АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2011 г. по делу № А45-12888/2011
Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2011 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи
Хорошилова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухиной О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества Агентство "Афина Паллада", г. Новосибирск (ОГРН 1025401910434), генерального директора закрытого акционерного общества Агентство "Афина Паллада" Аверьяновой Инны Валерьевны, г. Новосибирск
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск о признании незаконными и отмене постановлений от 04.07.2011 N№ 04-02/11-304П, 04-02/11-305П о назначении административного наказания
при участии представителей:
от заявителей:
1) Щелканова М.В., по доверенности от 10.08.2011;
2) Щелканова М.В., по доверенности от 19.08.2011;
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
Закрытое акционерное общество Агентство "Афина Паллада" (далее - ЗАО Агентство "Афина Паллада", заявитель) и генеральный директор ЗАО Агентство "Афина Паллада" Аверьянова Инна Валерьевна (далее - Аверьянова И.В.) обратились в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановлений заинтересованного лица от 04.07.2011 № 04-11-304П (далее - оспариваемое постановление № 04-11-304П) и № 04-02/11-305П (далее - оспариваемое постановление № 02/11-305П), о привлечении заявителей к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.27
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявители в обоснование своих требований, со ссылкой на нормы статей 1.5
, 15.27
, 24.5
, 30.3
КоАП РФ, статьи 5
Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон № 115-ФЗ), статей 207
, 209
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) указали на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку ЗАО Агентство "Афина Паллада" в проверяемый период фактически не осуществляло ни один из видом деятельности, указанный в статье 5
Закона № 115-ФЗ, в связи с чем заявители не могут быть субъектами правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.27
КоАП РФ.
Заинтересованное лицо, со ссылкой на нормы статей 5
- 7
Закона № 115-ФЗ, статей 1.5
, 2.1
, 3.1
, 15.27
, 25.1
- 25.5
КоАП РФ, статей 167
, 170
, 211
АПК РФ, Постановления
Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" (далее - Положение), заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Заслушав представителей заявителей, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Одним из видов деятельности ЗАО Агентство "Афина Паллада" является деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом (код по ОКВЭД - 70.31
). Уставом ЗАО Агентство "Афина Паллада" предусмотрено, что предметом деятельности общества является оказание посреднических услуг при купле-продаже и сдаче в аренду недвижимого имущества.
Заявитель состоит на учете в административном органе как организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, учетный номер 214004823 (уведомление о постановке на учет от 05.08.2005 № 01-18/у137). ЗАО Агентство "Афина Паллада" были разработаны, утверждены руководителем и согласованы заинтересованным лицом правила внутреннего контроля (уведомление о согласовании правил внутреннего контроля от 09.09.2005 № 01-18/пр194 от 09.09.2005).
В период с 07.06.2011 по 17.06.2011 заинтересованным лицом на основании приказа от 31.05.2011 № 66, в отношении заявителя была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в период с 01.06.2006 по 30.05.2011. В результате проведения проверки, было установлено, что ЗАО Агентство "Афина Паллада" не были направлены сведения о 28-ми подлежащих обязательному контролю операциях, в том числе 2 операции с августа 2010 года по февраль 2011 (договор от 30.08.2010 № 3008/10, дата операции - 31.08.2010 сумма 7000000 руб.; договор от 24.02.2011 № 2402/11, дата операции - 25.02.2011 сумма 7055000 руб.). Указанные обстоятельства заявителем по существу не оспариваются, заявитель указывает на то, что все операции осуществлялись им в процессе обычной хозяйственное деятельности, деятельность, указанную в статье 5
Закона № 115-ФЗ он не осуществлял.
17.06.2011 уполномоченным должностным лицом административного органа, с участием законного представителя ЗАО Агентство "Афина Паллада" (лица, привлекаемого к административной ответственности (Аверьяновой И.В.)) составлены протоколы N№ 04-02/11-304, 04-02/11-305 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.27
КоАП РФ, в котором зафиксированы вышеуказанные обстоятельства.
04.07.2011 уполномоченным должностным лицом административного органа, с участием законного представителя ЗАО Агентство "Афина Паллада" (лица, привлекаемого к административной ответственности (Аверьяновой И.В.)) рассмотрены дела об административных правонарушениях, вынесены оспариваемые постановления, в соответствии с которыми ЗАО Агентство "Афина Паллада" и Аверьянова И.В. привлечены к административной ответственности предусмотренной частью 4 статьи 15.27
КоАП РФ, назначено административное наказание ЗАО Агентство "Афина Паллада" в виде штрафа в размере 210 000 рублей, Аверьяновой И.В. в виде штрафа в размере 45000 руб.
Исходя из обстоятельств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, исходя из норм действующего законодательства, заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Часть 4 статьи 15.27
КоАП РФ, предусматривает административную ответственность за непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Согласно статье 5
Закона № 115-ФЗ организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества относятся к организациям, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с положениями статей 5
- 7
Закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к операции по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Положение
определяет порядок постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
Как установлено в ходе судебного разбирательства ЗАО Агентство "Афина Паллада" в соответствии с Положением
постановлено на учет как организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно пункту 9
Положения, в случае ликвидации организации или изменения профиля ее деятельности организация направляет в Федеральную службу по финансовому мониторингу заявление (в произвольной форме) о снятии ее с учета, подписанное руководителем и заверенное печатью организации.
Исходя из вышеуказанных норм, обязанность по предоставлению сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, возникает у организаций, осуществляющих операции с денежными средствами (в рассматриваемом случае у ЗАО Агентство "Афина Паллада") с момента постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу и длится до снятия с учета, при этом вышеуказанная обязанность не может исполняться эпизодически и произвольно, исходя из факта наличия или отсутствия в отдельные периоды деятельности юридического лица соответствующих операций.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства, с заявлением о снятии с учета ЗАО Агентство "Афина Паллада" к заинтересованному лицу не обращалось, в связи с указанным состав административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 15.27
КоАП РФ в действиях заявителя имеется.
Учитывая вышеизложенное довод заявителя об отсутствии состава административного правонарушения в связи с тем, что заявитель не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.27
КоАП РФ не может быть принят во внимание судом как не обоснованный.
Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами заинтересованного лица в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного законом срока (статьи 23.62
, 28.3
КоАП РФ). Квалификация административного правонарушения соответствует нормам части 4 статьи 15.27
КоАП РФ. Избранная заинтересованным лицом мера ответственности, применена в пределах санкции, установленной частью 4 статьи 15.27
КоАП РФ, с учетом обстоятельств по делу об административном правонарушении. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5
КоАП РФ не истек, оснований для признания административного правонарушения малозначительным, не имеется.
Исходя из вышеизложенного, исходя из норм статей 210
, 211
АПК РФ, требования заявителя о признании незаконным оспариваемого постановления № 04-02-11/304П удовлетворению не подлежат, как необоснованные.
В части требований Аверьяновой И.В. о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления 04-02/11-305П, суд полагает производство по делу подлежащим прекращению согласно пункту 1 части 1 статьи 150
АПК РФ, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением Аверьянова И.В. привлечена к административной ответственности предусмотренной частью 4 статьи 15.27
КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 45 000 рублей. Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Аверьяновой И.В. в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 27
АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29
АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1
КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, арбитражному суду подведомственны дела по спорам связанным с правонарушениями, которые допущены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела оспариваемое постановление по № 04-02/11-305П вынесено в отношении физического лица (должностного лица) - Аверьяновой И.В. - директора ЗАО Агентство "Афина Паллада".
В связи с указанным, рассмотрение данного требования не подведомственно арбитражному суду.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150
АПК РФ, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 150
, 151
, 167
- 170
, 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований закрытого акционерного общества Агентство "Афина Паллада" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу от 04.07.2011 № 04-02/11-304П, отказать.
В части требований генерального директора закрытого акционерного общества Агентство "Афина Паллада" Аверьяновой Инны Валерьевны о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу от 04.07.2011 № 04-02/11-305П, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в порядке апелляционного производства.
Судья
А.В.ХОРОШИЛОВ