Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 января 2012 г. по делу № А54-3409/2011

(извлечение)

Индивидуальный предприниматель Ж.П.В. обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в снятии с регистрации контрольно-кассовой техники, выраженном в письме от 04.07.2011 № 05-52/12174, а также об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Рязанской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель заявил о дополнении предмета заявленных требований и просил:
1. Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области об отказе в снятии с регистрации контрольно-кассовой техники, выраженное в письме № 05-52/12174 от 04.07.2011;
2. Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области об отказе в снятии с регистрации контрольно-кассовой техники, выраженное в письме № 05-12/12645 от 08.07.2011;
3. Обязать Межрайонную ИФНС России № 3 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Указанное дополнение требований принято Арбитражным судом к рассмотрению по существу.
Индивидуальный предприниматель требования поддержал в полном объеме.
Представитель налогового органа требования отклонил по доводам изложенным в отзыве и в дополнениях к отзыву. Из материалов дела следует, что 27.06.2011 в Межрайонную ИФНС России № 3 по Рязанской области поступило (нарочно) заявление индивидуального предпринимателя Ж.П.В., в котором он просил снять с учета ККТ Элвис ФР-К зав. № 20403.
В тот же день (27.06.2011) аналогичное по содержанию письмо с приложением паспорта контрольно-кассовой машины Элвис ФР-К зав. № 20403 было направлено предпринимателем в адрес Инспекции по почте. Межрайонная ИФНС России № 3 по Рязанской области, рассмотрев обращение предпринимателя (поступившее в Инспекцию 27.06.2011 нарочно), направила в его адрес письмо от 04.07.2011 № 05-52/20174, в котором разъяснила, что согласно приказу ФНС России от 10.06.2005 № САЭ-3-25/262 @. при подаче заявления о снятии контрольно-кассовой техники с учета в налоговый орган налогоплательщик обязан представить следующие документы:
1. Журнал кассира-операциониста
2. Карточку регистрации контрольно-кассовой техники № 7 - 8.
3. Отчет о содержимом блока фискальной памяти с момента постановки ККТ на учет в налоговом органе.
4. Паспорт контрольно-кассовой техники. Ввиду того, что предпринимателем не представлены вышеперечисленные документы, Инспекция указала о невозможности снятия контрольно-кассовой техники с налогового учета.
Не согласившись с решением налогового органа, изложенном в письме от 04.07.2011 № 05-52/20174, индивидуальный предприниматель Ж.П.В. обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области об отказе в снятии с регистрации контрольно-кассовой техники, выраженном в письме № 05-52/12174 от 04.07.2011.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области было также рассмотрено обращение, направленное предпринимателем по почте 27.06.2011. Заявителю дан ответ, изложенный в письме от 08.07.2011 № 05-12/12645, в котором разъяснено, что снятие контрольно-кассовой техники с регистрации осуществляется по заявлению пользователя в налоговый орган; к заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации ККТ.
Индивидуальный предприниматель Ж.П.В., полагая, что данное решение налогового органа также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в судебном заседании заявил дополнительное требование о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области об отказе в снятии с регистрации контрольно-кассовой техники, выраженном в письме № 05-12/12645 от 08.07.2011. Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Рязанской области считает, что в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Ж.П.В. требований следует отказать. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В случае, если Арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных норм следует, что действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными лишь при наличии в совокупности двух условий:
1) несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и
2) нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна: быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме (пункт 1 статьи 4 Закона № 54-ФЗ).
При этом пунктом 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ установлено, что организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны: предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 470 утверждено Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение). В соответствии с пунктом 16 Положения перерегистрация и снятие контрольно-кассовой техники с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована контрольно-кассовая техника. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации.
О регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники делается отметка в паспорте контрольно-кассовой техники, которая заверяется печатью налогового органа. О снятии с регистрации контрольно-кассовой техники также делается отметка в книге учета и карточке регистрации, которая остается в налоговом органе (пункт 17 Положения).
Аналогичные требования закреплены в пунктах 18, 46 - 54 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н (далее - Административный регламент).
Анализ названных норм свидетельствует, что заявление пользователя о снятии с регистрации контрольно-кассовой техники с приложением паспорта контрольно-кассовой техники и карточки регистрации является основанием для начала исполнения государственных функций. Весь комплекс административных процедур по исполнению государственных функций закреплен в Административном регламенте в III разделе и включают в себя:
- прием документов,
- рассмотрение представленных документов,
- осмотр контрольно-кассовой техники, ее фискализацию и регистрацию,
- перерегистрацию, снятие с регистрации контрольно-кассовой техники.
Судом установлено, что 27.06.2011 в Межрайонную ИФНС России № 3 по Рязанской области поступило (нарочно) заявление индивидуального предпринимателя Ж.П.В., в котором он просил снять с учета ККТ Элвис ФР-К зав. № 20403.
Указанное заявление поступило в налоговый орган без приложений. Данный факт заявитель не оспаривает, однако утверждает, что ни индивидуальный предприниматель Ж., ни его представитель нарочно не подавали 27.06.2011 заявление в налоговый орган, поскольку сотрудники инспекции, по сути, отказали в принятии заявления, при этом один экземпляр заявления, который сотрудник инспекции сначала брал у него, мог остаться в инспекции.
Суд, оценив данный довод заявителя, отклоняет его как противоречащий материалам дела. Фактические обстоятельства свидетельствуют, что документ, подписанный индивидуальным предпринимателем Ж.П.В. с просьбой снять с регистрации контрольно-кассовую технику, поступил в налоговый орган и зарегистрирован в установленном порядке.
В судебном заседании оригинал указанного заявления представлен ответчиком на обозрение суда и заявителя. Подлинность письма заявителем не оспаривается.
Свидетельские показания Г.О.А. (работника индивидуального предпринимателя Ж.П.В.) и пояснения предпринимателя не опровергают вышеуказанные обстоятельства, подтвержденные материалами дела.
Также судом установлено, что 27.06.2011 аналогичное по содержанию письмо (о снятии ККТ с регистрации) с приложением паспорта контрольно-кассовой машины Элвис ФР-К зав. № 20403 было направлено предпринимателем в адрес Инспекции по почте.
Данный факт сторонами не оспаривается. Письмо получено налоговым органом - 05.07.2011. Утверждение предпринимателя о том, что направленное им по почте 27.06.2011 письмо было получено инспекцией 30.06.2011, в ходе судебного разбирательства не нашло своего подтверждения.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 06.10.2011 у Управления федеральной почтовой связи Рязанской области - филиал ФГУП "Почта России" истребованы сведения, подтверждающие факт получения (дату получения) в ОПС № 46 представителем инспекции Х.Ю.А., действующей по доверенности, заказного письма "с объявленной ценностью" за № 39004837038825, направленного 27.06.2011 в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Рязанской области гр. Ж.П.В.
Согласно полученному ответу, письмо поступило в отделение почтовой связи Рязань 390046 30.06.2011. Извещение ф. 22 доставлено адресату 30.06.2011.
Письмо с объявленной ценностью № 39004837038825 вручено 05.07.2011 по доверенности Х.Ю.А., по накладной ф. 16 в количестве 5 вещей (в том числе почтовое отправление № 39004837038825). Представлена копия соответствующей накладной.
Таким образом, хронология событий свидетельствует, что на письмо предпринимателя, поступившее в налоговый орган нарочно 27.06.2011, ответчиком дан ответ 04.07.2011 (№ 05-52/20174); на письмо, поступившее по почте 05.07.2011 - ответ дан 08.07.2011 (№ 05-12/12645).
При этом судом установлено, что в обоих случаях обращения индивидуального предпринимателя Ж.П.В. им представлялся неполный пакет необходимых документов для снятия с регистрации ККТ (в первом случае - одно заявление; во втором - заявление и паспорт ККТ).
Вместе с тем, пунктом 36 Административного регламента предусмотрено, что в случае если пользователем (уполномоченным лицом) представлен неполный комплект необходимых документов или представлены для регистрации (перерегистрации, снятия с регистрации) контрольно-кассовой техники документы, оформленные в неустановленном порядке, специалист структурного подразделения, ответственного за исполнение государственной функции, уведомляет об этом пользователя (уполномоченное лицо) способом, подтверждающим получение уведомления.
В случае неустранения выявленных недостатков пользователю направляется почтовое отправление с уведомлением в соответствии с пунктом 23 настоящего Административного регламента. В соответствии с пунктом 22 Административного регламента представление неполного комплекта необходимых документов, а также документов, оформленных в неустановленном порядке, при условии неустранения пользователем указанных недостатков является одним из оснований не исполнения государственной функции.
Письмо о причине неисполнения государственной функции направляется территориальным налоговым органом в адрес пользователя в виде почтового отправления с уведомлением о вручении не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления о регистрации (перерегистрации, снятии с регистрации) контрольно-кассовой техники. К указанному письму прилагается представленный для регистрации (перерегистрации, снятия с регистрации) комплект документов (пункт 23 Административного регламента). Оценивая буквальное содержание письма от 04.07.2011 № 05-52/20174, суд пришел выводу, что оно не является отказом Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области в снятии с регистрации ККТ.
Данное письмо расценивается судом исключительно как уведомление налогового органа пользователя о выявленных недостатках, в том числе о необходимости представления карточки регистрации контрольно-кассовой техники и паспорта контрольно-кассовой техники.
Предложение налогового органа представить дополнительно журнал кассира-операциониста и отчет о содержимом блока фискальной памяти с момента постановки ККТ на учет в налоговом органе само по себе не влечет недействительности письма от 04.07.2011 № 05-52/20174. Данные требования связаны с последующими процедурами исполнения государственных функций (осмотром ККТ, ее фискализацией и снятием с регистрации) и не противоречат пункту 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ и пунктам 46 - 54 Административного регламента.
