Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2011 г. по делу № 102-АМЗ-2011

Резолютивная часть решения оглашена 24.08.2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 07.09.2011 г.

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Гаврилов А.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике;
Члены Комиссии:
Соколова В.И. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы;
Леонтьева Г.Ф. - специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела естественных монополий и рекламы.
в присутствии:
от ответчика - ОАО "Ч.": К. - начальник сектора претензионно-исковой работы юридического отдела (доверенность № 16-19/54 от 25.03.2011 г.), И. - заместитель начальника юридического отдела (доверенность № 16-19/56 от 01.04.2011 г.)
от лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела - Муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищным фондом города Чебоксары" Е. - главный специалист-юрист; Ф. - собственник жилого помещения <...>,
заявитель, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела без его участия,
рассмотрев дело № 102-АМЗ-2011 по признакам нарушения ОАО "Ч." (адрес: <...>) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о конкуренции),

установила:

В Чувашское УФАС России 27.06.2011 г. обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Т." с заявлением об отказе ОАО "Ч." расторгнуть договор энергоснабжения по многоквартирному жилому дому <...> в связи со сменой способа управления многоквартирным домом и переходу к непосредственному начислению и сбору средств за поставленную электроэнергию с жильцов дома <...>, а также об отказе Общества заключать договоры энергоснабжения с собственниками жилых помещений.
В заявлении сообщается, что 11.03.2011 г. собственники помещений многоквартирного дома <...> на общем собрании собственников помещений в форме заочного голосования приняли решение об изменении способа управления указанным домом. Большинством голосов собственники выбрали непосредственное управление многоквартирным жилым домом и решили отказаться с 01.05.2011 г. от услуг ООО "УК "Т." по управлению жилым домом.
В 30 дневный срок ООО "УК "Т." направило в адрес Чебоксарского филиала ОАО "Ч." уведомление о расторжении договора энергоснабжения, в части указанного многоквартирного дома, и получило отказ и нежелание производить расчет за поставленную электроэнергию непосредственно собственникам помещений, мотивируя данное необходимостью заключения с энергосбытовой компанией договоров энергоснабжения всеми жильцами указанного дома, продолжая выставлять счета за поставленную электроэнергию ООО "УК "Т.". С 01.05.2011 г. ООО "УК "Т." не ведет расчет за потребленную электроэнергию с жильцами данного дома.
Одновременно заявитель сообщает, что на сегодняшний день ОАО "Ч." отказывается принимать заявления жильцов указанного дома о заключении договора энергоснабжения. Также заявитель сообщает, что ОАО "Ч." направило в адрес ООО "УК "Т." дополнительное соглашение к договору энергоснабжения об исключении указанного дома из объектов ООО "УК "Т.", но экземпляры соглашения не были подписаны со стороны энергосбытовой компании, а подписанные управляющей компанией экземпляры были возвращены.
В связи с данными обстоятельствами, ООО "УК "Т." просит рассмотреть правомерность действий (бездействий) ОАО "Ч." по отказу от обязательств по непосредственному начислению и сбору средств за поставленную электроэнергию непосредственно с жильцов дома <...>, тем самым, препятствуя реализации собственниками указанного дома права на непосредственное управление домом.
ОАО "Ч." на данное заявление пояснило следующее.
В марте 2011 года ООО "УК "Т." обратилось в ОАО "Ч." с письмом от 14.03.2011 г. № 325 об исключении из перечня домов, подлежащих электроснабжению через управляющую компанию, жилого дома, расположенного по адресу: <...>, в связи с избранием собственниками жилых помещений в указанном доме иного способа управления жилым домом - непосредственного управления, приложив копию протокола внеочередного общего собрания собственников указанного многоквартирного дома от 11.03.2011 г.
Общество письмом от 18.03.2011 г. № 30-01-691 разъяснило ООО "УК "Т.", что в соответствии с действующим жилищным законодательством и законодательством в сфере электроэнергетики принятое собственниками помещений в данном многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, поскольку собственники помещений многоквартирного дома не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По состоянию на 13.07.2011 г. в адрес ОАО "Ч." поступило 5 заявлений на заключение договоров энергоснабжения от жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
При этом, ОАО "Ч." проинформировало абонентов, обратившихся в общество с заявлением о заключении договора энергоснабжения об обязательности представления необходимых для заключения договора энергоснабжения документов. В указанных ответах жильцам Общество указало следующий обязательный для заключения договора энергоснабжения перечень документов (заверенные копии):
- заявка о заключении договора (оригинал);
- документ, удостоверяющий личность (паспорт на обозрение);
- документ, удостоверяющий право собственности на жилое помещение (свидетельство о государственной регистрации права);
- протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе способа управления многоквартирным домом;
- соглашение о расторжении договора управления, заключенного с ООО "УК "Т.";
- договор оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- акт снятия показаний коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, составленный на дату реализации выбранного собственниками помещений многоквартирного дома способа управления между уполномоченным лицом (одним из собственников) или лицом, с которым собственники заключат договор оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и ООО "УК "Т.";
- справку уполномоченного лица о количестве граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении.
Одновременно собственникам указанного многоквартирного дома необходимо определить лицо, которое будет снимать, и представлять ОАО "Ч." показания коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии.
Согласно представленному протоколу общего собрания собственников жилых помещений от 11.03.2011 г. в качестве организации для заключения договора на содержание и ремонт общего имущества собственников жилого дома выбрано ООО "УК "Т.". Однако данный договор не был представлен ОАО "Ч.".
Кроме того, в рассматриваемом многоквартирном доме имеются жилые помещения, переданные по договорам социального найма, в связи с чем, наймодатель также должен обратиться в ОАО "Ч." для заключения договоров энергоснабжения по муниципальным помещениям.
Таким образом, до настоящего времени данные условия со стороны жильцов (собственников и нанимателей жилых помещений) жилого дома, расположенного по адресу: <...> для надлежащего расторжения договора энергоснабжения № 30-01/3305-2901 от 01.12.2009 г. с ООО "УК "Т.", а также для фактической реализации собственниками помещений принятого решения о выборе способа управления домом, не выполнены.
Относительно доводов заявителя о начислении платы за потребленную электроэнергию ООО "УК "Т.", Общество пояснило, что до реализации собственниками выбранного способа управления многоквартирным домом, обязанность по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирном доме коммунальных услуг надлежащего качества, в силу п. 2 статьи 18 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации", п. 1 статьи 161 ЖК РФ (далее Вводный закон), пункта 89 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 и договорами управления, заключенными с собственниками, возложена на управляющую компанию.
В связи с изложенным, ОАО "Ч." считает, что обществом нарушение антимонопольного законодательство не допущено.
На заседании Комиссии представитель ООО "УК "Т." сообщила, что ОАО "Ч." направило управляющей компании дополнительное соглашение к договору энергоснабжения № 30-01/3305-2901 от 01.12.2009 г., не подписанное со стороны общества. Со своей стороны управляющая компания подписала дополнительное соглашение к договору и направило его в ОАО "Ч.". Больше никаких действий со стороны общества не последовало.


Кроме того, в ОАО "Ч." обратилось пять собственников жилых помещений многоквартирного дома с заявкой о заключении договора энергоснабжения с приложением имеющихся у них на дату направления заявки документов, однако Общество не заключило с ними договора энергоснабжения и не начало вести напрямую расчеты за потребленную электроэнергию.
Заявитель считает, что вопросы заключения договоров энергоснабжения собственниками жилых помещений многоквартирного дома с ОАО "Ч." не являются вопросами ООО "УК "Т.", так как с 01.05.2011 г. общество не является управляющей компанией для данного дома и не ведет расчеты за потребленную электроэнергию с жильцами данного многоквартирного дома.
Представитель ООО "УК "Т." дополнительно сообщила, что иные ресурсоснабжающие организации активно заключают договора с потребителями данного дома и выставляют счета на оплату потребленных ресурсов непосредственно собственникам указанного многоквартирного дома.
Представитель ОАО "Ч." на данное сообщила, что общество не отказывало ни ООО "УК "Т." об исключении указанного дома из перечня домов, подлежащих электроснабжению через управляющую компанию, ни абонентам, обратившимся с заявлением о заключении договора энергоснабжения. Общество в своих ответах ООО "УК "Т." и абонентам разъяснило, что для реализации собственниками помещений выбранного способа управления необходимо выполнить ряд требований жилищного законодательства и законодательства в сфере электроэнергетики.
Кроме того, оплата за потребленную электроэнергию напрямую от жильцов данного многоквартирного дома на расчетный счет энергосбытовой компании не поступала.
По поводу дополнительного соглашения к договору энергоснабжения представитель ОАО "Ч." сообщила, что оно было направлено подписанным со стороны Общества. Но редакция данного дополнительного соглашения была изменена ООО "УК "Т." существенно, а именно пункт 5, в котором говорится, что настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с даты составления сетевой организацией Актов на закрытие точек учета.
В настоящее время нет обращений в адрес ОАО "Ч." от всех собственников спорного многоквартирного дома о заключении договоров энергоснабжения (необходимо в силу Жилищного кодекса РФ и законодательства в сфере электроэнергетики) с предоставлением необходимых для заключения договоров энергоснабжения документов. По последним данным общества, в ОАО "Ч." поступило 63 заявления от собственников жилых помещений в многоквартирном доме и соответственно заключено 63 договора энергоснабжения. Всего в многоквартирном доме 186 комнат, из них 126 комнат находится в собственности, 58 комнат - муниципальные помещения, 1 комната - служебное помещение. Для того, чтобы начать собственникам помещений начисления за потребленную электрическую энергию, 63 заявлений недостаточно.
На заседании Комиссии представитель ОАО "Ч." сообщила, что Общество обратилось с письмом к Ф., как к уполномоченному представителю собственников многоквартирного дома (Протокол внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома <...> от 01.03.2011 г. № 7) для оказания содействия в получении документации, необходимой для заключения договоров энергоснабжения с собственниками жилых помещений данного многоквартирного дома.
Одновременно, в связи с наличием в указанном многоквартирном доме жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, ОАО "Ч." направило запрос в Муниципальное бюджетное управление "Управление жилищным фондом города Чебоксары" о предоставлении дополнительных документов для заключения договоров энергоснабжения с наймодателем жилых помещений. На сегодняшний день документы не представлены.
Кроме того, ОАО "Ч." вывесило в указанном многоквартирном доме объявление о необходимости заключения собственниками жилых помещений договоров энергоснабжения и представления документов, а также провело с жильцами многоквартирного дома разъяснительную работу.
Представителями ОАО "Ч." осуществлен также акт обследования общежития, по результатам которого выяснилось, что многие жильцы не знают о переходе к непосредственному способу управления многоквартирным домом.
ОАО "Ч." продолжит работу по заключению договоров энергоснабжения с собственниками многоквартирного дома, не заключившими с Обществом договоры энергоснабжения. Кроме того, Общество произведет ООО "УК "Т." перерасчет по оплате потребленной электрической энергии с 01.05.2011 г. по данному многоквартирному дому.
Представитель МБУ "Управление жилищным фондом города Чебоксары" сообщил, что управление в ближайшее время представит в ОАО "Ч." данные по муниципальным помещениям многоквартирного дома, необходимые для заключения договоров энергоснабжения.
Ф., привлеченная к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, сообщила, что в феврале текущего года инициативная группа при участии представителей ООО "УК "Т." предложили собственникам помещений многоквартирного дома в связи с многочисленными долгами по уплате за коммунальные услуги, выбрать иной способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление. На том собрании все жильцы указанного дома поддержали данное предложение, и 11.03.2011 г. на общем собрании собственников помещений в форме заочного голосования собственники приняли решение об изменении способа управления. После чего в ОАО "Ч." были направлены заявки о заключении договоров энергоснабжения от 5 собственников, в т.ч. и от Ф. Требуемые ОАО "Ч." документы не были представлены указанными собственниками по собственной вине.
После заседания Комиссии Чувашского УФАС и при повторном разъяснении о необходимости представления документов, необходимых для заключения договоров энергоснабжения с собственниками помещений многоквартирного дома, собственники, в т.ч. и Ф., начали представлять в ОАО "Ч." заявки с приложением требуемых документов, а Общество со своей стороны начало заключать договоры энергоснабжения. Со стороны ОАО "Ч." отказа от заключения договоров энергоснабжения нет.
По сообщению Ф. на сегодняшний день проводится дальнейшая разъяснительная работа с собственниками, которые еще не обратились в ОАО "Ч." с заявками на заключение договоров энергоснабжения. Данная работа вызывает определенные трудности в связи с тем, что много собственников помещений пожилого возраста, которые категорически против заключения таких договоров.
Комиссия Чувашского УФАС России в ходе рассмотрения дела установила следующее.
Между ООО "УК "Т." и ОАО "Ч." заключен договор энергоснабжения № 30-01/3305-2901 от 01.12.2009 г., по которому ответчик обязался подавать электрическую энергию и мощность заявителю в многоквартирные дома по адресам, указанным в приложении, а потребитель обязался оплачивать фактически полученное за расчетный период количество электрической энергии.
Договор заключен сроком до 31.12.2010 г., вступает в силу с 01.01.2010 г. и считается продленным на один год и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
В марте 2011 года собственники помещений многоквартирного дома <...> на общем собрании собственников помещений в форме заочного голосования приняли решение об изменении способа управления указанным домом. Об этом факте собственники уведомили ООО "УК "Т.", представив протокол общего собрания собственников от 11.03.2011 г., для последующего уведомления управляющей компанией ресурсоснабжающих организаций.
14.03.2011 г. ООО "УК "Т." обратилось в ОАО "Ч." с заявлением об исключении из перечня домов, подлежащих электроснабжению через управляющую компанию, жилого дома, расположенного по адресу: <...>, в связи с принятием собственниками жилых помещений решения об избрании иного способа управления многоквартирным домом - непосредственного управления. Одновременно к письму ООО "УК "Т." была приложена заявка на заключение договора энергоснабжения от Ф.
В ответ на данное уведомление ОАО "Ч." сообщило ООО "УК "Т.", что в соответствии с действующим жилищным законодательством и законодательством в сфере электроэнергетики принятое собственниками помещений в данном многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, поскольку собственники помещений не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ. Оферта Ф. о заключении договора энергоснабжения была возвращена ООО "УК "Т." в связи с необходимостью личного обращения собственника жилого помещения с заявкой с представлением документа, подтверждающего право собственности.
Согласно статье 161 ЖК РФ определение порядка управления многоквартирным домом является предметом ведения собственников жилых помещений.
Согласно пункту 2 статьи 161 ЖК РФ и статьи 18 Вводного закона, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать и реализовать один из способов управления многоквартирным домом. При этом, многоквартирный дом может управляться только одним способов управления многоквартирным домом, сочетание способов управления невозможно.
В силу статьи 164 ЖК РФ для реализации способа управления - непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений необходимо соблюдение следующих условий:
- заключение договоров оказания услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей компанией;
- заключение договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом от своего имени;
- на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от имени собственников в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочия, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
По состоянию на 13.07.2011 г. в ОАО "Ч." поступило 5 заявлений на заключение договоров энергоснабжения от жильцов данного многоквартирного дома. При этом, Общество в письмах проинформировало данных заявителей об обязательности представления необходимых для заключения договора энергоснабжения документов. Однако указанными жильцами данные документы представлены не были. Также не были представлены документы от МБУ "Управление жилищным фондом города Чебоксары" для заключения договоров энергоснабжения по муниципальным помещениям.
Как следует из пояснения Ф., выбранной на общем собрании собственников помещений в качестве уполномоченного представителя собственников многоквартирного дома, жильцы не представили документы в ОАО "Ч." по собственной вине в силу недопонимания существа вопроса. После проведения представителями ОАО "Ч." разъяснительных работ, собственники помещений постепенно начали обращаться в ОАО "Ч." с представлением необходимых документов.
В силу пункта 5 части 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключение договора с отдельными покупателями (заказчиком) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
ОАО "Ч.", получив уведомление ООО "УК "Т." об исключении из перечня домов, подлежащих электроснабжению через управляющую компанию, жилого дома, расположенного по адресу: <...>, в связи с принятием собственниками жилых помещений решения об избрании иного способа управления многоквартирным домом - непосредственное управление, разъяснило управляющей компании порядок расторжения договора энергоснабжения по указанному многоквартирному дому
Со своей стороны собственники жилых помещений в многоквартирном доме, избрав иной способ управления и обратившись в ОАО "Ч." с заявлением о заключении договоров энергоснабжения, после письменного разъяснения Обществом об обязательности представления документов, необходимых для заключения таких договоров, документы не представили.
Также не представило документы в ОАО "Ч." МБУ "Управление жилищным фондом города Чебоксары" по жилым помещениям, находящимся в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах ОАО "Ч." не имело возможности перейти к непосредственному начислению платы за потребленную электроэнергию жильцам данного многоквартирного дома и исключить указанный дом из перечня домов, подлежащих электроснабжению через ООО "УК "Т.".
Оценив обстоятельства дела, исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав объяснения сторон, Комиссия не установила нарушений в действиях ОАО "Ч." поскольку отказ в заключении договоров энергоснабжения с собственниками помещений многоквартирного дома <...> и отказу расторгнуть с ООО "УК "Т." договор энергоснабжения по многоквартирному дому в связи со сменой способа управления многоквартирным домом не выявлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия

решила:

1. Дело № 102-АМЗ-2011, возбужденное по признакам нарушения ОАО "Ч." пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", прекратить в связи с неустановлением в действиях ОАО "Ч." нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ

Члены комиссии:
В.И.СОКОЛОВА
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА
А.Р.ГАДИЛОВА

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Чувашского УФАС РФ от 07.09.2011 по делу № 102-АМЗ-2011

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru