АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2011 г. по делу № А33-1100/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 апреля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ермаковой И.И., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Прокурора Красноярского края в интересах общества с ограниченной ответственностью "ЭксПром" (ОГРН 1072442000421, ИНН 2413006632) (с. Ермаковское)
к агентству лесной отрасли Красноярского края (г. Красноярск)
о признании недействительным подпункта "е" пункта 13 раздела 3 договора аренды лесного участка № 215-з от 07.11.2008,
при участии в судебном заседании:
от истца: Черных А.В., удостоверение ТО 079110 от 12.02.2009 (до перерыва); Кулябовой Ю.А., удостоверение ТО № 077097 от 10.02.2009 (после перерыва),
от ответчика: Горовенко А.Н., представитель по доверенности от 12.08.2010 (до перерыва),
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.В. Медведевой,
установил:
Прокурор Красноярского края в интересах общества с ограниченной ответственностью "ЭксПром" обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Агентству лесной отрасли Красноярского края о признании недействительным подпункта "е" пункта 13 раздела 3 договора аренды лесного участка № 215-з от 07.11.2008, заключенного агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО "ЭксПром", в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение за собственный счет".
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 28.02.2011 возбуждено производство по делу.
Определением от 11.03.2011 заявление об уточнении правового основания иска, о признании недействительным подпункт "е" пункта 13 раздела 3 договора аренды лесного участка № 215-з от 07.11.2008, заключенного агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО "ЭксПром", в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение за собственный счет" на основании части 2 статьи 51
, части 3 статьи 53
, статьи 83
Лесного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 3
, 4
, 5
, 7
Правил пожарной безопасности в лесах в соответствии со статьей 49
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено судом, дело назначено к судебному разбирательству на 14.04.2011.
ООО "ЭксПром", извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, для участия в судебное заседание не явился. На основании статьи 156
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
В соответствии со статьей 163
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 14.04.2011 был объявлен перерыв до 09 час. 30 мин. 21.04.2011 в целях ознакомления ответчика с уточнением искового заявления, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края http://krasnoyarsk.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание было продолжено с участием прокурора Кулябовой Ю.А.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ООО "ЭксПром" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 215-з от 07.11.2008, согласно которому арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 49 лет лесной участок площадью 2415 га в Большереченском участковом лесничестве.
По акту приема-передачи от 07.11.2008 лесной участок передан во временное владение и пользование арендатора.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке Управлением Федеральной регистрационной службой по Красноярскому краю 29.04.2009 за номером регистрации 24-24-35/003/2009-210.
Права и обязанности арендатора и арендодателя предусмотрены разделом 3 договора.
Подпунктом "е" пункта 13 раздела 3 договора на арендатора возложена обязанность соблюдать требования Правил
пожарной безопасности в лесах, правил
санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, в случае возникновения лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение за собственный счет. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечить создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и др.), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.
Истец обратился с требованием о признании недействительным подпункта "е" пункта 13 раздела 3 договора аренды лесного участка № 215-з от 07.11.2008, заключенного агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО "ЭксПром", в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение за собственный счет", ссылаясь на несоответствие указанного положения договора требованиям закона.
Ответчик представил отзыв на иск, считает, что законных оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется на основании следующего:
- договор аренды заключен 07.11.2008, в период действия Постановления
Правительства Российской Федерации № 324 от 28.05.2007 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", которым утверждена форма договора аренды лесного участка. В указанной форме договора в подпункте "е" пункта 11 предусмотрена обязанность арендатора по обеспечению тушения лесного пожара;
- наличие в договоре аренды обязанности арендатора по тушению лесных пожаров за свой счет не препятствует обращению арендатора в агентство за возмещением средств, потраченных на тушение лесных пожаров.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 52
Арбитражного процессуального кодекса прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных указанными лицами.
В соответствии со статьей 153
Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 166
Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом
в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статья 168
Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ООО "ЭксПром" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 215-з от 07.11.2008, согласно которому арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 49 лет лесной участок площадью 2415 га в Большереченском участковом лесничестве.
Подпунктом "е" пункта 13 раздела 3 договора на арендатора возложена обязанность соблюдать требования Правил
пожарной безопасности в лесах, правил
санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, в случае возникновения лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение за собственный счет. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечить создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и др.), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.
В соответствии с частью 2 статьи 51
Лесного кодекса Российской Федерации охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных статьями 81
- 84
настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом
и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 53
Лесного кодекса Российской Федерации мерами пожарной безопасности в лесах являются предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно части 3 статьи 53
Лесного кодекса Российской Федерации (действующей на дату заключения договора) арендаторами лесных участков осуществляются, на основании проекта освоения лесов, указанные в пунктах 1
и 2 части 1 названной статьи
меры пожарной безопасности: противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
В соответствии с пунктом 3
Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Осуществление указанных мер пожарной безопасности возложено пунктом 4
Правил пожарной безопасности в лесах на соответствующие государственные органы.
В соответствии с пунктом 5
Правил пожарной безопасности в лесах указанные в подпунктах "а"
и "б " пункта 3
настоящих Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (пункт 7
Правил).
Согласно статье 83
Лесного кодекса Российской Федерации (действующей на дату заключения договора) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий, в том числе по организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи
полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83
Лесного кодекса Российской Федерации).
Методика
распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838.
Из системного и буквального содержания указанных норм материального права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета, поэтому возложение на арендатора лесного участка обязанности по ликвидации пожара своими силами и за счет своих средств не соответствует требованиям закона. Доводы ответчика являются необоснованными и отклоняются судом.
Как разъяснено в пункте 32
Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166
). Учитывая, что Кодекс
не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
В соответствии со статьей 180
Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Исходя из системного толкования указанных норм закона и нормативных правовых актов, суд пришел к выводу, что подпункт "е" пункта 13 раздела 3 договора аренды лесного участка № 215-з от 07.11.2008, возлагающий на арендатора лесного участка обязанность обеспечить ликвидацию пожара своими силами и за счет своих средств не соответствует требованиям закона, на основании статьи 168
является недействительной.
Признание недействительным подпункт "е" пункта 13 раздела 3 договора лесного участка от 07.1.2008, не повлияет на исполнение сторонами своих обязательств, следовательно не влечет недействительности прочих условий договора.
Учитывая, что подпункт "е" пункта 13 раздела 3 договора лесного участка от 07.1.2008 является недействительным, требование прокурора Красноярского края, обратившегося в арбитражный суд в интересах ООО "ЭксПром" о признании недействительным подпункта "е" пункта 13 раздела 3 договора аренды лесного участка № 215-з от 07.11.2008, заключенного агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО "ЭксПром", в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение за собственный счет" является обоснованным, иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 167
- 170
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
Иск удовлетворить.
Признать недействительным подпункт "е" пункта 13 раздела 3 договора аренды лесного участка № 215-з от 07.11.2008, заключенного Агентством лесной отрасли Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью "ЭксПром", в части слов "в случае возникновения лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение за собственный счет".
Взыскать с Агентства лесной отрасли Красноярского края в доход федерального бюджета 4 000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
И.И.ЕРМАКОВА