ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2011 г. № 693-ПП/15
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.08.2010 № 383-ПП
В целях обеспечения встраивания в единую общегосударственную систему документов стратегического планирования Стратегии
социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года, синхронизации действий федеральных и региональных органов власти Российской Федерации при реализации приоритетных направлений социально-экономического развития региона, стратегических проектов общегосударственного уровня и межрегионального значения в соответствии с целями и задачами, сформулированными в Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии
социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, Правительство Мурманской области постановляет:
1. В названии
и по всему тексту
постановления Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года" слова "Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года" заменить словами "Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года" в соответствующих падежах.
2. Внести в Стратегию
социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (далее - Стратегия), одобренную вышеназванным постановлением, изменения, изложив ее в новой редакции
согласно приложению.
3. Исполнительным органам государственной власти Мурманской области при разработке концепций, стратегий, целевых программ, проектов, планов мероприятий руководствоваться основными положениями Стратегии
.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Мурманской области при разработке концепций, стратегий, программ, проектов, планов комплексного социально-экономического развития руководствоваться основными положениями Стратегии
.
Губернатор
Мурманской области
Д.В.ДМИТРИЕНКО
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 23 декабря 2011 г. № 693-ПП/15
СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
1. Профиль Мурманской области
Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Ее площадь - 144,9 тыс. кв. км (8,6 % территории СЗФО и 0,85 % РФ). Несмотря на свою принадлежность к районам Крайнего Севера России, климат Мурманской области арктически-умеренный, морской и благодаря влиянию теплого течения Гольфстрим сравнительно с другими северными регионами мягкий.
В пресноводных источниках (реки и озера) и омывающих полуостров Белом и Баренцевом морях сосредоточены значительные запасы биоресурсов. Кольский край характеризуется многообразием ландшафтов, уникальными экосистемами, в том числе районами, практически не затронутыми хозяйственным освоением (восточная часть области).
В недрах Кольского полуострова открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья, наибольшую ценность из которых имеют медно-никелевые, железные, апатитонефелиновые руды и руды редких и редкоземельных металлов. Значительны запасы слюды, сырья для строительных материалов и керамических изделий, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. На шельфе Баренцева моря разведаны нефтегазовые ресурсы, среди которых уникальное Штокмановское газоконденсатное месторождение, имеющее стратегическое значение не только в региональном, но и в национальном масштабе.
Население Мурманской области на 01.01.2010 - 801691 <1>
чел., 5,9 % населения СЗФО и 0,6 % РФ.
--------------------------------
<1> С учетом результатов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Мурманский морской порт является единственной незамерзающей, глубоководной и имеющей прямой и удобный доступ к океанским магистралям обустроенной гаванью в европейской части России <2>
. На территории области размещаются важнейшие стратегические объекты: база Северного флота РФ (ЗАТО г. Североморск) и Кольская АЭС (г. Полярные Зори). В Мурманске берет начало стратегическая морская транспортная артерия - Северный морской путь, обеспечивающая доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также развитие транзита из Атлантики в Тихий океан, в порту базируется атомный ледокольный флот, обеспечивающий функционирование маршрута. Кроме того, Мурманская область граничит со страной - членом ЕС Финляндией и страной - членом НАТО Норвегией.
--------------------------------
<2> Балтийские и черноморские порты ограничены режимом использования узких датских и турецких проливов. Балтийские порты и Архангельск в зимний период времени могут осуществлять навигацию только под ледокольной проводкой. В европейской части России нет портов, способных принимать и отправлять суда дедвейтом более 150 тыс. тонн.
Экономическая специализация Мурманской области включает добычу и переработку полезных ископаемых (железорудный, апатитовый, вермикулитовый, флогопитовый, лопаритовый, бадделеитовый и нефелиновый концентраты), промышленное производство меди, никеля, кобальта, полуфабрикатов благородных металлов, первичного алюминия, электроэнергии, ловлю и переработку рыбы <3>
.
--------------------------------
<3> Область производит 100 % апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов, слюды, 11 % железорудного концентрата, 7 % рафинированной меди, 45 % никеля, более 15,4 % рыбы и рыбных продуктов, обеспечивает 16 % общероссийского вылова водных биоресурсов.
Рис. 1.1. Мурманская область.
Вместе с тем прогнозируется снижение уровня регистрируемой и общей безработицы.
На фоне значительных темпов сокращения численности трудоспособного населения и в результате недостаточной интенсивности реализации инвестиционных проектов и темпов модернизационно-технологического обновления предприятий, сдержанной динамики в развитии бизнес-среды темпы роста оплаты труда и динамики роста доходов населения будут значительно отставать от второго и третьего вариантов.
В 2025 году среднемесячная заработная плата по сравнению с 2009 годом вырастет в 2,73 раза при абсолютном показателе 72,5 тыс. рублей, денежные доходы на душу населения увеличатся в 2,75 раза, в реальном выражении - в 1,12 раза. Покупательная способность среднедушевых доходов достигнет 335,9 %, доля бедного населения сократится до 9,7 %.
2. "Мировые ресурсы" (умеренно-оптимистичный вариант)
Предполагает начало реализации крупнейших инвестиционных проектов в соответствии со сроками, заявленными в декларациях о намерениях инвестирования.
Ввод объектов в рамках освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения планируется в 2016 - 2017 годах.
Кроме того, данный вариант предполагает более активную реализацию проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла по сравнению с первым вариантом, предположительно ввод ключевых объектов в рамках данного проекта прогнозируется в 2015 - 2016 годах.
Также второй вариант предусматривает активное формирование открытого для международных обменов пространства, развитие туризма, использование транзитного потенциала Северного морского пути, чему будет способствовать, в том числе, обновление атомного ледокольного флота.
В структуре валового регионального продукта промышленное производство к 2025 году достигнет 55 %, объем валового регионального продукта к 2025 году превысит уровень 2009 года в 2,2 раза в сопоставимых ценах.
По второму варианту объем промышленного производства в 2025 году вырастет в 3,2 раза по сравнению с 2009 годом. Лидером роста будут добывающие производства (в 4,5 раза к 2009 году), что обусловлено планируемым в 2017 году вводом завода по сжижению газа, в обрабатывающих производствах объем производства увеличится в 3,3 раза, в энергетике - в 1,14 раза.
Рост в 2025 году оборота на транспорте в 1,82 раза по сравнению с 2009 годом связан с планируемым в 2016 году вводом в эксплуатацию магистрального трубопровода.
Развитие рыбохозяйственного комплекса будет соответствовать инновационному варианту Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2020 года, основанного на масштабном обновлении материально-технической базы комплекса, активном государственном воздействии на отраслевые экономические процессы, совершенствовании нормативно-правовой базы, развитии государственно-частного партнерства, реализации федеральных и ведомственных целевых программ. При этом с принятием Федерального закона "Об аквакультуре" ожидается значительный приток инвестиций в данную сферу и, соответственно, активное развитие сектора.
Более динамичные по сравнению с первым вариантом темпы роста экономики и предпринимательской активности, активизация модернизационных процессов, рост оборота предприятий значительно расширят финансовые возможности по увеличению расходов на оплату труда как в бюджетных, так и во внебюджетных секторах экономики.
В результате к 2025 году среднемесячная заработная плата по сравнению с 2009 годом вырастет в 3,38 раза при абсолютном показателе 89,8 тыс. рублей. Денежные доходы на душу населения возрастут в 3,56 раза, в реальном выражении - в 1,51 раза. Покупательная способность среднедушевых доходов достигнет 435 %.
За счет увеличения темпов роста доходов населения численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
сократится в 2025 году до 9,4 %.
Плановая реализация базовых инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест, диверсификацию экономики, определяющих рост предпринимательской активности и более значительное, по сравнению с первым вариантом, развитие социальной сферы и инфраструктуры позволят создать основу для привлечения в регион трудовых мигрантов и сдержать миграционный отток населения, увеличить рождаемость, сократить смертность и, соответственно, снизить темпы уменьшения численности населения области.
В результате к 2025 году среднегодовая численность постоянного населения уменьшится по сравнению с 2010 годом на 6,9 % и составит 743,3 тыс. человек.
Позитивный тренд процесса рождаемости с 2016 года (с интервалами стагнации показателя в 2 года) будет формироваться под влиянием увеличения числа рождения вторых и последующих детей. Так, удельный вес родившихся вторыми и последующими по очередности рождения к 2025 году сложится на уровне 2010 года - 48 %. В результате коэффициент рождаемости населения к 2025 сложится на уровне базового 2010 года - 11,7 промилле.
К 2025 году прогнозируется снижение уровня смертности населения до 11,4 промилле. Складывающаяся тенденция обусловлена более значительными, по сравнению с первым вариантом, объемами инвестирования в сферу здравоохранения и, соответственно, более высокой эффективностью мер, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи. В связи с этим более выраженная позитивная динамика будет наблюдаться и по значениям ожидаемой продолжительности жизни, которая к 2025 году составит 69,6 лет, что на 2,4 года больше, чем в 2009 году.
К 2025 году миграционный отток снизится до 34,9 промилле (2590 чел.). В период с 2020 до 2025 года снижение уровня миграционной убыли составит 1,6 промилле (180 чел.).
Складывающиеся тенденции в экономике и демографии региона непосредственно скажутся и на функционировании рынка труда, ситуация на котором будет более благоприятной, нежели в первом варианте, за счет создания новых рабочих мест как на базовых инвестиционных, так и инфраструктурных объектах.
Так, к 2025 году среднегодовая численность занятых в экономике составит 418,3 тыс. человек, что на 4,7 % меньше чем в 2009 году.
Учитывая создание новых рабочих мест и развитие сопутствующей инфраструктуры, уровень регистрируемой безработицы, по оценке, составит в 2025 году 1,3 %, что более чем в 2 раза меньше, чем в 2009 году.
Общий уровень безработицы снизится с 7,6 % в 2009 году до 4,9 % в 2025 году.
3. "Стратегический центр освоения Арктики" (оптимистичный
вариант)
Предполагает начало реализации инвестиционных проектов в соответствии со сроками, заявленными в декларациях о намерениях инвестирования. Сроки реализации во втором и третьем вариантах совпадают.
В связи с позиционированием Мурманска как столицы Арктического макрорегиона и повышением интереса к региону как центру сосредоточения Арктических инициатив значительно возрастет инвестиционный потенциал области, расширятся границы межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества.
Развитие городских пространств (Мурманск - Кировск - Апатиты - Полярные Зори - Кандалакша) и формирование "городских" секторов экономики как базового сектора занятости и "окна возможностей" для самореализации включают в себя развитие индустрии развлечений и туризма, сложных деловых услуг, услуг здравоохранения и образования, обустройства городской среды за счет усиления притока частного капитала.
Ожидаемое принятие Федерального закона "Об Арктической зоне Российской Федерации", стратегии и государственной программы экономического и социального развития АЗРФ на период до 2020 года будут способствовать не только расширению инвестиционных возможностей региона, но и снижению риска возникновения проблем социального и экономического воспроизводства, связанных с сырьевой ориентацией региона, формированию благоприятной среды для развития бизнеса при одновременном значительном улучшении показателей уровня жизни населения.
По третьему варианту доля промышленного производства в общем объеме ВРП составит не более 45 %, значительна доля сферы торговли и услуг - 36,6 %.
Состояние и развитие потребительского рынка региона и сектора платных услуг напрямую взаимосвязано с тенденциями уровня доходов населения, формирующего платежеспособный спрос, а также демографической ситуации, складывающейся в регионе.
Среднемесячная заработная плата к 2025 году по сравнению с 2009 годом вырастет в 3,75 раза при абсолютном показателе 99,7 тыс. рублей. Денежные доходы на душу населения возрастут в 4 раза, в абсолютном выражении - 85,3 тыс. рублей, в реальном выражении - в 1,73 раза.
В третьем варианте учитывая, что главным приоритетом будет являться создание в регионе комфортных условий для жизни населения и принятие комплексных мер экономического стимулирования и социальной поддержки. Кроме того значительно расширятся возможности по увеличению расходов на оплату труда как в бюджетных, так и во внебюджетных секторах, и, соответственно, потребительские возможности населения, в результате покупательная способность среднедушевых доходов к 2025 году достигнет 493,2 %.
Значительное сглаживание негативной динамики в демографических процессах региона будет обусловлено наряду с экономическим развитием усовершенствованной системой мер по социальной поддержке (включая дополнительные социальные гарантии).
В результате снижение численности населения будет происходить более медленными темпами, нежели в предыдущих вариантах, прежде всего благодаря ежегодному сокращению естественной убыли населения со сменой тенденции в 2018 году в сторону естественного прироста с трендом ежегодного увеличения. Соответственно, снижение численности населения будет связано с миграционной убылью, которая до 2020 будет сокращаться в связи с притоком трудовых ресурсов, а с 2022 года начнет расти за счет увеличения оттока лиц старше трудоспособного возраста.
К 2025 году среднегодовая численность населения уменьшится по сравнению с 2010 годом на 5,5 % и составит 754,4 тыс. человек.
Стабильно позитивная динамика процесса рождаемости с 2015 года (с интервалами стагнации показателя в 3 - 4 года) связана с увеличением доли лиц репродуктивного возраста, а также числа вторых и последующих рождений. Тем не менее уровень рождаемости в 2025 году сложится на уровне базового 2010 года. Удельный вес родившихся вторыми и последующими по очередности рождения увеличится до 48,1 %.
Снижение коэффициента смертности напрямую будет связано с реализацией мероприятий, направленных на раннюю диагностику заболеваний, на фоне внедрения инновационных технологий в сферу здравоохранения, а также повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Таким образом, коэффициент смертности населения к в 2025 году снизится до 10,7 промилле.
В комплексе складывающаяся благоприятная социально-экономическая ситуация позитивно отразится на значениях ожидаемой продолжительности жизни, которая к 2025 году составит 72,4 года, что на 5,2 года больше, чем в 2009 году.
Коэффициент миграционной убыли к 2025 году прогнозируется с незначительным увеличением до -29,8 промилле (2250 чел.) за счет оттока жителей пенсионного возраста.
Реализация стратегических мегапроектов и формирование на их базе кластеров, бурное развитие сектора услуг, преодоление социально-гуманитарных проблем Севера, формирование городских пространств, адекватных запросам всех групп населения, будут определять позитивные тренды на рынке труда региона.
Темпы сокращения численности занятых в экономике, уровня безработицы сложатся значительно ниже тенденций первого и второго вариантов прогноза.