Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2011 г. по делу № А82-1506/2011

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Т.Б. Красновой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скляровым В.В., секретарем Лайдинен М.Э.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Айвенго"
об аннулировании лицензии,
при участии:
от заявителя - Белова Е.А., представитель по доверенности от 15.04.2011; Турдаков С.С., представитель по доверенности от 31.12.2010,
от ответчика - Митьянов Л.А., представитель по доверенности от 21.04.2011,

установил:

департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области обратился в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции В 572882, регистрационный номер 76202708/Л0370 от 3 декабря 2008 года, выданной департаментом государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области обществу с ограниченной ответственностью "Айвенго".
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Ответчик возражает против удовлетворения требований истца, считает, что отсутствуют основания для аннулирования лицензии.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Айвенго" имеет лицензию 572882, регистрационный номер 76202708/Л0370 от 3 декабря 2008 года на розничную продажу алкогольной продукции в кафе по адресу: г. Ярославль, ул. Клубная, д. 3, выданную департаментом государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области, сроком действия с 03.12.2008 по 03.12.2013.
Пунктом 10 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ, а также пункту 3 статьи 8.1 Закона Ярославской области № 20-з от 25.06.1999 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ярославской области" лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования лицензии является, в том числе, повторное в течение одного года несвоевременное представление деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в лицензирующий орган.
Постановлением Правительства Ярославской области от 09.07.2009 № 659-п "О декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ярославской области" утверждены Порядок представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Ярославской области и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.1 Порядка декларации утвержденной формы представляются декларантами ежеквартально в департамент в течение всего срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (далее - лицензия). Декларация представляется декларантом за отчетный квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а по итогам четвертого квартала - не позднее 25 февраля года, следующего за отчетным периодом (редакции постановления Правительства ЯО от 30.04.2010 № 274-п - не позднее 30 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а по итогам четвертого квартала - не позднее 5 февраля).
Из материалов дела следует, что в нарушение установленного Порядка ответчик четырежды не представил в лицензирующий орган декларации о розничной продаже алкогольной продукции: за четвертый квартал 2009 года со сроком сдачи с 01.01.2010 по 25.01.2010 (продлен до 05.02.2010 приказом директора департамента от 28.12.2009 № 875 "О продлении срока приема деклараций"); за первый квартал 2010 года со сроком сдачи с 01.04.2010 по 20.04.2010; за второй квартал 2010 года со сроком сдачи с 01.07.2010 по 30.07.2010; за третий квартал 2010 года со сроком сдачи с 01.10.2010 по 30.10.2010.
Следовательно, обществом не выполнена обязанность по своевременному предоставлению деклараций о розничной продаже алкогольной продукции, на основании чего вывод лицензирующего органа о наличии законных оснований для аннулирования лицензии является обоснованным.
Вместе с тем из анализа указанных выше норм следует, что положения пункта 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ не являются императивными, устанавливающими обязанность суда принять решение об аннулировании лицензии, в связи с чем суд при рассмотрении заявления об аннулировании лицензии не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующего субъекта.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П условием применения санкции является проверка того, не было ли допущенное нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний законодательства.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 244-О, от 05.07.2001 № 130-О, Постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Вместе с тем, в п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" разъяснено, что аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, вместе с тем представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в тех случаях, когда это вызывается необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.
Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.
Оценив в совокупности обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что формальное наличие оснований аннулирования лицензии не является достаточным основанием для удовлетворения заявленных департаментом требований, поскольку аннулирование лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции является правом суда, а не его обязанностью и сама эта мера применяется в крайнем случае.
Как установлено в ходе судебного заседания, непредставление в установленный срок деклараций было обусловлено нахождением пяти сотрудников общества в отпуске по беременности и родам в период с 27.11.2008 по 27.02.2011. Данный факт не является основанием для освобождения общества от соблюдения лицензионных требований и условий, но, вместе с тем, свидетельствует о наличии объективных причин, препятствовавших исполнению ответчиком возложенных на него обязанностей.
Кроме того, обществом в департамент сдана декларация за первый квартал 2011 года, в материалах дела также имеется почтовая квитанция о направлении в адрес департамента деклараций за предыдущие периоды, что свидетельствует о том, что обществом в настоящее время предпринимаются все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований и условий.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, оценив обстоятельства дела, представленные для исследования материалы и доводы сторон, суд пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований для применения к обществу такой меры принуждения, как аннулирование лицензии.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленного департаментом государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области требования об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции В 572882, регистрационный номер 76202708/Л0370 от 3 декабря 2008 года, выданной департаментом государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области обществу с ограниченной ответственностью "Айвенго", отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок.

Судья
Т.Б.КРАСНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27.09.2011 по делу № А82-1506/2011 данное решение и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 по данному делу оставлены без изменения.

Решение Арбитражного суда ЯО от 29.04.2011 по делу № А82-1506/2011
<В удовлетворении заявленных требований об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции отказано ввиду отсутствия достаточных оснований для аннулирования данной лицензии>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru