. в собственность за плату из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:536, площадью 486 кв. м. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир - часть жилого дома - <...> в г. Владивостоке.
Указанный участок находится в водоохранной зоне, а также 7 кв. м из указанного участка располагаются в границах зоны ограничения застройки.
Иных ограничений в использовании данного участка департаментом не установлено.
Однако как установлено в ходе проверки, весь предоставленный К. земельный участок располагается во второй зоне санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока, установленной ранее принятыми Постановлением Совета Министров РСФСР № 11 от 06.01.1971 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение", Постановлением Совета Министров РСФСР № 458 от 11.10.1983 "Об установлении границ и режима санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива и курорта Вешенский Ростовской области".
Данные обстоятельства подтверждаются информацией, представленной в адрес природоохранного прокурора и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю № 05-07-19/1672/2 от 24.03.2011, согласно которой указанное управление как официально уполномоченный орган, осуществляющий контроль и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, не согласовывал приватизацию земельного участка К.
В соответствии с требованиями ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ответу на требование прокурора из Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в Генеральном плане города Владивостока и Правилах землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока № 462 от 07.04.2010 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", отображены границы курортной зоны города Владивостока и округов санитарной охраны такой зоны.
В соответствии с требованиями п. п. 2, 5 ст. 1 указанных правил правила разработаны в целях: создания условий для устойчивого развития территории Владивостокского городского округа, сохранения окружающей среды и обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений, организаций и предприятий иных организационно-правовых форм, физических и юридических лиц на территории Владивостокского городского округа.
Статьей 56 указанных правил установлено, что зона курортного лечения и отдыха определена в целях установления границ особо охраняемых территорий с установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и располагающих необходимыми для ее функционирования зданиями и сооружениями, включая объекты сопутствующей инфраструктуры.
В состав зоны курортного лечения и отдыха включена курортная зона города Владивостока на побережье Амурского залива. Указанной статьей установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в перечень которых не входит эксплуатация жилых домов.
Более того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Данная позиция подтверждается Определением ВАС РФ от 21.12.2010 № ВАС-16702/10 по делу № А51-20912/200, Постановлением Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 № 1882/09 по делу № А51-1334/20072-101).
Таким образом, принятие решения о предоставлении указанного участка в собственность противоречит вышеуказанным нормам и требованиям действующего законодательства.
То есть эксплуатация жилого дома, а также возможные работы по возведению надворных построек, иных объектов, проведение работ по реконструкции или капитальному ремонту жилого дома, проведение огородных и садоводческих работ на придомовой территории в границах указанной особо охраняемой природной территории федерального значения не только причинит вред окружающей природной среде, но и может повлиять на разрушение естественной экологической системы.
11 ноября 2010 года Вами подписано распоряжение № 2466 "О предоставлении гражданину И. земельных участков по адресу: Приморский край, город Владивосток, <...>".
Согласно данному распоряжению И. предоставлены земельные участки в собственность: площадями 600, 104, 724 кв. м, а также в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 63 кв. м. Земельные участки предоставлены для дальнейшей эксплуатации жилого дома, право на который подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АА № 881312 от 21.05.2007.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости - по правилам ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 (ред. от 27.12.2009) "О государственном кадастре недвижимости".
Из этих норм следует, что особый режим использования земельного участка зависит от категории земель и установленного градостроительного регламента и подтверждается определенными документами. Ограничение по использованию земельного участка либо его обременение (резервация для государственных нужд) указывается в кадастровом плане, где отражены его характеристики.
По сведениям государственного кадастра недвижимости, в соответствии с кадастровыми паспортами земельных участков, выданными И. N№ 28-1/09-3811, 28-1/09-3810 и 28-1/09-3812, - все от 02.10.2009, - земельные участки полностью входят в охранную зону ландшафтов.
Таким образом, изданное Вами распоряжение принято в нарушение требований ст. 35 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (ред. от 25.06.2002, ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в ред. ФЗ № от 30.11.2010 № 328-ФЗ), ст. ст. 52, 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ от 10.01.2002.
Поскольку природные ландшафты как территории, которые длительное время не подвергались изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуются сочетанием определенных типов рельефов местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях, соответственно законодателем установлены особые режимы охраны указанных зон.
В соответствии с вышеуказанными требованиями действующего природоохранного законодательства и законодательства об охране памятников истории и культуры зоной охраняемого природного ландшафта является территория, в пределах которой устанавливается режим земель, запрещающий либо ограничивающий хозяйственную деятельность, в пределах указанного вида зон запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников.
То есть эксплуатация жилого дома, а также возможные работы по возведению надворных построек, иных объектов, проведение работ по реконструкции или капитальному ремонту жилого дома, проведение огородных и садоводческих работ на придомовой территории в границах указанной зоны не только причинит вред окружающей природной среде, но и может повлиять на разрушение естественной экологической системы.
Кроме того, схемы временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока и режимы использования таких зон закреплены в постановлении Губернатора Приморского края № 34 от 02.02.1998 "Об утверждении схемы временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока", в соответствии с указанным нормативно-правовым актом режим охранной зоны ландшафта предусматривает запрещение или ограничение хозяйственной деятельности, ухудшающей физическое состояние природного ландшафта и нарушающего его визуальное восприятие, строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта.
Предоставление земельных участков из состава указанных зон запрещено в отсутствие согласования органов охраны культурного наследия.
В ходе проверки, документов оснований для принятия оспариваемого акта по требованию природоохранного прокурора указанное заключение в пакете документов, явившихся основанием принятия Вашего распоряжения № 2466, отсутствовало.
Более того, в материалах дела, приложенных к распоряжению 2466 от 11.11.2010, имеется обращение ректора ГОУ "В" Л. № 188/1100 от 17.09.2007 об отказе от права постоянного бессрочного пользования принадлежащим ГОУ "В" в соответствии с свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АА № 353252 от 24.10.2002 от части земельного участка, площадью 675 кв. м в пользу И., однако в материалах дела и распоряжении № 2466 от 11.11.2010 отсутствуют сведения о прекращении права ГОУ "В" на указанную часть участка, а согласно оспариваемого распоряжения И. предоставлен участок большей площадью, чем та, на которую предоставлен официальный отказ. В связи с чем полагаю, что при издании данного распоряжения Вами также нарушены требования ст. ст. 20, 45, 53 Земельного кодекса РФ.
Полагаю, что вышеприведенные факты свидетельствуют о ненадлежащем отношении к своим обязанностям отдельных должностных лиц департамента, поскольку не были выявлены самостоятельно, а стали известны только после проведения проверки природоохранной прокуратурой.
Совершение указанных нарушений закона также подтверждается ответом департамента в адрес природоохранного прокурора № 29/06/04-01/4640 от 06.04.2011 и распоряжением департамента № 924 от 05.04.2011 "Об отмене распоряжения департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 11.11.2010 № 2466 "О предоставлении гр-ну И. земельного участка по <...>"; распоряжением департамента № 927 от 07.04.2011 "Об отмене распоряжения департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края № 504 от 01.03.2011 "О предварительном согласовании ГЛК "П" места размещения эллингов с объектами обслуживания маломерного флота на земельном участке по адресу: Приморский край, город Владивосток, <...>"; ответом департамента № 29/06/04-01/0635 от 06.04.2011 на протест прокурора о подготовке к отмене пункта 1 распоряжения департамента № 184 от 02.02.2011 "О предоставлении гражданину К. земельных участков по адресу: Приморский край, г. Владивосток, <...>".
Согласно требований подпунктов 1.4, 1.5, 2.2.4, 2.3.1 постановления Администрации Приморского края № 263-па от 25.09.2009 "О переименования департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края" (ред. от 21.09.2010) в своей деятельности департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом Приморского края, краевыми законами, правовыми актами Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края, а также настоящим Положением.
Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с их территориальными органами, органами исполнительной власти Приморского края, правоохранительными органами, иными государственными органами. При этом департамент обеспечивает защиту прав и интересов Приморского края в сфере земельных отношений. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности департамент имеет право: запрашивать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления, а также организаций, должностных лиц и граждан для решения вопросов, отнесенных к компетенции департамента, а также пользоваться в установленном порядке банками информационных данных Администрации Приморского края, иных государственных органов.
Однако в ходе проверки выявлены факты, которые противоречат указанным требованиям, регламентирующим порядок, цели и задачи работы департамента.
Пунктом 3 постановления Администрации Приморского края № 263-па от 25.09.2009 "О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края" (ред. от 21.09.2010) установлено, что директор департамента осуществляет общее руководство деятельностью департамента, издает в пределах своей компетенции распоряжения, приказы по вопросам внутренней организации работы департамента, дает указания, подлежащие обязательному исполнению сотрудниками департамента.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению всех допущенных нарушений действующего законодательства, причин и условий, им способствующих, и недопущении подобного впредь.
2. В пределах имеющихся полномочий и компетенции решить вопрос о привлечении должностных лиц департамента, виновных в вышеуказанных нарушениях законодательства, к дисциплинарной ответственности. Копию распорядительного акта о привлечении виновных сотрудников к дисциплинарной ответственности направить в адрес природоохранного прокурора.
3. Настоящее представление подлежит безотлагательному рассмотрению, о результатах принятых мер в установленный законом 30-дневный срок должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
4. О дате и времени рассмотрения данного представления уведомить Приморского межрайонного природоохранного прокурора.

Приморский межрайонный
природоохранный прокурор,
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 15.04.2011 № 7-5-42-2011
"Об устранении нарушений земельного законодательства"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru