Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2011 г. № 33-2405

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Н.Ю.Н. на решение Советского районного суда г. Рязани от 19 октября 2011 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении исковых требования Н.Ю.Н. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Рязанской области о зачете в стаж государственной службы в органах государственной противопожарной службы периода военной службы по призыву с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Яковлевой Л.А., судебная коллегия

установила:

Н.Ю.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Рязанской области о включении периода военной службы в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что в период с 30 сентября 1993 года по 1 января 2002 года истец служил в Государственной противопожарной службе МВД РФ, с 1 января 2002 года по 31 мая 2010 года - в Государственной противопожарной службе МЧС России. Согласно приказу № <...> от 31.05.2010 он был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. "з" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел. Выслуга по состоянию на 31 мая 2010 года в календарном исчислении составила 18 лет 7 месяцев 10 дней.
14 января 2011 года он обратился в ГУ МЧС Росси по Рязанской области с просьбой засчитать ему в стаж государственной службы в органах противопожарной службы период военной службы по призыву с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы. Письмом № <...> от 14.02.2011 ответчик сообщил ему, что в соответствии с п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.21993 года № 941, военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (срочная служба) засчитывается в выслугу лет при назначении пенсии в календарном исчислении. Считая данное обоснование ответчика для отказа необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, просил суд обязать ГУ МЧС России по Рязанской области засчитать ему в стаж государственной службы в органах противопожарной службы период военной службы по призыву с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.
Впоследствии Н.Ю.Н. уточнил исковые требования и в окончательной форме просил суд обязать ГУ МЧС России по Рязанской области засчитать ему в стаж государственной службы в органах противопожарной службы период военной службы по призыву с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы для назначении пенсии за выслугу лет.
Суд отказал Н.Ю.Н. в удовлетворении заявленных исковых требований, о чем постановил указанное решение.
В кассационной жалобе Н.Ю.Н. просит решение отменить, полагая, что судом при его вынесении неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что в период с 30 сентября 1993 года по 1 января 2002 года Н.Ю.Н. проходил службу в Государственной противопожарной службе МВД РФ, с 1 января 2002 года по 31 мая 2010 года - в Государственной противопожарной службе МЧС России, и был уволен приказом № <...> от 31.05.2010 по п. "з" ч. 1 ст. 58 "Положения о службе в органах внутренних дел".
При увольнении истца его выслуга на дату увольнения была рассчитана ГУ МЧС России по Рязанской области в календарном исчислении, как 18 лет 7 месяцев 10 дней. В выслугу лет Н.Ю.Н. засчитан период службы по призыву (срочной службы) с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года в календарном исчислении.
14 января 2011 года Н.Ю.Н. обратился в ГУ МЧС Росси по Рязанской области с заявлением о зачете ему в стаж государственной службы в органах противопожарной службы периода военной службы по призыву с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.
Письмом ГУ МЧС России по Рязанской области № <...> от 14 февраля 2011 года Н.Ю.Н. было сообщено, что выслуга лет установлена ему правильно в соответствии с действующим законодательством. Спорный период прохождения военной службы по призыву подлежит зачету в календарном исчислении в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции на основе норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Служба в органах государственной противопожарной службы (ФПС МЧС) является особым видом службы и определяется специальным нормативным актом "Положением о службе в органах внутренних дел РФ", утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1.
Пенсионное обеспечение сотрудников ФПС МЧС, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, не регулируется ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (ст. 1 ФЗ), а осуществляется на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса - условия назначения данной категории лиц пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанный нормативный акт не содержит понятия "стажа государственной службы в органах противопожарной службы", поскольку, как правило, пенсия данной категории лиц устанавливается за наличие специального стажа на протяжении определенного времени, который поименован "выслугой лет".
Статьей 13 указанного федерального закона для данной категории лиц предусмотрена такая мера социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги, в которую в том числе засчитывается и военная служба.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанной категории лиц определяется Правительством РФ (ст. 18 Закона, п. 63 Положения о службе).
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ" военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности зачета ответчиком спорного периода с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года, являющегося периодом прохождения истцом военной службы по призыву (срочной военной службы), в выслугу лет Н.Ю.Н. в органах противопожарной службы в календарном исчислении.
Доводы кассационной жалобы о наличии у истца Н.Ю.Н. права на льготное исчисление выслуги лет в спорный период на основании Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" основаны на неправильном толковании закона.
Согласно п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих", определяющего права и свободы военнослужащих, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Служба в органах внутренних дел и государственной противопожарной службе, являющаяся составной частью правоохранительной службы, действительно входит в систему государственной службы РФ (ФЗ от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ").
Между тем, как предусматривает п. 1 ст. 14 ФЗ "О системе государственной службы РФ", стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и законами субъектов РФ.
Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению, стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941.
Законодательство о пенсионном обеспечении сотрудников ФПС МЧС не возлагает на организацию, назначающую пенсию, обязанность по исчислению стажа государственной службы, а п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих", определяет периоды включения времени нахождения граждан на военной службе в стаж государственной службы.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Н.Ю.Н.
Судом первой инстанции полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены и изменения решения, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Рязани от 19 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Н.Ю.Н. - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Рязанского областного суда от 30.11.2011 № 33-2405
<В удовлетворении исковых требований о включении периода военной службы в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении отказано правомерно, поскольку законодательство о пенсионном обеспечении сотрудников пожарной службы не возлагает на организацию, назначающую пенсию, обязанность по исчислению стажа государственной службы, а п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет периоды включения времени нахождения граждан на военной службе в стаж государственной службы>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru