Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2011 г. № 693-ПП/15

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.08.2010 № 383-ПП

В целях обеспечения встраивания в единую общегосударственную систему документов стратегического планирования Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года, синхронизации действий федеральных и региональных органов власти Российской Федерации при реализации приоритетных направлений социально-экономического развития региона, стратегических проектов общегосударственного уровня и межрегионального значения в соответствии с целями и задачами, сформулированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, Правительство Мурманской области постановляет:
1. В названии и по всему тексту постановления Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года" слова "Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года" заменить словами "Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года" в соответствующих падежах.
2. Внести в Стратегию социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (далее - Стратегия), одобренную вышеназванным постановлением, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению.
3. Исполнительным органам государственной власти Мурманской области при разработке концепций, стратегий, целевых программ, проектов, планов мероприятий руководствоваться основными положениями Стратегии.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Мурманской области при разработке концепций, стратегий, программ, проектов, планов комплексного социально-экономического развития руководствоваться основными положениями Стратегии.

Губернатор
Мурманской области
Д.В.ДМИТРИЕНКО





Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 23 декабря 2011 г. № 693-ПП/15

СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. Профиль Мурманской области

Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Ее площадь - 144,9 тыс. кв. км (8,6 % территории СЗФО и 0,85 % РФ). Несмотря на свою принадлежность к районам Крайнего Севера России, климат Мурманской области арктически-умеренный, морской и благодаря влиянию теплого течения Гольфстрим сравнительно с другими северными регионами мягкий.
В пресноводных источниках (реки и озера) и омывающих полуостров Белом и Баренцевом морях сосредоточены значительные запасы биоресурсов. Кольский край характеризуется многообразием ландшафтов, уникальными экосистемами, в том числе районами, практически не затронутыми хозяйственным освоением (восточная часть области).
В недрах Кольского полуострова открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья, наибольшую ценность из которых имеют медно-никелевые, железные, апатитонефелиновые руды и руды редких и редкоземельных металлов. Значительны запасы слюды, сырья для строительных материалов и керамических изделий, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. На шельфе Баренцева моря разведаны нефтегазовые ресурсы, среди которых уникальное Штокмановское газоконденсатное месторождение, имеющее стратегическое значение не только в региональном, но и в национальном масштабе.
Население Мурманской области на 01.01.2010 - 801691 <1> чел., 5,9 % населения СЗФО и 0,6 % РФ.
--------------------------------
<1> С учетом результатов Всероссийской переписи населения 2010 года.

Мурманский морской порт является единственной незамерзающей, глубоководной и имеющей прямой и удобный доступ к океанским магистралям обустроенной гаванью в европейской части России <2>. На территории области размещаются важнейшие стратегические объекты: база Северного флота РФ (ЗАТО г. Североморск) и Кольская АЭС (г. Полярные Зори). В Мурманске берет начало стратегическая морская транспортная артерия - Северный морской путь, обеспечивающая доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также развитие транзита из Атлантики в Тихий океан, в порту базируется атомный ледокольный флот, обеспечивающий функционирование маршрута. Кроме того, Мурманская область граничит со страной - членом ЕС Финляндией и страной - членом НАТО Норвегией.
--------------------------------
<2> Балтийские и черноморские порты ограничены режимом использования узких датских и турецких проливов. Балтийские порты и Архангельск в зимний период времени могут осуществлять навигацию только под ледокольной проводкой. В европейской части России нет портов, способных принимать и отправлять суда дедвейтом более 150 тыс. тонн.

Экономическая специализация Мурманской области включает добычу и переработку полезных ископаемых (железорудный, апатитовый, вермикулитовый, флогопитовый, лопаритовый, бадделеитовый и нефелиновый концентраты), промышленное производство меди, никеля, кобальта, полуфабрикатов благородных металлов, первичного алюминия, электроэнергии, ловлю и переработку рыбы <3>.
--------------------------------
<3> Область производит 100 % апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов, слюды, 11 % железорудного концентрата, 7 % рафинированной меди, 45 % никеля, более 15,4 % рыбы и рыбных продуктов, обеспечивает 16 % общероссийского вылова водных биоресурсов.

Рис. 1.1. Мурманская область.


Вместе с тем прогнозируется снижение уровня регистрируемой и общей безработицы.
На фоне значительных темпов сокращения численности трудоспособного населения и в результате недостаточной интенсивности реализации инвестиционных проектов и темпов модернизационно-технологического обновления предприятий, сдержанной динамики в развитии бизнес-среды темпы роста оплаты труда и динамики роста доходов населения будут значительно отставать от второго и третьего вариантов.
В 2025 году среднемесячная заработная плата по сравнению с 2009 годом вырастет в 2,73 раза при абсолютном показателе 72,5 тыс. рублей, денежные доходы на душу населения увеличатся в 2,75 раза, в реальном выражении - в 1,12 раза. Покупательная способность среднедушевых доходов достигнет 335,9 %, доля бедного населения сократится до 9,7 %.

2. "Мировые ресурсы" (умеренно-оптимистичный вариант)

Предполагает начало реализации крупнейших инвестиционных проектов в соответствии со сроками, заявленными в декларациях о намерениях инвестирования.
Ввод объектов в рамках освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения планируется в 2016 - 2017 годах.
Кроме того, данный вариант предполагает более активную реализацию проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла по сравнению с первым вариантом, предположительно ввод ключевых объектов в рамках данного проекта прогнозируется в 2015 - 2016 годах.
Также второй вариант предусматривает активное формирование открытого для международных обменов пространства, развитие туризма, использование транзитного потенциала Северного морского пути, чему будет способствовать, в том числе, обновление атомного ледокольного флота.
В структуре валового регионального продукта промышленное производство к 2025 году достигнет 55 %, объем валового регионального продукта к 2025 году превысит уровень 2009 года в 2,2 раза в сопоставимых ценах.
По второму варианту объем промышленного производства в 2025 году вырастет в 3,2 раза по сравнению с 2009 годом. Лидером роста будут добывающие производства (в 4,5 раза к 2009 году), что обусловлено планируемым в 2017 году вводом завода по сжижению газа, в обрабатывающих производствах объем производства увеличится в 3,3 раза, в энергетике - в 1,14 раза.
Рост в 2025 году оборота на транспорте в 1,82 раза по сравнению с 2009 годом связан с планируемым в 2016 году вводом в эксплуатацию магистрального трубопровода.
Развитие рыбохозяйственного комплекса будет соответствовать инновационному варианту Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2020 года, основанного на масштабном обновлении материально-технической базы комплекса, активном государственном воздействии на отраслевые экономические процессы, совершенствовании нормативно-правовой базы, развитии государственно-частного партнерства, реализации федеральных и ведомственных целевых программ. При этом с принятием Федерального закона "Об аквакультуре" ожидается значительный приток инвестиций в данную сферу и, соответственно, активное развитие сектора.
Более динамичные по сравнению с первым вариантом темпы роста экономики и предпринимательской активности, активизация модернизационных процессов, рост оборота предприятий значительно расширят финансовые возможности по увеличению расходов на оплату труда как в бюджетных, так и во внебюджетных секторах экономики.
В результате к 2025 году среднемесячная заработная плата по сравнению с 2009 годом вырастет в 3,38 раза при абсолютном показателе 89,8 тыс. рублей. Денежные доходы на душу населения возрастут в 3,56 раза, в реальном выражении - в 1,51 раза. Покупательная способность среднедушевых доходов достигнет 435 %.
За счет увеличения темпов роста доходов населения численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократится в 2025 году до 9,4 %.
Плановая реализация базовых инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест, диверсификацию экономики, определяющих рост предпринимательской активности и более значительное, по сравнению с первым вариантом, развитие социальной сферы и инфраструктуры позволят создать основу для привлечения в регион трудовых мигрантов и сдержать миграционный отток населения, увеличить рождаемость, сократить смертность и, соответственно, снизить темпы уменьшения численности населения области.
В результате к 2025 году среднегодовая численность постоянного населения уменьшится по сравнению с 2010 годом на 6,9 % и составит 743,3 тыс. человек.
Позитивный тренд процесса рождаемости с 2016 года (с интервалами стагнации показателя в 2 года) будет формироваться под влиянием увеличения числа рождения вторых и последующих детей. Так, удельный вес родившихся вторыми и последующими по очередности рождения к 2025 году сложится на уровне 2010 года - 48 %. В результате коэффициент рождаемости населения к 2025 сложится на уровне базового 2010 года - 11,7 промилле.
К 2025 году прогнозируется снижение уровня смертности населения до 11,4 промилле. Складывающаяся тенденция обусловлена более значительными, по сравнению с первым вариантом, объемами инвестирования в сферу здравоохранения и, соответственно, более высокой эффективностью мер, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи. В связи с этим более выраженная позитивная динамика будет наблюдаться и по значениям ожидаемой продолжительности жизни, которая к 2025 году составит 69,6 лет, что на 2,4 года больше, чем в 2009 году.
К 2025 году миграционный отток снизится до 34,9 промилле (2590 чел.). В период с 2020 до 2025 года снижение уровня миграционной убыли составит 1,6 промилле (180 чел.).
Складывающиеся тенденции в экономике и демографии региона непосредственно скажутся и на функционировании рынка труда, ситуация на котором будет более благоприятной, нежели в первом варианте, за счет создания новых рабочих мест как на базовых инвестиционных, так и инфраструктурных объектах.
Так, к 2025 году среднегодовая численность занятых в экономике составит 418,3 тыс. человек, что на 4,7 % меньше чем в 2009 году.
Учитывая создание новых рабочих мест и развитие сопутствующей инфраструктуры, уровень регистрируемой безработицы, по оценке, составит в 2025 году 1,3 %, что более чем в 2 раза меньше, чем в 2009 году.
Общий уровень безработицы снизится с 7,6 % в 2009 году до 4,9 % в 2025 году.

3. "Стратегический центр освоения Арктики" (оптимистичный
вариант)

Предполагает начало реализации инвестиционных проектов в соответствии со сроками, заявленными в декларациях о намерениях инвестирования. Сроки реализации во втором и третьем вариантах совпадают.
В связи с позиционированием Мурманска как столицы Арктического макрорегиона и повышением интереса к региону как центру сосредоточения Арктических инициатив значительно возрастет инвестиционный потенциал области, расширятся границы межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества.
Развитие городских пространств (Мурманск - Кировск - Апатиты - Полярные Зори - Кандалакша) и формирование "городских" секторов экономики как базового сектора занятости и "окна возможностей" для самореализации включают в себя развитие индустрии развлечений и туризма, сложных деловых услуг, услуг здравоохранения и образования, обустройства городской среды за счет усиления притока частного капитала.
Ожидаемое принятие Федерального закона "Об Арктической зоне Российской Федерации", стратегии и государственной программы экономического и социального развития АЗРФ на период до 2020 года будут способствовать не только расширению инвестиционных возможностей региона, но и снижению риска возникновения проблем социального и экономического воспроизводства, связанных с сырьевой ориентацией региона, формированию благоприятной среды для развития бизнеса при одновременном значительном улучшении показателей уровня жизни населения.
По третьему варианту доля промышленного производства в общем объеме ВРП составит не более 45 %, значительна доля сферы торговли и услуг - 36,6 %.
Состояние и развитие потребительского рынка региона и сектора платных услуг напрямую взаимосвязано с тенденциями уровня доходов населения, формирующего платежеспособный спрос, а также демографической ситуации, складывающейся в регионе.
Среднемесячная заработная плата к 2025 году по сравнению с 2009 годом вырастет в 3,75 раза при абсолютном показателе 99,7 тыс. рублей. Денежные доходы на душу населения возрастут в 4 раза, в абсолютном выражении - 85,3 тыс. рублей, в реальном выражении - в 1,73 раза.
В третьем варианте учитывая, что главным приоритетом будет являться создание в регионе комфортных условий для жизни населения и принятие комплексных мер экономического стимулирования и социальной поддержки. Кроме того значительно расширятся возможности по увеличению расходов на оплату труда как в бюджетных, так и во внебюджетных секторах, и, соответственно, потребительские возможности населения, в результате покупательная способность среднедушевых доходов к 2025 году достигнет 493,2 %.
Значительное сглаживание негативной динамики в демографических процессах региона будет обусловлено наряду с экономическим развитием усовершенствованной системой мер по социальной поддержке (включая дополнительные социальные гарантии).
В результате снижение численности населения будет происходить более медленными темпами, нежели в предыдущих вариантах, прежде всего благодаря ежегодному сокращению естественной убыли населения со сменой тенденции в 2018 году в сторону естественного прироста с трендом ежегодного увеличения. Соответственно, снижение численности населения будет связано с миграционной убылью, которая до 2020 будет сокращаться в связи с притоком трудовых ресурсов, а с 2022 года начнет расти за счет увеличения оттока лиц старше трудоспособного возраста.
К 2025 году среднегодовая численность населения уменьшится по сравнению с 2010 годом на 5,5 % и составит 754,4 тыс. человек.
Стабильно позитивная динамика процесса рождаемости с 2015 года (с интервалами стагнации показателя в 3 - 4 года) связана с увеличением доли лиц репродуктивного возраста, а также числа вторых и последующих рождений. Тем не менее уровень рождаемости в 2025 году сложится на уровне базового 2010 года. Удельный вес родившихся вторыми и последующими по очередности рождения увеличится до 48,1 %.
Снижение коэффициента смертности напрямую будет связано с реализацией мероприятий, направленных на раннюю диагностику заболеваний, на фоне внедрения инновационных технологий в сферу здравоохранения, а также повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Таким образом, коэффициент смертности населения к в 2025 году снизится до 10,7 промилле.
В комплексе складывающаяся благоприятная социально-экономическая ситуация позитивно отразится на значениях ожидаемой продолжительности жизни, которая к 2025 году составит 72,4 года, что на 5,2 года больше, чем в 2009 году.
Коэффициент миграционной убыли к 2025 году прогнозируется с незначительным увеличением до -29,8 промилле (2250 чел.) за счет оттока жителей пенсионного возраста.
Реализация стратегических мегапроектов и формирование на их базе кластеров, бурное развитие сектора услуг, преодоление социально-гуманитарных проблем Севера, формирование городских пространств, адекватных запросам всех групп населения, будут определять позитивные тренды на рынке труда региона.
Темпы сокращения численности занятых в экономике, уровня безработицы сложатся значительно ниже тенденций первого и второго вариантов прогноза.




Официальная публикация в СМИ:
"Мурманский Вестник", № 6/1, 17.01.2012, с. 1-4


Постановление Правительства Мурманской области от 23.12.2011 № 693-ПП/15
"О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП"
(вместе со "Стратегией социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года")

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru