Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 февраля 2011 г. по делу № А14-9365/2010

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 22 февраля 2011 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Ремонтно-строительный участок "П" города Воронежа (далее - заявитель, Предприятие, МУП РСУ "П") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным отказа Управления земельных отношения Департамента муниципальной собственности в предоставлении земельного участка в аренду от 12.08.2010 г. № 03/806430.
Определением Арбитражного суда от 17.12.2010 г. произведена замена ненадлежащего ответчика по делу - Администрация городского округа город Воронеж, надлежащим - Департамент муниципальной собственности Администрации городского округа город Воронеж (далее - ответчик, Департамент); рассмотрение дела начато с самого начала.
Администрация городского округа город Воронеж определением суда от 12.01.2011 г. привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебное заседание не явились представители Департамента и Администрации, ответчик, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу статьи 156 АПК РФ судебное разбирательство осуществлялось в отсутствии надлежаще извещенных Департамента и Администрации.
Заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях от 17.12.2010 г.
Департамент в нарушении статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв не представил.
В судебном заседании 08.02.2011 г. объявлялся перерыв до 15.02.2011 г. в порядке статьи 163 АПК РФ (с учетом выходных дней).
Из материалов дела следует.
24.09.1999 г. между Администрацией г. Воронежа и МУП РСУ "П" был заключен договор № ХВ-26-к о передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение расположенного по адресу: <...> (ныне <...>). В этот же день был подписан акт приема-передачи муниципального имущества согласно перечня от 24.09.1999 г.
01.12.2005 г. муниципальное унитарное предприятие "Ремонтно-строительный участок "П" решением Арбитражного суда Воронежской области по делу № А14-6575/2005/37/7б было признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства, конкурсным управляющим назначен Ж.
26.02.2008 г. постановлением главы администрации городского округа город Воронеж № 323 был утвержден проект границ земельного участка площадью 12599 кв. м, фактически занимаемого производственно-складской базой, по <...>.
12.05.2008 г. указанный земельный участок площадью 12599 кв. м был поставлен на государственный учет с кадастровым номером <...>.
1.12.2009 г. конкурсный управляющий МУП РСУ "П" обратился в Управление регулирования земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, сроком на 49 лет.
12.08.2010 г. Департамент муниципальной собственности своим письмом исх. № 03/806430 отказал МУП РСУ "П" в заключение договора аренды указанного выше земельного участка.
Не согласившись с отказом Департамента о предоставлении земельного участка площадью 12599 кв. м в аренду, конкурсный управляющий обратился в суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что поскольку на испрашиваемом участке расположены принадлежащие МУП РСУ "П" на праве хозяйственного ведения объекты недвижимости, то в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации у заявителя возникло исключительное право на приобретение права аренды спорного земельного участка. При этом заявитель подтверждает, что на спорном земельном участке также находятся объекты недвижимости право собственности на которые зарегистрировано за ООО "В".
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ двух условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, согласно абзацу второму пункта 1 данной статьи имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
При этом суд отмечает, что в силу абзаца 2 пункта 7 статьи 36 ЗК местоположение границ испрашиваемого земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Таким образом, на основании статьи 36 ЗК РФ орган местного самоуправления может положительно разрешить вопрос о передаче спорного земельного участка в аренду или в собственность, прежде всего при установлении факта нахождения на определенном земельном участке здания, строения, сооружения, принадлежащего на определенном праве заинтересованному лицу, с учетом фактического землепользования и в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Одним из основных условий законности предоставления земельных участков является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении участков.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, а также подтверждается самим заявителем, на спорном земельном участке по адресу: <...>, площадью 12599 кв. м расположены не только объекты недвижимости переданные заявителю на основании договора № ХВ-26-к от 24.09.1999 г. в хозяйственное ведение, но и здания (строения) принадлежащие на праве собственности третьему лицу ООО "В".
При этом суд отмечает, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 36 ЗК РФ третье лицо имеет исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков под объектами недвижимости, которые принадлежат ему на праве собственности.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ Департамента муниципальной собственности в предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 12 599 кв. м, расположенного по адресу: <...>, выраженный в письме от 12.08.2010 г. № 03/806430, не может нарушать прав и законных интересов общества-должника, поскольку у последнего в силу статьи 36 ЗК РФ не возникло право на заключение договора аренды в отношении всего земельного участка на котором находятся, в том числе и объекты недвижимости, не принадлежащие обществу.
На основании изложенного, в силу статьи 198 АПК РФ, при отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя, суд не находит оснований для удовлетворения требований МУП РСУ "П".
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб., установленные статьей 333.32 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на заявителя. Заявителю при принятии к производству настоящего дела определением суда от 20.09.2010 г. была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с учетом результатов рассмотрения дела с МУП РСУ "П" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71, 110, 167 - 170, 176, 177, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований муниципального унитарного предприятия "Ремонтно-строительный участок "П" города Воронежа (ИНН <...>, ОГРН <...>) о признании незаконным отказа Управления земельных отношений Департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж (ИНН <...>, ОГРН <...>) в предоставлении земельного участка в аренду, выраженного в письме от 12.08.2010 г. № 03/806430, отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Ремонтно-строительный участок "П" города Воронежа (ИНН <...>, ОГРН <...>), зарегистрированного по адресу: <...>, государственную пошлину в размере 2000 руб. в доход федерального бюджета.
Исполнительный лист выдать после вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.02.2011 по делу № А14-9365/2010
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ департамента муниципальной собственности в предоставлении муниципальному унитарному предприятию в аренду на 49 лет земельного участка не мог нарушать прав и законных интересов заявителя, поскольку у последнего в силу ст. 36 ЗК РФ отсутствовало право на заключение договора аренды в отношении всего земельного участка, на котором находились также объекты недвижимости, не принадлежавшие предприятию.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru