ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 января 2012 г. № 31-р
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ
КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
С целью реализации Плана
первоочередных мероприятий по адаптации системы профессионального образования Сахалинской области к региональному рынку труда, утвержденного распоряжением Правительства Сахалинской области от 26.07.2011 № 530-р, задач Стратегии
социально-экономического развития Сахалинской области до 2025 года:
1. Внести в Концепцию
развития кадрового потенциала Сахалинской области, утвержденную распоряжением администрации Сахалинской области от 09.06.2009 № 369-ра, следующие изменения:
1.1. Раздел 1
"Введение" изложить в новой редакции:
"1. Введение
Реализация геополитической задачи закрепления населения на территории региона за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека, а также достижения как минимум среднероссийского уровня социально-экономического развития является стратегической целью развития Сахалинской области.
Модернизация предприятий, реализация высокотехнологичных проектов в Сахалинской области, в том числе связанных с освоением нефтегазовых проектов, привели к тому, что структура вакансий существенно изменилась. Увеличился спрос на высококвалифицированных, профессионально подготовленных рабочих, специалистов среднего и высшего звена. Экономика области испытывает острую потребность в специалистах технического профиля с высшим образованием.
Наиболее востребованными продолжают оставаться опытные квалифицированные рабочие, владеющие несколькими специальностями в строительстве, нефтегазовом и рыбопромышленном комплексах, жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве.
Дальнейшему повышению устойчивости, основанной на реализации инвестиционных проектов экономики области, будет способствовать реализация Стратегии
развития Сахалинской области до 2020 года.
Индустриально-инвестиционное развитие и масштабные проекты, которые предстоит реализовывать, могут состояться только при условии создания эффективной системы сохранения, использования и развития кадрового потенциала.
(Кадровый потенциал - качественно-количественное измерение трудовых ресурсов с учетом пола, возраста, образования и профессиональной подготовки, здоровья, которыми определяется эффективность труда работников).
Наличие качественных трудовых ресурсов позитивно отразится на развитии экономики, и в первую очередь - на создании высокотехнологичных производств, будет способствовать развитию обслуживающих отраслей, предоставляющих разнообразный комплекс услуг.
Повышение качества и доступности услуг позволит повысить уровень жизни населения, увеличить ее продолжительность, будет способствовать росту рождаемости - основному источнику восполнения трудовых ресурсов.
Концепция - документ долгосрочного действия, на основании которого должны разрабатываться конкретные областные, отраслевые и муниципальные программы с учетом поставленных в Концепции целей и специфики отраслей и территорий.".
1.2. В разделе 2
"Анализ и оценка состояния кадрового потенциала Сахалинской области и факторов, влияющих на его развитие":
1.2.1. в подразделе 2.1
"Рынок труда Сахалинской области, состояние и возможные пути развития":
1.2.1.1. абзац первый
после слова "образования," дополнить словом "с";
1.2.1.2. в абзаце втором
слова и цифры "292,3 тыс. в 2007 году" заменить словами и цифрами "282 тыс. человек в 2011 году";
1.2.1.3. в абзаце третьем
:
- слова и цифры "с 51,1 до 13,7 тыс." заменить словами и цифрами "с 51,1 до 21,0 тыс.";
- слова и цифры "12,3 до 3,6 тыс." заменить словами и цифрами "5,5 до 2,8 тыс.";
1.2.1.4. в абзаце четвертом
слово "некоторые" заменить словом "заметные";
1.2.1.5. после абзаца четвертого
дополнить
абзацами следующего содержания:
"На стабилизацию экономики повлиял своевременно принятый антикризисный план Правительства Сахалинской области, ориентированный на реальный сектор экономики, предприятия малого и среднего бизнеса, обеспечение занятости населения. Его реализация позволила поддержать социально значимые предприятия, занимающие ключевые позиции в различных отраслях, обеспечить предпринимателям доступ к кредитным ресурсам, снизить уровень регистрируемой безработицы.
В течение 2011 года в службу занятости населения за различными государственными услугами обратились около 98 тысяч граждан, из них 37,7 тысячи зарегистрированы в качестве ищущих работу, что на уровне 2009 года, признаны безработными 12,7 тысячи человек, или на 2,4% меньше.";
1.2.1.6. абзац пятый
исключить;
1.2.1.7. абзац шестой
изложить в новой редакции:
"Демографическая ситуация ежегодно ухудшается. Численность населения Сахалинской области за период между Всероссийскими переписями (2002 - 2010 годы) сократилась почти на 50 тыс. человек (на 9%) и составила в 2010 году 498,9 тыс. человек. При этом потери населения трудоспособного возраста оцениваются в количестве 43 тыс. человек (на 11,7%).";
1.2.1.8. абзац восьмой
изложить в новой редакции:
"Активизация миграционного оттока, обусловленная переселением на постоянное место жительства за пределы области жителей г. Невельска, пострадавшего в результате землетрясения в августе 2007 года, а также граждан, выезжающих из области по государственным жилищным сертификатам, наблюдалась с начала 2008 года.";
1.2.1.9. в абзаце десятом
слова "в большинстве" заменить словами "в большей степени";
1.2.1.10. в абзаце одиннадцатом
слова "в службу занятости области, в настоящее время" заменить словами "агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области в среднем";
1.2.1.11. абзац двенадцатый
изложить в новой редакции:
"Среди обратившихся в агентство государственной службы занятости Сахалинской области за содействием в поиске подходящей работы более половины - женщины. Из них большинство - впервые ищущие работу, не имеющие специальности или с длительным перерывом в работе.";
1.2.1.12. в абзаце тринадцатом
слова и цифры "2008 году 34,3 тыс. против 2 тыс." заменить словами и цифрами "2011 году 20,9 тыс. человек против 2 тыс. человек";
1.2.1.13. в абзаце шестнадцатом
слова ", малого предпринимательства" исключить;
1.2.1.14. после абзаца шестнадцатого
дополнить
абзацами следующего содержания:
"- увеличение количества субъектов малого предпринимательства.
С началом реализации в Сахалинской области инвестиционного проекта "Комплексное деревообрабатывающее производство", выход на 100-процентную мощность которого планируется в 2018 году, в области прогнозируется создание более 700 дополнительных рабочих мест.
1.3.3.1. абзац двадцать второй
исключить;
1.3.3.2. после абзаца тридцать восьмого
дополнить
абзацами следующего содержания:
"Целью в образовательной сфере является развитие кадрового потенциала на основе решения задач, связанных с созданием механизма устойчивого развития системы профессионального образования и обеспечения населению государственных гарантий по доступности и качеству образовательных услуг, а также равных возможностей для получения образования.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
1) повышение доступности качественных услуг в сфере профессионального образования;
2) совершенствование системы профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов;
3) развитие инфраструктуры, ресурсного обеспечения системы образования Сахалинской области.";
1.3.4. в подразделе 3.2
"Основные направления государственной политики в области регулирования процессов на рынке труда и в сфере занятости населения Сахалинской области":
1.3.4.1. абзац семнадцатый
изложить в новой редакции:
"- повышение качества рабочих мест и рабочей среды путем проведения аттестации рабочих мест на соответствие установленным государственным нормативным требованиям охраны труда и обеспечения реализации областной программы действий по улучшению условий и охраны труда, а также мероприятий по охране труда организациями области.";
1.3.4.2. дополнить
абзацами следующего содержания:
"Необходимо осуществить действия по переориентации деятельности органов исполнительной власти Сахалинской области и местного самоуправления от решения текущих отраслевых вопросов в сторону применения механизмов развития инвестиционной деятельности, создания качественного и понятного для потенциального инвестора предложения.
Данные действия определяют необходимость оперативного сбора и анализа информации о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах, а также формирования органами власти собственных отраслевых проектов, их последующей презентации и продвижения для целей инвестиций.
Для этого необходимо проведение комплекса мероприятий по повышению квалификации (тренинги, семинары, стажировки) государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Сахалинской области, муниципальных служащих органов местного самоуправления в сферах подготовки и экспертизы инвестиционных проектов в отраслях экономики, а также грамотной подготовки презентаций инвестиционных проектов с учетом национальных особенностей, традиций и культуры восприятия информации потенциальных инвесторов из различных стран;
- проведение семинаров по повышению финансовой и инвестиционной грамотности населения и субъектов предпринимательской деятельности на территории муниципальных образований Сахалинской области;
- включение в индивидуальные планы развития государственных гражданских служащих Сахалинской области и муниципальных служащих направлений подготовки по вопросам повышения инвестиционной грамотности и взаимодействия с субъектами предпринимательства.
В рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов Сахалинской области и приоритетных инвестиционных проектов муниципальных образований соответствующие субъекты инвестиционной деятельности могут включать в проекты планов реализации этих проектов направления, связанные с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации лиц по профессиям, необходимым для реализации проектов.";
1.3.5. абзац девятый подраздела 3.4
"Регулирование процессов трудовой миграции в части обеспечения приоритетного права жителей Сахалинской области на замещение вакантных рабочих мест" изложить в новой редакции:
"С учетом перечисленных показателей ежегодно должна устанавливаться допустимая доля иностранных работников, используемых в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы на основе анализа реальной потребности экономики Сахалинской области и муниципальных образований в квалифицированных специалистах и неквалифицированной рабочей силе в разрезе укрупненных групп профессий. При этом необходимо основываться на принципе приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом наличия местного населения, имеющих необходимую профессиональную подготовку и уровень квалификации. Особое внимание необходимо обратить на то, чтобы замещение рабочих мест иностранными специалистами не препятствовало трудоустройству молодежи, в том числе выпускников системы профессионального образования.";
1.3.6. в подразделе 3.5
"Основные направления развития социального партнерства, повышения роли работодателей в формировании кадрового потенциала, создании системы постоянного повышения качества рабочей силы в организациях":
1.3.6.1. абзац третий
изложить в новой редакции:
"Основные направления и формы социального партнерства между сторонами должны осуществляться по следующим позициям:";
1.3.6.2. после абзаца двенадцатого
дополнить
абзацами следующего содержания:
"- решение задач адаптации системы профессионального образования Сахалинской области к потребности регионального рынка областными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления совместно с работодателями Сахалинской области в формах:
1) представление работодателями области органам исполнительной власти, местного самоуправления необходимой информации для разработки прогнозов потребности области в трудовых ресурсах, организации единой системы мониторинга развития кадрового потенциала;
2) включение в соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения и устанавливающие общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемые в Сахалинской области на региональном, отраслевом и территориальном уровнях, а также включение в коллективные договоры положений, устанавливающих обязанность работодателей осуществлять профессиональную подготовку и переподготовку работников, обязанность по созданию и развитию системы непрерывного профессионального обучения;
3) регулярное рассмотрение вопросов обеспечения развития кадрового потенциала Сахалинской области на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе информации объединения работодателей Сахалинской области о выполнении работодателями области соответствующих обязанностей, предусмотренных региональными и отраслевыми соглашениями;
4) рассмотрение (обсуждение) на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проектов областных законов и иных нормативных правовых актов, областных программ и других актов в сфере труда и социально-трудовых отношений.";
1.3.6.3. абзац девятнадцатый
после слов "внутрифирменного обучения" дополнить словами ", в том числе безопасным методам труда,".
1.4. Раздел 4
"Перечень нормативных правовых актов, областных и ведомственных целевых программ, требующих разработки и принятия в целях реализации Концепции" изложить в новой редакции:
"4. Перечень нормативных правовых актов,
областных и ведомственных целевых программ,
требующих разработки и принятия в целях реализации Концепции
Разработка целевых областных программ:
- занятости населения Сахалинской области на 2013 - 2015 годы.
Корректировка программ:
- по оказанию содействия добровольному переселению в Сахалинскую область соотечественников, проживающих за рубежом;
- программы развития и использования кадрового потенциала по видам экономической деятельности, инвестиционные программы, предусматривающие меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда.
Разработка системы мер, направленных на поддержку работодателей, создающих новые рабочие места в наиболее значимых для области отраслях экономики.".
1.5. В абзаце восьмом раздела 6
слово "департамент" заменить словом "министерство".
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области И.И.Трутневу.
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области
С.Г.Шередекин