Для признания данного письма недействительным заявитель должен доказать соблюдения процедуры снятия ККТ с регистрации, в том числе представление в налоговый орган установленного законом пакета документов. Довод предпринимателя о том, что карточки регистрации контрольно-кассовой техники им утрачена, а законом не установлены порядок и обязанность пользователя ее восстанавливать, судом отклоняется.
Ни Положение, ни Административный регламент не предусматривают каких-либо изъятий по объему предоставляемых документов, необходимых для снятия ККТ с регистрации. Паспорт контрольно-кассовой техники и карточка ее регистрации являются обязательными приложениями к заявлению о снятии ККТ. При этом карточка регистрации контрольно-кассовой техники выдается организации или же индивидуальному предпринимателю в момент постановки данной модели контрольно-кассовой техники на учет.
В ней налоговым органом отражаются все необходимые сведения для обеспечения надлежащего контроля за соблюдением кассовой дисциплины налогоплательщиком в области организации работы контрольно-кассовой техники.
В соответствии с пп. 4 пункта 1 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию. Карточка регистрации контрольно-кассовой техники хранится в организации по месту установки контрольно-кассовой техники в течение всего срока ее эксплуатации, предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением контрольно-кассовой техники, и возвращается налоговому органу при снятии контрольно-кассовой техники с регистрации.
Таким образом, индивидуальный предприниматель обязан обеспечивать сохранность карточки регистрации контрольно-кассовой техники до конца срока эксплуатации контрольно-кассовой техники и снятии ее с регистрации. Из смысла данного требования следует вывод, что в случае утраты карточки регистрации контрольно-кассовой техники пользователь должен предпринять меры к ее восстановлению (получению дубликата).
Индивидуальный предприниматель Ж.П.В. утратил карточку ККТ при неизвестных обстоятельствах, с заявлением о выдачи ее дубликата в налоговый орган не обращался.
Таким образом, индивидуальный предприниматель Ж.П.В. не доказал соблюдение установленного порядка снятия ККТ с регистрации (представления полного пакета документов) и как следствие нарушения его законных прав и интересов оспариваемым письмом налогового органа от 04.07.2011 № 05-52/20174. Те же выводы положены в основу оценки дополнительного требования предпринимателя о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области об отказе в снятии с регистрации контрольно-кассовой техники, выраженном в письме № 05-12/12645 от 08.07.2011.
Буквальное содержание письма № 05-12/12645 от 08.07.2011 свидетельствует о подробном разъяснении инспекцией порядка снятия ККТ с регистрации, обязательном перечне документов, служащем основанием для начала исполнения государственной функции. Ссылка заявителя на то обстоятельство, что письмо № 05-12/12645 от 08.07.2011 им не получено, поскольку (как установлено в ходе судебного разбирательства - направлено простой корреспонденцией) существенного значения не имеет, поскольку, по сути, налоговый орган дал дважды ответ на одно и то же заявление предпринимателя, уведомляя пользователя о недостаточности представленного им комплекта документов.
Кроме того, данный ответ налогового органа в полной мере соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы предпринимателя. На основании изложенного письма налогового органа от 04.07.2011 № 05-52/20174 и от 08.07.2011 № 05-12/12645 не могут рассматриваться как отказ налогового органа в исполнении государственной функции по снятию с регистрации ККТ в смысле, придаваемом пунктом 23 Административного регламента.
Более того, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что паспорт ККТ предпринимателю не возвращен, вследствие чего следует признать, что в настоящее время, исходя из смысла совокупности норм пунктов 18, 37 Административного регламента, исполнение государственной функции отложено до предоставления пользователем дополнительных (недостающих) документов. В судебном заседании представитель ответчика заявил, что налоговый орган готов рассмотреть вопрос о выдаче предпринимателю Ж.П.В. дубликата карточки регистрации ККТ, в случае обращения последнего с соответствующим заявлением.
В свою очередь, по мнению, Арбитражного суда, избранный заявителем способ защиты (суть заявленных требований - недействительность решений об отказе в снятии с регистрации ККТ) не может решить вопрос, связанный с основаниями для начала административных процедур по снятию ККТ с регистрации, не приведет к восстановлению его прав и законных интересов, поскольку со стороны индивидуального предпринимателя Ж.П.В. имели место принципиальные нарушения Положения и Административного регламента.
При этом, Арбитражный суд отмечает, что посредством судебного акта не допустимо установление иных оснований (усеченного объема документов) для снятия ККТ с регистрации, нежели чем установлено законом.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае Арбитражный суд не установил совокупность условий, необходимых для признания решений государственного органа недействительными, соответственно, у Арбитражного суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.01.2012 по делу № А54-3409/2011
<Поскольку индивидуальный предприниматель не доказал соблюдения установленного порядка снятия контрольно-кассовой техники с регистрации (представления полного пакета документов) и как следствие нарушения его законных прав и интересов оспариваемым письмом налогового органа, в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения налогового органа об отказе в снятии с регистрации контрольно-кассовой техники отказано>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru